Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 29 марта 1999 года N 01-15/9687


О Методических рекомендациях по реализации указания ГТК России
от 17 марта 1999 года N 01-15/8613

(с изменениями на 10 марта 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
письма ГТК России от 27 июня 2003 года N 01-06/25936
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах


Направляю Методические рекомендации по реализации таможенными органами указания ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613 "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" в целях обоснованного предоставления таможенных льгот при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера.

В Методические рекомендации включены извлечения из положений Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.50 и Протокола к нему от 26.11.76, федеральных законов. В этом документе содержатся рекомендации по производству таможенного оформления товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, проведению таможенного контроля в отношении таких товаров, а также рекомендации о мерах, принимаемых при обнаружении случаев использования товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми были предоставлены льготы по таможенным платежам. Кроме того, документ содержит рекомендации по заполнению формы отчетности "Таможенный контроль за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера".

Прошу довести до сведения должностных лиц подчиненных таможенных органов указанные Методические рекомендации.

Заместитель председателя Комитета
полковник таможенной службы
А.А.Каульбарс


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 по реализации таможенными органами указания ГТК России
 от 17 марта 1999 года N 01-15/8613 "О некоторых вопросах применения норм
 Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера"

 в целях обоснованного представления таможенных льгот при ввозе товаров,
 декларируемых как материалы образовательного,
 научного и культурного характера

(с изменениями на 9 апреля 1999 года)

Раздел 1. Общие положения

1.1. Пункт 1 статьи 1 Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года (далее - Соглашение) и пункт 1 Протокола к нему от 26 ноября 1976 года устанавливают, что государства - участники Соглашения (далее - государства-участники) обязуются не взимать таможенные пошлины при ввозе или в связи с ввозом книг, публикаций, документов, а также материалов просветительного, научного и культурного характера, являющихся продукцией другого государства-участника и перечисленных в приложениях к Соглашению и Протоколу.

Перечень государств-участников приведен в приложении 1 к указанию ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613.

Перечень ввозимых товаров, подпадающих под действие тарифных льгот в соответствии с Соглашением и Протоколом, прилагается к настоящим Методическим рекомендациям (приложение 1).

Освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии с Соглашением и Протоколом не применяется при ввозе:

- канцелярских принадлежностей;

- книг, публикаций и документов (за исключением каталогов, плакатов и туристических изданий, упомянутых в разделе 1 приложения 1), опубликованных частными коммерческими предприятиями или для них, главным образом в целях рекламы:

- газет и периодических изданий, в которых реклама занимает более 70% объема;

- всех других предметов, упомянутых в разделе 1 приложения 1 (кроме каталогов, упомянутых выше), в которых реклама занимает более 25%. В отношении плакатов и литературы по туризму такой процентный критерий применяется лишь к частным коммерческим материалам.

1.2. Пункт 2 статьи 1 Соглашения и пункт 2(а) Протокола устанавливают, что государства-участники вправе облагать ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми в момент ввоза или впоследствии, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров и товары, ввозимые на территорию Российской Федерации. При этом, в соответствии с подпунктом "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции Федерального закона от 30.11.95 N 188-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах") от уплаты НДС освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации*, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, то эти льготы следует распространять на аналогичную продукцию, ввозимую из-за границы. При этом льготы не распространяются на продукцию рекламного и эротического характера.** В соответствии с Федеральным законом от 16.11.98 N 170-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" указанные льготы действуют до 1 января 2002 года.

________________

* Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под продукцией средств массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. В свою очередь, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (ст.1 Федерального закона "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" от 01.12.95 N 191-ФЗ).

** Под средством массовой информации рекламного характера понимается средство массовой информации, в котором реклама превышает 40% объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25 процентов объема вещания. (ст.1 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ и ст.11, 12 Федерального закона "О рекламе" от 18.07.95 N 108-ФЗ).

Под средством массовой информации эротического характера понимается периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которая в целом и систематически эксплуатирует интерес к сексу (ст.1 Федерального закона от 01.12.95 N 191-ФЗ, ст. 37 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в редакции Федерального закона от 19.07.95 N 114-ФЗ).

С учетом вышеназванных положений такие товары освобождаются от НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, при условии, что они являются продукцией другого государства-участника и отвечают иным дополнительным условиям, определенным Соглашением и Протоколом.

Перечень указанных товаров прилагается к настоящим Методическим рекомендациям (приложение 2) и соответствует положениям письма Госналогслужбы России от 07.06.96 N ПВ-6-02/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрирован Минюстом России 14.06.96, регистрационный N 1106).

1.3. В соответствии с пунктом 3 Протокола товары, включенные в перечень, приведенный в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям, и являющиеся продукцией другого государства-участника Соглашения, не подлежат обложению НДС при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.

1.4. В случаях декларирования ввозимых товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера, не вошедших в приложения 1, 2, 3 к настоящим Методическим рекомендациям, но подпадающих под действие Соглашения и Протокола, рекомендовать декларанту обращаться в ГТК России.

Раздел 2. Особенности таможенного контроля в отношении товаров,
по которым предоставлены таможенные льготы

2.1. При осуществлении таможенного оформления товаров, перечисленных в приложениях 1, 2, 3 к настоящим Методическим рекомендациям, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения в качестве материалов образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление сумм ввозных таможенных пошлин и НДС. В отношении таких товаров должны быть соблюдены требования по характеру, номенклатуре и объемах (тиражах) товаров в случаях, оговоренных в указанных приложениях. В целях контроля за соответствием характера таких товаров условиям предоставления таможенных льгот рекомендуется использовать соответствующие подтверждения Министерства культуры Российской Федерации, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по печати, Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии.

Подтверждения названных министерств и ведомств оформляются в письменной форме, подписываются уполномоченными лицами и заверяются гербовой печатью указанных министерств и ведомств. Адреса, типовая форма подтверждения, а также образцы печатей и подписей уполномоченных лиц приведены в приложении 4 к настоящим Методическим рекомендациям.

При отсутствии в подтверждениях министерств и ведомств сведений об объемах (тиражах) ввозимых товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, срок его применения рекомендуется ограничивать одним годом с момента издания при условии, что ввоз указанных в письме товаров производится по одному и тому же внешнеторговому договору (контракту), заключенному одним и тем же импортером, товар отправляется одним и тем же отправителем от одного и того же производителя.

Подтверждение о количестве рекламы в продукции средств массовой информации (периодическом печатном издании, теле- и радиопрограмме) рекомендуется принимать на каждый тираж отдельного номера или отдельного выпуска ввозимой продукции средств массовой информации. Указанное подтверждение выдается Государственным комитетом Российской Федерации по печати.

2.2. В случае обоснованных сомнений в правильности отнесения декларантом ввозимых товаров к категории материалов образовательного, научного и культурного характера и отсутствия в момент таможенного оформления подтверждения соответствующего министерства (или ведомства) характера такого товара как материала образовательного, научного и культурного характера, рекомендуется производить выпуск товара для свободного обращения с условным начислением ввозных таможенных пошлин и НДС с одновременным принятием следующих мер:

а) произвести в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации взятие образцов ввозимого товара;

б) обязать декларанта на основании статей 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях осуществления таможенного контроля предоставить в установленный таможенным органом срок подтверждение (подтверждения) от указанного в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций соответствующего министерства (ведомства) об образовательном, научном, культурном характере товаров.

В необходимых случаях таможни самостоятельно запрашивают указанные в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций министерства и ведомства о возможности отнесения товаров к материалам образовательного, научного, культурного характера с приложением к запросам отобранных образцов.

2.3. В случаях обоснованных сомнений относительно количества рекламы, содержащейся в продукции средств массовой информации, книжной продукции, рекомендуется следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, идей и начинаний*. В соответствии со статьей 12 закона в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

________________

* Под распространением продукции средств массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ (ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Таким образом, информация, содержащаяся в продукции средств массовой информации, в том числе в газетах и периодических печатных изданиях, связанных с образованием, наукой и культурой, ввозимых на территорию Российской Федерации, может рассматриваться как рекламная с момента распространения неопределенному кругу лиц.

В связи с изложенным, рекомендуем даже при наличии заключения Государственного комитета Российской Федерации по печати о количестве рекламы для проверки заявленных сведений о продукции средств массовой информации, книжной продукции, декларируемой как материалы образовательного, научного и культурного характера, на соответствие количественным критериям о рекламе, направлять после выпуска товара для свободного обращения с условным начислением ввозной таможенной пошлины и НДС отобранные образцы в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства либо его территориальные органы (адрес министерства приведен в приложении 4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган (его территориальные подразделения) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы) наделен полномочиями по направлению материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также по направлению в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлении и области рекламы.

В запросе необходимо ссылаться на Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный приказом Государственного антимонопольного комитета России от 13.11.95 N 147*.

________________

* Зарегистрирован Минюстом 28.11.95, N 985; опубликован в газете "Российские вести" от 18.01.96 N 10, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, N 3, 1996 года.

2.4. В случае выявления фактов необоснованного заявления декларантом сведений о характере товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера либо фактов несоблюдения декларантом законодательства о рекламе, таможенный орган решает вопрос о заведении дела о нарушении таможенных правил по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

     

Раздел 3. Представление отчетной информации об осуществлении
таможенного контроля за предоставлением таможенных льгот при
ввозе материалов образовательного, научного и культурного
характера

Таможенный орган ежеквартально представляет в ГТК России (УФТД) сведения о контроле за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера по форме, приведенной в приложении 2 к указанию ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613.

Рекомендуется следующий порядок по заполнению отчетной формы "Таможенный контроль за предоставлением таможенных льгот при ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера".

В графе 2 "Товар" указывается наименование товара, а при ввозе книг и периодических печатных изданий - наименование издания.

В графе 3 "Получатель" указывается наименование организации получателя товаров на территории России.

В графу 4 "Сведения о подтверждении характера товара, количества рекламы при таможенном оформлении" вносится информация о наличии (наименование министерства/ведомства, N и дата письма) либо отсутствии таких подтверждений в момент производства таможенного оформления товаров.

При отсутствии подтверждения обязательным является заполнение графы 5 "Действия таможенного органа".

В графе 5 "Действия таможенного органа" указываются меры, предпринятые таможенным органом в соответствии с п.п. 2.2, 2.3 настоящих Методических рекомендаций. В зависимости от предпринятых мер, в указанную графу вносится одна или несколько из следующих записей:

1. "декларанту предложено представить экспертное заключение по характеру издания/ по количеству рекламы. Срок представления до ";

2. "образцы направлены в (указать министерство или ведомство, N и дату письма таможни);

3. "сомнений в характере товара как (указать научный либо культурный, либо образовательный) /сомнений в нарушении законодательства о рекламе/ не возникает".

При указании в графе вариантов ответа "1" или "2" обязательным является заполнение графы 6 "Сведения о подтверждении характера, количества рекламы после выпуска товара" .

В графе 6 указываются сведения о подтверждении характера товара и/или количества рекламы либо о неподтверждении указанных сведений путем внесения в графу одной из записей:

1. "Сведения о характере товара (количестве рекламы) подтверждены (указать министерство/ведомство, N и дату письма)";

2. "Сведения о характере товара (количестве рекламы) не подтверждены (указать министерство/ведомство, N и дату письма)".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»