Об утверждении Федеральных авиационных правил
обязательной сертификации, инспектирования и контроля
деятельности эксплуатантов в Российской Федерации
(с изменениями на 12 ноября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 мая 2003 года на основании
приказа Минтранса России от 4 февраля 2003 года N 11
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19 (Российская газета, N 187, 23.09.99);
приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 14 сентября 1999 года N 53 (Бюллетень нормативных актов федер. органов исполнит. власти, N 41, 11.10.99);
приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 12 ноября 1999 года N 105 (Российская газета, N 33, 16.02.2000).
____________________________________________________________________
Во исполнение положений Воздушного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности и защиты прав потребителей
приказываю:
2. Направить Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации на государственную регистрацию в Минюст России и ввести их в действие в установленном порядке.
3. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.03.98 N 382 "О совершенствовании системы государственного управления транспортным комплексом в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.96 N 583 "Вопросы Федеральной авиационной службы России" приказ Минтранса России от 10.12.93 N 106 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.94, регистрационный номер N 486) признать недействующим. Приказ директора ФАС России от 10.07.98 N 220 (регистрационный номер Министерства юстиции Российской Федерации N 1588 от 14.08.98) признать утратившим силу (последнее предложение в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор
Г.Н.Зайцев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 мая 1999 года,
регистрационный N 1778.
Начальник
Законодательно-правового
управления
Ю.В.Корзунов
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом ФАС России
от 30.12.98 N 375
Федеральные авиационные правила
обязательной сертификации, инспектирования
и контроля деятельности эксплуатантов
в Российской Федерации
(с изменениями на 12 ноября 1999 года)
Документация по сертификации эксплуатанта:
- документы, подтверждающие соответствие эксплуатанта законодательству Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований;
- документы, содержащие основные сведения, специальные разрешения и ограничения по видам деятельности и условиям эксплуатации воздушных судов, установленные для эксплуатанта Органом по сертификации и/или региональным органом по сертификации, а также Органом по сертификации Организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее по тексту - Орган по сертификации Организаций по ТОиР AT) в части обеспечения технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
- необходимая документация эксплуатанта;
- документы, содержащие сведения о результатах контроля деятельности эксплуатанта со стороны Органа по сертификации и/или регионального органа по сертификации.
Документация по сертификации оформляется в виде:
- Сертификата эксплуатанта и Эксплуатационных спецификаций;
- Дела эксплуатанта.
Аэропорт базирования - аэропорт, используемый эксплуатантом в качестве постоянного места базирования (стоянки) воздушных судов эксплуатанта и способный осуществлять организацию, планирование и обеспечение полетов в соответствии с требованиями нормативных актов в области регулирования деятельности гражданской авиации (абзац дополнительно включен с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Инспекционный контроль деятельности эксплуатантов - контроль соответствия деятельности эксплуатантов требованиям и условиям эксплуатации воздушных судов, организуемый Органом по сертификации или региональным органом по сертификации.
Информационная система "Воздушный транспорт Российской Федерации" (ИСВТ) - распределенная компьютерная система, предназначенная для обеспечения информационной поддержки, контроля и анализа процедур сертификации и инспектирования эксплуатантов.
Комплексное заключение по сертификации эксплуатантов - заключение Органа по сертификации или регионального органа по сертификации, составленное по результатам обязательной сертификации эксплуатантов и содержащее оценку соответствия эксплуатанта законодательству Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований. К составлению комплексного заключения привлекаются центры сертификации. Комплексное заключение утверждается руководителем Органа по сертификации или регионального органа по сертификации (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Комплексное заключение по вопросам соответствия эксплуатанта требованиям в части инженерно-авиационного обеспечения утверждается Органом по сертификации Организаций по ТОиР AT или его уполномоченным региональным представителем в соответствии с установленным распределением функций.
Необходимая документация - документы, представляемые эксплуатантом в Орган по сертификации и/или региональный орган по сертификации, включающие разрабатываемые эксплуатантом Руководства, заключенные договоры аренды (лизинга) воздушных судов, договоры на обеспечение полетов и выполнение технического обслуживания, а также документация по персоналу эксплуатанта, воздушным судам, обязательному страхованию и прочие документы, используемые эксплуатантом при организации, производстве и обеспечении полетов, которые в соответствии с требованиями настоящих Правил являются объектом контроля Органа по сертификации и регионального органа по сертификации.
Орган по сертификации эксплуатантов (далее по тексту - Орган по сертификации) - Орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации в области сертификации эксплуатантов и субъектов авиации общего назначения, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия Органа по сертификации по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Орган по сертификации организаций ТОиР - Орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации в области сертификации организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия Органа по сертификации организаций ТОиР по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
Региональный орган по сертификации эксплуатантов (далее по тексту - региональный орган по сертификации) - региональный орган по сертификации в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской федерации в части сертификации эксплуатантов и субъектов авиации общего назначения, аккредитованный в установленном порядке. Полномочия регионального органа по сертификации по проведению работ по сертификации эксплуатантов в Российской Федерации устанавливаются Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Сертификат эксплуатанта - документ, удостоверяющий, что эксплуатант отвечает требованиям законодательства Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований и способен осуществлять разрешенные виды воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с условиями и ограничениями, содержащимися в Эксплуатационных спецификациях, являющихся неотъемлемой частью Сертификата эксплуатанта.
Сертификат эксплуатанта оформляется на бланках строгой отчетности, имеющих свой регистрационный номер и выполненных типографским способом с четырьмя (4) степенями защиты.
Абзац исключен с 4 октября 1999 года - приказ Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19.
В соответствии со статьей 6 Воздушного кодекса Российской Федерации под специально уполномоченными органами понимаются федеральные органы исполнительной власти, а также Органы, которым федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации предоставлены полномочия федерального органа исполнительной власти в соответствующей области деятельности и на которые возложена ответственность этого органа.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 994 функции специально уполномоченного органа в области гражданской авиации возлагаются на Федеральную службу воздушного транспорта России (далее по тексту - ФАС России) (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
На основании полномочий, предоставленных законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации зарегистрировал в Государственном реестре "Систему сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации" (свидетельство N РОСС RU.0001.AT01).
Система сертификации на воздушном транспорте (далее по тексту - ССВТ) - система сертификации, созданная специально уполномоченным органом в области гражданской авиации и представляющая собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию в гражданской авиации Российской Федерации по правилам, установленным в системе (в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) (абзац дополнительно включен с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Систему сертификации на воздушном транспорте возглавляет Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации (далее по тексту РОССВТ) (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Условия эксплуатации воздушных судов - комплекс условий, подлежащих обязательному выполнению эксплуатантом, включающий в себя элементы организационно-штатной структуры, процедуры, ограничения и документацию, связанные с организацией, производством и обеспечением полетов.
Участники сертификации - в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ, участниками сертификации являются специально уполномоченный орган исполнительной власти в области сертификации, специально уполномоченный орган в области гражданской авиации - Руководящий орган Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации, Органы по сертификации в ССВТ, региональные органы по сертификации в ССВТ, центры сертификации, испытательные лаборатории, заявители (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Центр сертификации - аккредитованная в установленном порядке технически компетентная и независимая организация, осуществляющая по поручению Органа по сертификации или регионального органа по сертификации оценку соответствия заявителей положениям законодательства Российской Федерации в части соблюдения сертификационных требований с оформлением соответствующих заключений.
Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды, или на ином законном основании, использующее указанное воздушное судно для полетов и имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Эксплуатационные спецификации - документы Органа по сертификации или регионального органа по сертификации, содержащие основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
Эксплуатационные спецификации, содержащие основные сведения об условиях выполнения технического обслуживания и ремонта воздушных судов, подписываются Органом по сертификации Организаций по ТОиР AT.
Эксплуатационные спецификации в обязательном порядке пересматриваются и переоформляются при продлении срока действия Сертификата эксплуатанта и при изменении условий эксплуатации воздушных судов.
1.1. Настоящие Федеральные авиационные правила устанавливают порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к эксплуатантам в Российской Федерации, выполняющим коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы.
Эксплуатация гражданских воздушных судов в коммерческих целях гражданином или юридическим лицом, не имеющим действующего Сертификата, не допускается.
1.2. Настоящими Правилами устанавливается порядок:
- первоначальной выдачи Сертификата эксплуатанта;
- выдачи Сертификата эксплуатанта при продления срока его действия;
- внесения изменений в условия эксплуатации воздушных судов;
- введения дополнительных ограничений, приостановления, аннулирования Сертификата эксплуатанта;
- контроля деятельности эксплуатантов, включающего регулярный инспекционный контроль, принятие и исполнение решений по результатам инспекционных проверок;
- контроля организации и проведения сертификации эксплуатантов Органом по сертификации, региональными органами по сертификации и центрами сертификации, принятия и исполнения решений по результатам проверок.
1.3. Изменения и дополнения в настоящие Правила вносятся в установленном порядке. Все предложения по внесению изменений и дополнений в настоящие Правила должны быть согласованы с Органом по сертификации.
2. Организация сертификации эксплуатантов
2.1. Распределение полномочий Органа по сертификации и региональных органов по сертификации по организации обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов устанавливается РОССВТ. Перечень авиапредприятий, контроль деятельности которых возлагается на Орган по сертификации, утверждается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (пункт дополнительно включен с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19).
2.2. Орган по сертификации и региональные органы по сертификации организуют и осуществляют проведение работ по обязательной сертификации, инспектированию и контролю деятельности эксплуатантов на территории Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными Руководящим органом Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации.
Сертификация эксплуатанта в части инженерно-авиационного обеспечения, включая оформление соответствующих Эксплуатационных спецификаций, проводится Органом по сертификации или региональным органом по сертификации с участием Органа по сертификации Организаций ТОиР АТ или его региональных представителей в соответствии с установленным распределением функций.
2.3. Орган по сертификации:
- организует и координирует проведение работ по сертификации эксплуатантов;
- ведет Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации, включая контроль полноты, качества, сохранности и конфиденциальности информации Реестра (в соответствии со статьей 9 закона Российской Федерации от" 10.06.93 N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" в редакции, введенной в действие с 07.08.98 Федеральным законом от 31.07.98 N 154-ФЗ) (абзац в редакции, введенной в действие с 4 октября 1999 года приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 23 июля 1999 года N 19);