Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

ПРИКАЗ

от 29 июня 1995 года N 146


О вопросах, связанных с обеспечением государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздравсоцразвития России от 28 декабря 2010 года N 1214
____________________________________________________________________


В соответствии с решением Коллегии ФСЗ России (протокол N 16 от 19.11.93) и в связи с многочисленными обращениями органов государственной федеральной службы занятости населения по вопросам, связанным с обеспечением государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и в целях оказания им практической помощи в решении этих вопросов

приказываю:

1. Утвердить одобренное Коллегией ФСЗ России Пособие "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (Выпуск 3, прилагается).

2. Руководителям республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов государственной федеральной службы занятости населения:

при решении вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий безработным гражданам, руководствоваться положениями настоящего Пособия;

обеспечить доведение Пособия "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" до подведомственных органов службы занятости населения.

3. Руководителям Российского учебного центра ФСЗ России (Похвощеву В.А.), АООТ "Центр учебных и информационных технологий службы занятости России" (Коржавину Л.Н.) использовать указанное Пособие в качестве учебного материала при подготовке и переподготовке специалистов органов службы занятости.

4. Управлению социальных выплат и компенсаций (Рябышеву А.Г.) совместно с отделом правового регулирования и развития законодательства (Усенко Т.С.) систематически готовить последующие выпуски Пособия по мере поступления запросов с мест.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Гончарова В.М.

Руководитель
 Федеральной службы занятости России
 Ф.Т.Прокопов


Приложение
к Приказу Федеральной
службы занятости России
от 29.06.95 N 146

ПОСОБИЕ
о практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными
(Выпуск 3)

I. Налогообложение выплат из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации

Производится ли налогообложение сумм пособий по безработице?

Взимание подоходного налога с любых доходов, полученных физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме, производится в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.12.91 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", Федеральным законом Российской Федерации от 23.12.94 N 74-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц", вступившем в действие с 28 декабря 1994 года, разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27.01.95 N 03-3-09/20.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 3 Закона "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений и дополнений в целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением пособий по временной нетрудоспособности.

В соответствии с разъяснением Госналогслужбы России от 27.01.95 N 03-3-09/20 на суммы пособия по безработице, назначаемого и выплачиваемого в установленном порядке за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, распространяется законодательная норма об освобождении от налогообложения государственных пособий, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 3 Закона.

Не подлежат также налогообложению суммы районных коэффициентов, начисляемых на размер пособия по безработице лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Органы службы занятости, осуществляющие назначение и начисление пособия по безработице, освобождаются от представления в налоговые органы по месту своего нахождения сведений о суммах выплаченных пособий по безработице, назначение которых было произведено после 27 декабря 1994 года.


Производится ли налогообложение сумм материальной помощи, оказываемой безработным, и других выплат, произведенных за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации?

Согласно подпункту "к" пункта 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 23.12.94 N 74-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и разъяснения Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.03.95 N ЮУ-8-03/157, суммы материальной помощи, оказываемой безработным и членам их семей за счет средств фонда занятости, не включаются в совокупный доход граждан в пределах до двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно.

Кроме того, на основании подпункта "щ" пункта 1 статьи 3 указанного Закона и разъяснения Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.03.95 N ЮУ-8-03/157 не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан и не подлежат налогообложению суммы стипендий, выплачиваемых из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, обучающимся по направлению органов службы занятости.

В соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 1 статьи 3, указанного Закона и разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 21.03.95 N ЮУ-8-03/157 не включаются также в совокупный доход и не подлежат налогообложению:

средства, перечисляемые безработному гражданину согласно "Положению о государственном фонде занятости населения Российской Федерации", утвержденному постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 N 5132-1, из Государственного фонда занятости населения для организации отдыха и лечения детей безработных;

суммы безвозмездных субсидий, выдаваемых безработным гражданам на организацию собственного дела за счет средств фонда занятости.


Производится ли налогообложение сумм, выплаченных безработному в период временной нетрудоспособности?

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" с учетом изменений, внесенных Федеральным Законом Российской Федерации от 23.12.94 N 74-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" государственные пособия, предусмотренные указанным Законом, не включаются в совокупный налогооблагаемый доход граждан.

В соответствии с пунктом 34 Положения о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.92 N 877, гражданам, уволенным с предприятий по любым основаниям и признанным безработными, оплата периода временной нетрудоспособности производится в размере предусмотренного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 дней.

Учитывая, что в соответствии с разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 13.02.95 N 03-3-10/87 выплаты, производимые за счет средств Государственного фонда занятости населения, относятся к категории государственных пособий, суммы, выплаченные за счет средств фонда занятости за период временной нетрудоспособности безработного, обложению подоходным налогом с физических лиц не подлежат.

II. О порядке исчисления средней заработной платы для определения размера пособия по безработице и стипендии

Какой период берется для исчисления средней заработной платы при определении размера пособия по безработице или стипендии на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости?

Расчетным периодом для определения размера пособия по безработице или стипендии на период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению службы занятости являются два календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих увольнению.


Работник перед увольнением находился в отпуске без сохранения заработной платы. Учитывается ли это время при исчислении среднего заработка?

Для подсчета среднего заработка из расчетного периода исключается время, в течение которого работник в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождался от работы с частичным сохранением заработной платы или без оплаты (например, по уходу за больным членом семьи, нуждающимся в уходе в соответствии со справкой медицинского учреждения, работающим женщинам по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, участникам Великой Отечественной войны и в других случаях).


Включается ли в средний заработок для определения размера пособия по безработице и стипендии заработок, полученный при работе по совместительству?

Для граждан, уволенных с постоянного места работы и с работы по совместительству и признанных в установленном порядке безработными, при исчислении среднего заработка для определения размера пособия по безработице (стипендии) учитывается оплата за работу по совместительству, относящаяся к выплатам, носящим постоянный характер, на которые начисляются страховые взносы.

III. О начислении пособия по безработице отдельным категориям безработных граждан

Какой порядок начисления пособия по безработице гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ и признанным в установленном порядке безработными?

Гражданам, прибывшим из государств - участников СНГ и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

при отсутствии справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы - в размере установленного федеральным законом минимального размера месячной оплаты труда;

при предоставлении справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы в валюте государства - участника СНГ, исходя из курса валют, сложившегося на день увольнения гражданина. Официальный курс валют публикуется в "Российской газете" и газете "Экономика и жизнь".

В случае, если не установлен официальный курс валюты по отношению к российскому рублю, размер заработка определяется исходя из средней заработной платы работников данной профессии (специальности), сложившейся на территории.


Как выплачивается пособие по безработице гражданам в случае временного выезда с места постоянного проживания и выезда на экзаменационную сессию?

При выезде безработного гражданина в другой город для участия в экзаменационной сессии и при наличии вызова из учебного заведения выплату ему пособия по безработице следует прервать на период экзаменационной сессии. При этом гражданин не снимается с учета в качестве безработного. Период выезда безработного гражданина на экзаменационную сессию продлевает общий период выплаты пособия по безработице (аналогично периоду временной нетрудоспособности). Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В исключительных случаях (похороны близких родственников) рекомендуем в соответствии с пунктом 7.9 "Временного порядка работы районных и городских центров занятости населения по оказанию гражданам содействия в трудоустройстве" самостоятельно принимать решение о переносе сроков перерегистрации безработного на более позднюю дату (без снятия его с учета и приостановки выплаты пособия по безработице).

В случае, если безработный гражданин заблаговременно предупредил службу занятости о необходимости временного выезда с места постоянного жительства по другим причинам (поиск работы в другой местности и т.п.), выплату пособия по безработице следует приостановить на период отсутствия гражданина. Период приостановки засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.


Распространяется ли действие пункта 2 "в" статьи 93 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" на первого заместителя главы администрации в случае его увольнения по собственному желанию? Является ли в данном случае понятие "увольнение по собственному желанию" синонимом "добровольной отставки"?

В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 статьи 93 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 6 июля 1991 г. N 1550-1 и Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" от 22 октября 1992 г. N 3707/1-1 руководитель Совета или местной администрации продолжает получать назначенную ему Советом заработную плату (с учетом индексации) до устройства на новое место работы в течение года после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если он проработал в этой должности не менее года. По официальному разъяснению Министерства труда Российской Федерации данная норма на первого заместителя главы администрации не распространяется.

Основанием для добровольной отставки является личное заявление руководителя Совета или местной администрации.

Иные лица, изъявившие желание прекратить трудовые отношения, освобождаются от должности в Совете или местной администрации в соответствии со статьей 31 КЗоТ Российской Федерации (по собственному желанию) без предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных Законом РСФСР "О местном самоуправлении в Российской Федерации".


С какого периода времени и в каких размерах следует выплачивать пособия по безработице гражданам из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц, признанных в установленном порядке безработными?

При решении этого вопроса следует иметь в виду следующее:

1. В соответствии со статьей 93 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" руководители Совета, местной администрации, должностные лица местной администрации продолжают получать назначенную им Советом заработную плату до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от занимаемой должности в следующих случаях:

а) после окончания срока полномочий и при неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий;

б) при упразднении должностей в связи с изменением административно-территориального деления, ликвидацией Совета или местной администрации, реорганизацией местной администрации;

в) после удовлетворения заявления о добровольной отставке руководителя Совета или местной администрации, если они проработали в этой должности не менее года.

2. Положения, изложенные в пункте 1, не действуют в следующих случаях:

отзыва руководителей Совета с занимаемой должности;

отзыва главы местной администрации с занимаемой должности;

вступления в законную силу приговора суда в отношении должностных лиц.

3. Граждане из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц в случаях, указанных в подпунктах а), б) и в) пункта 1, признаются безработными на общих основаниях, а выплата им пособий по безработице должна производиться в следующих размерах:

если на дату регистрации в центре занятости граждане имели в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), то пособие по безработице рассчитывается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние два месяца по последнему месту работы (т.е. первые три месяца - 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального заработка, установленного законодательством Российской Федерации, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге);

в случае их регистрации по окончании периода, когда за ними сохранялась средняя заработная плата, пособие по безработице выплачивается в размере установленного законом минимального размера месячной оплаты труда, т.е. на них распространяется действие статьи 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

4. Граждане из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц в случаях, указанных в пункте 2, за исключением должностных лиц, в отношении которых вступил в законную силу приговор суда, также признаются безработными на общих основаниях. Начисление и выплата им пособий по безработице производится в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 36 38 законодательства о занятости населения.


Как рассчитывать пособие по безработице гражданам, завершившим обучение по направлению службы занятости, в случае невозможности их трудоустройства?

При определении размера пособия по безработице гражданам, завершившим профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости и признанным в установленном порядке безработными, следует руководствоваться статьями 33, 36 и 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а именно:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»