____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС от 14 апреля 2010 года N 74
____________________________________________________________________
В целях упорядочения условий деятельности работников структурных подразделений территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
приказываю:
1. Утвердить Методические указания по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям (далее Методические указания) и ввести их в действие с 01.01.2001 (Приложения 1, 2, 3, 4).
2. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществлять расчет штатной численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденными Методическими указаниями с учетом установленного по согласованию с правлением территориального фонда ОМС и рекомендациями Федерального фонда ОМС норматива финансовых средств, выделяемых на выполнение фондом управленческих функций.
3. Управлению кадров (Швидкин С.А.) и Управлению учета, контроля по сбору страховых взносов и организации экономической деятельности (Фролова Н.И.) оказать практическую помощь руководителям территориальных фондов обязательного медицинского страхования в организации работы по применению Методических указаний.
4. Приказ Федерального фонда ОМС от 29.12.94 N 52 "Об утверждении укрупненных нормативов численности работников территориальных фондов ОМС" признать утратившим силу с 01.01.2001.
5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя директора Федерального фонда ОМС Крюкова Ю.Н.
Директор
А.М.Таранов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям
1.1. Методические указания по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года N 857 "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования".
1.2. Методические указания используются территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее территориальными фондами ОМС) в целях обоснования численности работников фондов и их филиалов, рациональной организации работ, оптимизации структуры и уровня расходов на содержание аппарата управления.
1.3. Объективные различия характеристик территориальных фондов ОМС (квалификация персонала, организация труда, техническая оснащенность фонда, наличие помещений, транспортных средств, связи и др.) обусловливают возможность превышения их нормативной численности не более чем на 10 процентов, что требует обоснования и согласования с Федеральным фондом ОМС.
1.4. Перечень функций, а также типовые наименования структурных подразделений по этим функциям и должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей и других работников территориальных фондов ОМС приводятся в Приложении N 2.
1.5. Нормативы численности работников территориальных фондов ОМС и их филиалов рассчитываются территориальными фондами согласно Приложению N 3.
Территориальные фонды ОМС, условия деятельности которых имеют существенные отличия от большинства фондов, а именно: Краснодарский краевой территориальный фонд ОМС, Московский городской фонд ОМС, Московский областной фонд ОМС, Ростовский областной фонд ОМС, Территориальный фонд ОМС Свердловской области, Республиканская больничная касса Республики Татарстан, рассчитывают нормативы численности работников согласно Приложению N 4.
1.6. Фонд оплаты труда работников территориальных фондов ОМС и их филиалов по соответствующим функциям рассчитывается в пределах общей суммы средств, выделяемых на осуществление управленческих функций территориального фонда ОМС согласно Приказу ФОМС от 09.12.99 N 105 "Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования".
2.1. В основу разработки Методических указаний положены данные территориальных фондов ОМС о штатной и фактической численности работников, объемах и организационно-технических условиях, характеризующие факторы, которые влияют на трудоемкость выполнения работ, косвенные измерения затрат труда в зависимости от объемов и содержания исполняемых работ.
2.2. Обеспечиваются оптимальные рамки типизации для сохранения возможности использования прогрессивных и специфических решений с учетом конкретных условий и особенностей на местах. Реализация различных моделей финансовых потоков, включение в территориальные программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью разных объемов медицинской помощи в территориальных фондах ОМС обуславливают конкретные различия в их функциональных структурах. Исходя из этого, руководитель территориального фонда ОМС, в пределах общей нормативной численности работников, может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет соответствующего уменьшения (увеличения) численности по другой.
2.3. Величины факторов, влияющих на нормативную численность по каждой функции, определяются по планируемым показателям на год, в соответствии с которыми утверждается штатное расписание, другие показатели - по отчету за предыдущий год.
2.5. Норматив численности в целом по территориальному фонду ОМС определяется путем суммирования нормативов по функциям, при этом производится округление до целого числа по каждой функции. При расчете общей численности работников территориального фонда ОМС и филиалов следует иметь в виду, что численность заместителей руководителя территориального фонда ОМС и филиалов может быть учтена в методике расчета нормативной численности по соответствующим функциям. В этом случае в целях исключения повторного счета необходимо провести корректировку общей численности работников.
2.6. При возложении на территориальные фонды ОМС дополнительных функций, не предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, увеличение численности требует обоснования и согласования с Федеральным фондом ОМС.
2.7. Деятельность руководителей, специалистов и технических исполнителей территориальных фондов должна регламентироваться должностными инструкциями, утвержденными руководителем территориального фонда ОМС.
Первый заместитель
Директора ФОМС
Ю.Н.Крюков
Начальник Управления
кадров ФОМС
С.А.Швидкин
Начальник Управления
научного анализа
и организации научно-
исследовательских
работ ФОМС
Н.А.Кравченко
Перечень функций, типовые наименования структурных подразделений по этим функциям и наименования должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей и других работников
Функция ТФОМС | N раздела Методических указаний | Типовые наименования структурных подразделений ТФОМС | Наименование должностей работников ТФОМС, их филиалов и представительств |
Общее руководство деятельностью ТФОМС и его филиалов | I | Руководство | Исполнительный директор, первый заместитель исполнительного директора, заместитель исполнительного директора, помощник исполнительного директора, директор филиала, заместитель директора филиала |
Организация сбора и учета страховых взносов и платежей | II | Управление (отдел) учета и контроля сбора страховых взно- сов и платежей | Начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории |
Бухгалтерский учет и анализ деятельности | III | Управление бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) | Начальник управления - главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, бухгалтер, кассир |
Финансово - экономическая деятельность | IV | Финансово - экономическое управление (отдел) | Начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, экономист |
Организация ОМС | V | Управление (отдел) организации обязательного медицинского страхования | Начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории, эксперт |
Контрольно- ревизионная деятельность | VI | Контрольно- ревизионное управление (отдел) | Начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории |
Автоматизация информационного обеспечения | VII | Управление (отдел) информационного обеспечения | Начальник управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории, оператор |
Правовое обеспечение | VIII | Юридический отдел | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, главный юрисконсульт, ведущий юрисконсульт, юрисконсульт |
Кадровое обеспечение | IX | Отдел кадров | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, инспектор по кадрам |
Организационно - техническое обеспечение | X | Канцелярия Общий отдел Архив | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специ- алист, ведущий специалист, специалист I категории, начальник канцелярии, заведующий архивом, делопроизводитель, машинистка, секретарь - машинистка, секретарь |
Транспортное и хозяйственное обслуживание | XI | Административно - хозяйственный отдел | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, заведующий хозяйством, водитель 1 и 2 класса, вахтер (сторож), уборщица служебных помещений, рабочий (I - IV разрядов) |
Первый заместитель
Директора ФОМС
Ю.Н.Крюков
Начальник Управления
кадров ФОМС
С.А.Швидкин
Начальник Управления
научного анализа
и организации научно-
исследовательских
работ ФОМС
Н.А.Кравченко
Нормативно-методическая часть
________________
* Представительства и уполномоченные не являются филиалами ТФОМС, их численность входит в общую численность по функциям.
Содержание работ. Организация и руководство деятельностью ТФОМС или филиалом в соответствии с утвержденным положением. Осуществление всех прав и обязанностей, вытекающих из возложенных на ТФОМС (филиал) задач. Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в регионе (районе). Организация работы по составлению бюджета ТФОМС. Организация и осуществление мероприятий по сбору и аккумулированию финансовых средств. Обеспечение взаимодействия ТФОМС с участниками системы ОМС. Осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению устойчивости системы ОМС при соблюдении финансовой и договорной дисциплины. Организация разработки и реализации территориальной программы ОМС граждан. Направление деятельности структурных подразделений ТФОМС на обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для повышения объемов и качества медицинской помощи в регионе (районе). Разработка перспективных планов развития деятельности ТФОМС (филиала), подготовка предложений по повышению эффективности работы системы ОМС. Осуществление контроля за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на ОМС. Осуществление административно-распорядительной деятельности по управлению ТФОМС (филиалом). Организация учета и отчетности. Представление интересов ТФОМС в учреждениях и организациях. Формирование штатов ТФОМС (филиалов), их укомплектование работниками требуемой квалификации; подбор, расстановка и рациональное использование кадров, их аттестация; организация работы по повышению квалификации специалистов. Организационно-техническое обеспечение работы ТФОМС (филиала). Распоряжение имуществом и хозяйственной деятельностью ТФОМС (филиала).
Расчет нормативной численности работников по функции "Общее руководство деятельностью ТФОМС и его филиалами" (ЧI) осуществляется по формуле:
ЧI = 1 + Ну + SUMЧi,
Ну - норма управляемости (означает количество заместителей руководителя*, включая заместителей руководителей филиалов со среднесписочной численностью работающих свыше 20 чел.) определяется по таблице I;
SUMЧi - численность руководителей по филиалам ТФОМС;
i = 1...N - число филиалов ТФОМС.
________________
* Состав заместителей Руководителя ТФОМС зависит от объемов работ по основным направлениям деятельности ТФОМС. Одним из заместителей руководителя ТФОМС может являться главный бухгалтер и другие руководители, численность которых в настоящих методиках расчета нормативной численности учитывается в соответствующих функциональных группах (например, главный бухгалтер учтен по функции "Бухгалтерский учет и анализ деятельности").
НОРМА УПРАВЛЯЕМОСТИ
Среднесписочная численность | Норма |
20 - 50 | 1 |
51 - 80 | 2 |
81 - 175 | 3 |
176 - 300 | 4 |
301 и свыше | 5 |
Примечание. Среднесписочная численность работников ТФОМС приравнена к действующему штатному расписанию за минусом руководящих работников.
Содержание работ. Обеспечение сбора, учета и контроля поступлений страховых взносов и платежей на ОМС. Регистрация плательщиков страховых взносов, поддержание в актуальном состоянии базы данных (реестра плательщиков). Контроль за полнотой, своевременностью и правильностью поступлений страховых взносов, а также сумм штрафов и пеней. Проведение разъяснительной работы по порядку перечисления и уплаты страховых взносов на ОМС. Организация и проведение камеральных и документальных проверок плательщиков страховых взносов, оформление соответствующих актов и других документов. Контроль за порядком и сроками представления плательщиками расчетных ведомостей и правильностью их заполнения. Проведение расчетов пеней при осуществлении камеральных проверок: плательщикам - за несвоевременное перечисление взносов; банкам и иным кредитным учреждениям - за несвоевременное перечисление страховых взносов плательщиков; РКЦ - за несвоевременное списание денежных средств с транзитных счетов ОМС. Рассмотрение ходатайств плательщиков о предоставлении льгот по уплате страховых взносов. Участие в подготовке необходимых материалов для рассмотрения в суде спорных вопросов по уплате страховых взносов. Взаимодействие с территориальными органами Министерства РФ по налогам и сборам и другими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Оказание консультативной и методической помощи плательщикам. Ведение отчетности по учету и сбору страховых взносов. Взаимодействие с территориальными органами Федерального казначейства по вопросу перечисления части единого налога с вмененного дохода в ТФОМС. Проведение реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и начисленным пеням. Проведение анализа и составление отчетов о проведении реструктуризации задолженности.