ПРИКАЗ
от 14 апреля 2010 года N 74
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС от 18 марта 2013 года N 56
____________________________________________________________________
В целях обоснования численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов и в соответствии с подпунктом 8 пункта 21 устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857 (ред. от 22.06.2009)
приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
2. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществлять расчет штатной численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями, с учетом установленного по согласованию с правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования и рекомендациями Федерального фонда обязательного медицинского страхования по определению норматива финансовых средств, выделяемых на выполнение фондом управленческих функций.
3. Приказ Федерального фонда ОМС от 11.07.2000 N 57 "Об утверждении Методических указаний по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям" признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Контрольно-ревизионного управления Плешкова И.В.
Председатель
А.В.Юрин
Методические рекомендации по расчету нормативов численности работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиалов по основным функциям
1.1. Методические рекомендации содержат перечень функций, типовые наименования структурных подразделений по этим функциям, должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей и других работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), методики расчета нормативной численности работников ТФОМС и их филиалов по основным функциям.
1.2. Методические рекомендации используются территориальными фондами обязательного медицинского страхования в целях обоснования численности работников фондов и их филиалов, рациональной организации работ, оптимизации структуры и уровня расходов на содержание аппарата управления.
1.3. Объективные различия характеристик ТФОМС (квалификация персонала, организация труда, техническая оснащенность фонда, наличие помещений, транспортных средств, связи и др.) обуславливают возможность превышения их нормативной численности не более, чем на 10 процентов, что требует обоснования и согласования с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
2.1. В основу разработки Методических рекомендаций положены данные ТФОМС о штатной и фактической численности работников, объемах и организационно-технических условиях, характеризующие факторы, которые влияют на трудоемкость выполнения работ, косвенные измерения затрат труда в зависимости от объемов и содержания исполняемых работ.
2.2. Обеспечиваются оптимальные рамки типизации для сохранения возможности использования прогрессивных и специфических решений с учетом конкретных условий и особенностей на местах. Реализация различных моделей финансовых потоков, включение в территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощью разных объемов медицинской помощи обуславливают конкретные различия в их функциональных структурах. Исходя из этого, руководитель ТФОМС в пределах общей нормативной численности работников может увеличивать (уменьшать) численность по одной функции за счет соответствующего уменьшения (увеличения) численности по другой.
2.3. Величины факторов, влияющих на нормативную численность по каждой функции, определяются по отчету за предыдущий год.
2.4. Норматив численности в целом по ТФОМС определяется путем суммирования нормативов по функциям, при этом производится округление до целого числа по каждой функции. При расчете общей численности работников ТФОМС и филиалов следует иметь в виду, что численность заместителей руководителя ТФОМС и филиалов может быть учтена в методике расчета нормативной численности по соответствующим функциям. В этом случае в целях исключения повторного счета необходимо провести корректировку общей численности работников.
2.5. При исполнении ТФОМС дополнительных функций, не предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, увеличение численности требует обоснования и согласования с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
2.6. Деятельность руководителей, специалистов и технических исполнителей ТФОМС должна регламентироваться должностными инструкциями, утвержденными исполнительным директором ТФОМС.
Функция ТФОМС | N раздела методи- | Типовые наименования структурных подразделений ТФОМС | Наименование должностей работников ТФОМС, их филиалов и представительств |
Общее руководство деятельностью ТФОМС и его филиалов | I | Руководство | Исполнительный директор, первый заместитель исполнительного директора, заместитель исполнительного директора, помощник исполнительного директора, директор филиала, заместитель директора филиала |
Организация ОМС | II | Управление (отдел) организации обязательного медицинского страхования | Начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории, эксперт |
Финансово- | III | Финансово- | Начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, экономист |
Организация формирования финансовых средств и статистической отчетности в системе ОМС | IV | Управление (отдел) формирования финансовых средств и статистической отчетности в системе ОМС | Начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории |
Контрольно- | V | Контрольно- | Начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории |
Бухгалтерский учет и анализ деятельности | VI | Управление бухгалтерского учета и отчетности (управление, отдел) | Начальник управления - главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, бухгалтер, кассир |
Автоматизация информационного обеспечения | VII | Управление (отдел) информационного обеспечения | Начальник управления, заместитель начальника управления, начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I и II категории, оператор |
Правовое обеспечение | VIII | Юридический отдел | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, главный юрисконсульт, ведущий юрисконсульт, юрисконсульт |
Кадровое обеспечение | IX | Отдел кадров | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, инспектор по кадрам |
Организационно- | X | Канцелярия | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, начальник канцелярии, заведующий архивом, делопроизводитель, машинистка, секретарь-машинистка, секретарь |
Транспортное и хозяйственное обслуживание | XI | Административно- | Начальник отдела, заместитель начальника отдела, главный специалист, ведущий специалист, специалист I категории, заведующий хозяйством, водитель 1 и 2 класса, вахтер (сторож), уборщица служебных помещений, рабочий (I-IV разрядов) |
Защита информации | XII | Отдел информационной безопасности | Начальник отдела, главный специалист, ведущий специалист, оператор. |
________________
* Представительства и уполномоченные не являются филиалами ТФОМС, их численность входит в общую численность по функциям.
Содержание работ. Организация и руководство деятельностью ТФОМС или филиалом в соответствии с утвержденным положением. Осуществление всех прав и обязанностей, вытекающих из возложенных на ТФОМС (филиал) задач. Реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в регионе (районе). Организация работы по составлению бюджета ТФОМС. Организация и осуществление мероприятий по аккумулированию финансовых средств. Обеспечение взаимодействия ТФОМС с субъектами системы ОМС. Осуществление деятельности по обеспечению устойчивости системы ОМС при соблюдении финансовой и договорной дисциплины. Организация разработки и реализации территориальной программы ОМС граждан. Направление деятельности структурных подразделений ТФОМС на обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и эффективного расходования средств обязательного медицинского страхования. Разработка перспективных планов деятельности ТФОМС (филиала), подготовка предложений по повышению эффективности работы системы ОМС. Осуществление административно-распорядительной деятельности по управлению ТФОМС (филиалом). Организация учета и отчетности. Представление интересов ТФОМС в учреждениях и организациях. Формирование штатов ТФОМС (филиалов), их укомплектование работниками требуемой квалификации: подбор, расстановка и рациональное использование кадров, их аттестация; организация работы по повышению квалификации специалистов. Организационно-техническое обеспечение работы ТФОМС (филиала). Распоряжение имуществом и хозяйственной деятельностью ТФОМС (филиала).
Расчет нормативной численности работников по функции "Общее руководство деятельностью ТФОМС и его филиалами" (ЧI) осуществляется по формуле:
ЧI = 1 + Ну + SUMЧi,
Ну - норма управляемости (означает количество заместителей руководителя*, не включая заместителей и руководителей филиалов со среднесписочной численностью работающих свыше 20 человек) определяется по таблице I;
________________
* Состав заместителей руководителя ТФОМС зависит от объемов работ по основным направлениям деятельности ТФОМС. Одним из заместителей руководителя ТФОМС может являться начальник финансово-экономического управления и другие руководители, численность которых в настоящих методиках расчета нормативной численности учитывается в соответствующих функциональных группах (например, начальник финансово-экономического управления учтен по функции "Финансово-экономическая деятельность").
SUMЧi - численность руководителей по филиалам ТФОМС;
i = 1 ...N - число филиалов ТФОМС.
Норма управляемости
Среднесписочная численность работников ТФОМС, | Норма управляемости, |
20-50 | 1 |
51-100 | 2 |
101-200 | 3 |
201 и свыше | 4 |
Примечание. Среднесписочная численность работников ТФОМС приравнена к действующему штатному расписанию за минусом руководящих работников.
Содержание работ. Разработка нормативных и методических документов по вопросам организации ОМС субъекта Российской Федерации. Организация работы по реализации территориальной программы ОМС, а именно: подготовка предложений по формированию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, анализ объемов оказываемой медицинской помощи. Координация деятельности филиалов территориального фонда ОМС. Ведение и актуализация реестра страховых медицинских организаций.
Участие в подготовке договоров между ТФОМС и страховыми медицинскими организациями (далее - СМО). Осуществление взаимодействия с субъектами системы ОМС, ТФОМС, Федеральным фондом ОМС. Участие в работе по обоснованию и расчетам стоимости территориальной программы ОМС. Организационно-методическая и консультативная помощь филиалам ТФОМС по вопросам организации взаимодействия со СМО и медицинскими организациями. Выполнение работ по подготовке реестров счетов за иногородних пролеченных больных, взаимодействие с медицинскими организациями по вопросам их составления. Проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы реестров счетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным гражданам вне территории страхования, а также за проведенную дополнительную диспансеризацию работающих граждан и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подготовка мотивированных отказов по счетам, полученным от ТФОМС других субъектов Российской Федерации. Подготовка распорядительных документов на оплату счетов других Территориальных фондов ОМС. Сбор и анализ статистической информации о состоянии и медико-экономической деятельности всех медицинских организаций.
Организация проведения контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, оказываемой населению в системе ОМС в соответствии с приказом ФОМС от 26.05.2008 N 111 "Об организации контроля объемов и качества медицинской помощи при осуществлении обязательного медицинского страхования". Обеспечение единого порядка проведения экспертной оценки лечебно-диагностических мероприятий, включенных в территориальную программу ОМС. Всестороннее рассмотрение обращений граждан в соответствии с Примерным положением о порядке рассмотрения обращений граждан в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Организация и проведение социологических опросов об удовлетворенности граждан качеством медицинской помощи. Сбор и анализ статистической отчетности по защите прав граждан. Информационно-разъяснительная работа по вопросам, входящим в компетенцию ТФОМС.
Расчет нормативной численности работников ТФОМС по функции "Организация ОМС" (ЧII) осуществляется по формулам в 2 вариантах:
ЧII = (Дф / Дн + Nф х kll) х 1,15 + kдоп(N(CMO) + N(ЛПУ))
Дф - суммарное фактическое количество договоров между ТФОМС и СМО, ТФОМС и ЛПУ (в том числе в рамках реализации национального проекта "Здоровье");
Дн - нормативное количество договоров между ТФОМС и СМО, ТФОМС и ЛПУ (в том числе в рамках реализации национального проекта "Здоровье"), определяемое по таблице II.1;
Nф - количество филиалов ТФОМС;
kII - поправочный коэффициент (таблица II.2);
1,15 - дополнительный коэффициент, учитывающий проведение медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы реестров счетов;
kдоп - корректирующий коэффициент, учитывающий работу по контролю за деятельностью СМО и ЛПУ (таблица II.3);
N(CMO) - фактическое количество страховых медицинских организаций (СМО);
N(ЛПУ) - фактическое количество лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
ЧII= Чн + Nф х kll + kдоп(N(СМО) + N(ЛПУ))