О Методических рекомендациях по реализации указания ГТК России
от 17 марта 1999 года N 01-15/8613
(с изменениями на 10 марта 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
письма ГТК России от 27 июня 2003 года N 01-06/25936
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ГТК России от 9 апреля 1999 года N 01-15/10937;
письмом ГТК России от 26 августа 1999 года N 01-15/22870;
письмом ГТК России от 15 октября 1999 года N 01-15/26737;
письмом ГТК России от 3 ноября 1999 года N 01-15/28139;
приказом ГТК России от 10 марта 2000 года N 176.
____________________________________________________________________
В Методические рекомендации включены извлечения из положений Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.50 и Протокола к нему от 26.11.76, федеральных законов. В этом документе содержатся рекомендации по производству таможенного оформления товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, проведению таможенного контроля в отношении таких товаров, а также рекомендации о мерах, принимаемых при обнаружении случаев использования товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по таможенным платежам. Кроме того, документ содержит рекомендации по заполнению формы отчетности "Таможенный контроль за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера".
Прошу довести до сведения должностных лиц подчиненных таможенных органов указанные Методические рекомендации.
Заместитель председателя Комитета
полковник таможенной службы
А.А.Каульбарс
(с изменениями на 9 апреля 1999 года)
1.1. Пункт 1 статьи 1 Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года (далее - Соглашение) и пункт 1 Протокола к нему от 26 ноября 1976 года устанавливают, что государства - участники Соглашения (далее - государства-участники) обязуются не взимать таможенные пошлины при ввозе или в связи с ввозом книг, публикаций, документов, а также материалов просветительного, научного и культурного характера, являющихся продукцией другого государства-участника и перечисленных в приложениях к Соглашению и Протоколу.
Перечень государств-участников приведен в приложении 1 к указанию ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613.
Перечень ввозимых товаров, подпадающих под действие тарифных льгот в соответствии с Соглашением и Протоколом, прилагается к настоящим Методическим рекомендациям (приложение 1).
Освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии с Соглашением и Протоколом не применяется при ввозе:
- канцелярских принадлежностей;
- книг, публикаций и документов (за исключением каталогов, плакатов и туристических изданий, упомянутых в разделе 1 приложения 1), опубликованных частными коммерческими предприятиями или для них, главным образом в целях рекламы:
- газет и периодических изданий, в которых реклама занимает более 70% объема;
- всех других предметов, упомянутых в разделе 1 приложения 1 (кроме каталогов, упомянутых выше), в которых реклама занимает более 25%. В отношении плакатов и литературы по туризму такой процентный критерий применяется лишь к частным коммерческим материалам.
1.2. Пункт 2 статьи 1 Соглашения и пункт 2(а) Протокола устанавливают, что государства-участники вправе облагать ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми в момент ввоза или впоследствии, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. При этом, в соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах") от уплаты НДС освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации*, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, то эти льготы следует распространять на аналогичную продукцию, ввозимую из-за границы. При этом льготы не распространяются на продукцию рекламного и эротического характера.** В соответствии с Федеральным законом от 16.11.98 N 170-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" указанные льготы действуют до 1 января 2002 года.
________________
* Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под продукцией средств массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. В свою очередь, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст.1 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 01.12.95 N 191-ФЗ).
** Под средством массовой информации рекламного характера понимается средство массовой информации, в котором реклама превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25 процентов объема вещания. (ст.1 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ и ст.11, 12 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.95 N 108-ФЗ).
Под средством массовой информации эротического характера понимается периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которая в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу (ст.1 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ, ст. 37 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федерального закона от 19.07.95 N 114-ФЗ).
С учетом вышеназванных положений такие товары освобождаются от НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что они являются продукцией другого государства-участника и отвечают иным дополнительным условиям, определенным Соглашением и Протоколом.
Перечень указанных товаров прилагается к настоящим Методическим рекомендациям (приложение 2) и соответствует положениям письма Госналогслужбы России от 07.06.96 N ПВ-6-02/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрирован Минюстом России 14.06.96, регистрационный N 1106).
1.3. В соответствии с пунктом 3 Протокола товары, включенные в перечень, приведенный в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям, и являющиеся продукцией другого государства-участника Соглашения, не подлежат обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
1.4. В случаях декларирования ввозимых товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера, не вошедших в приложения 1, 2, 3 к настоящим Методическим рекомендациям, но подпадающих под действие Соглашения и Протокола, рекомендовать декларанту обращаться в ГТК России.
2.1. При осуществлении таможенного оформления товаров, перечисленных в приложениях 1, 2, 3 к настоящим Методическим рекомендациям, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения в качестве материалов образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление сумм ввозных таможенных пошлин и НДС. В отношении таких товаров должны быть соблюдены требования по характеру, номенклатуре и объемах (тиражах) товаров в случаях, оговоренных в указанных приложениях. В целях контроля за соответствием характера таких товаров условиям предоставления таможенных льгот рекомендуется использовать соответствующие подтверждения Министерства культуры Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по печати, Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии.
Подтверждения названных министерств и ведомств оформляются в письменной форме, подписываются уполномоченными лицами и заверяются гербовой печатью указанных министерств и ведомств. Адреса, типовая форма подтверждения, а также образцы печатей и подписей уполномоченных лиц приведены в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
При отсутствии в подтверждениях министерств и ведомств сведений об объемах (тиражах) ввозимых товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, срок его применения рекомендуется ограничивать одним годом с момента издания при условии, что ввоз указанных в письме товаров производится по одному и тому же внешнеторговому договору (контракту), заключенному одним и тем же импортером, товар отправляется одним и тем же отправителем от одного и того же производителя.
Подтверждение о количестве рекламы в продукции средств массовой информации (периодическом печатном издании, теле- и радиопрограмме) рекомендуется принимать на каждый тираж отдельного номера или отдельного выпуска ввозимой продукции средств массовой информации. Указанное подтверждение выдается Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
2.2. В случае обоснованных сомнений в правильности отнесения декларантом ввозимых товаров к категории материалов образовательного, научного и культурного характера и отсутствия в момент таможенного оформления подтверждения соответствующего министерства (или ведомства) характера такого товара как материала образовательного, научного и культурного характера, рекомендуется производить выпуск товара для свободного обращения с условным начислением ввозных таможенных пошлин и НДС с одновременным принятием следующих мер:
а) произвести в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации взятие образцов ввозимого товара;
б) обязать декларанта на основании статей 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях осуществления таможенного контроля предоставить в установленный таможенным органом срок подтверждение (подтверждения) от указанного в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций соответствующего министерства (ведомства) об образовательном, научном, культурном характере товаров.
В необходимых случаях таможни самостоятельно запрашивают указанные в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций министерства и ведомства о возможности отнесения товаров к материалам образовательного, научного, культурного характера с приложением к запросам отобранных образцов.
2.3. В случаях обоснованных сомнений относительно количества рекламы, содержащейся в продукции средств массовой информации, книжной продукции, рекомендуется следующее.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, идей и начинаний*. В соответствии со статьей 12 закона в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.
________________
* Под распространением продукции средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ (ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Таким образом, информация, содержащаяся в продукции средств массовой информации, в том числе в газетах и периодических печатных изданиях, связанных с образованием, наукой и культурой, ввозимых на территорию Российской Федерации, может рассматриваться как рекламная с момента распространения неопределенному кругу лиц.
В связи с изложенным, рекомендуем даже при наличии заключения Государственного комитета Российской Федерации по печати о количестве рекламы для проверки заявленных сведений о продукции средств массовой информации, книжной продукции, декларируемой как материалы образовательного, научного и культурного характера, на соответствие количественным критериям о рекламе, направлять после выпуска товара для свободного обращения с условным начислением ввозной таможенной пошлины и НДС отобранные образцы в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства либо его территориальные органы (адрес министерства приведен в приложении 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган (его территориальные подразделения) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы) наделен полномочиями по направлению материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также по направлению в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлении и области рекламы.
В запросе необходимо ссылаться на Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный приказом Государственного антимонопольного комитета России от 13.11.95 N 147*.
________________
* Зарегистрирован Минюстом 28.11.95, N 985; опубликован в газете "Российские вести" от 18.01.96 N 10, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 3, 1996 года.
2.4. В случае выявления фактов необоснованного заявления декларантом сведений о характере товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера либо фактов несоблюдения декларантом законодательства о рекламе, таможенный орган решает вопрос о заведении дела о нарушении таможенных правил по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенный орган ежеквартально представляет в ГТК России (УФТД) сведения о контроле за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера по форме, приведенной в приложении 2 к указанию ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613.
Рекомендуется следующий порядок по заполнению отчетной формы "Таможенный контроль за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера".
В графе 2 "Товар" указывается наименование товара, а при ввозе книг и периодических печатных изданий - наименование издания.
В графе 3 "Получатель" указывается наименование организации получателя товаров на территории России.
В графу 4 "Сведения о подтверждении характера товара, количества рекламы при таможенном оформлении" вносится информация о наличии (наименование министерства/ведомства, N и дата письма) либо отсутствии таких подтверждений в момент производства таможенного оформления товаров.
При отсутствии подтверждения обязательным является заполнение графы 5 "Действия таможенного органа".
В графе 5 "Действия таможенного органа" указываются меры, предпринятые таможенным органом в соответствии с п.п. 2.2, 2.3 настоящих Методических рекомендаций. В зависимости от предпринятых мер, в указанную графу вносится одна или несколько из следующих записей:
1. "декларанту предложено представить экспертное заключение по характеру издания/ по количеству рекламы. Срок представления до ";
2. "образцы направлены в (указать министерство или ведомство, N и дату письма таможни);
3. "сомнений в характере товара как (указать научный либо культурный, либо образовательный) /сомнений в нарушении законодательства о рекламе/ не возникает".
При указании в графе вариантов ответа "1" или "2" обязательным является заполнение графы 6 "Сведения о подтверждении характера, количества рекламы после выпуска товара" .
В графе 6 указываются сведения о подтверждении характера товара и/или количества рекламы либо о неподтверждении указанных сведений путем внесения в графу одной из записей:
1. "Сведения о характере товара (количестве рекламы) подтверждены (указать министерство/ведомство, N и дату письма)";
2. "Сведения о характере товара (количестве рекламы) не подтверждены (указать министерство/ведомство, N и дату письма)".