ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 июня 2003 года N 01-06/25936


О Методических рекомендациях "О некоторых вопросах
применения норм Соглашения о ввозе материалов
образовательного, научного и культурного характера
"

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

письмом ГТК России от 25 августа 2003 года N 01-06/33188;

письмом ФТС России от 26 июля 2005 года N 01-06/25293;

письмом ФТС России от 14 декабря 2006 года N 01-06/44107 (изменения вступили в силу с 1 января 2007 года).  

____________________________________________________________________



В целях обеспечения единообразного подхода при решении вопросов предоставления тарифных льгот в отношении товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, направляем для использования в работе Методические рекомендации "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера".

Прошу довести до сведения должностных лиц  подчиненных таможенным органам,  указанные Методические рекомендации.

Указание ГТК России от 17.03.99 N 01-15/8613 "О некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера", письмо ГТК России от 29.03.99 N 01-15/9687, распоряжения ГТК России от 27.04.99 N 01-14/542 и от 17.06.99 N 01-14/718 считать утратившими силу.

Заместитель председателя
Комитета генерал-лейтенант
 таможенной службы
А.А.Каульбарс

     

Приложение
 к письму ГТК России
от 27 июня 2003 года N 01-06/25936

     
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о некоторых вопросах применения норм Соглашения о ввозе материалов образовательного,
 научного и культурного характера
" в целях обоснованного предоставления таможенных льгот
 при ввозе товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)

     

     

Раздел 1. Общие положения

1.1. Пункт 1 статьи 1 Соглашения о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22 ноября 1950 года (далее - Соглашение) и пункт 1 Протокола к нему от 26 ноября 1976 года устанавливают, что государства - участники Соглашения (далее - государства-участники) обязуются не взимать таможенные пошлины при ввозе или в связи с ввозом книг, публикаций, документов, а также материалов просветительного, научного и культурного характера, являющихся продукцией другого государства-участника и перечисленных в приложениях к Соглашению и Протоколу.

Перечень ввозимых товаров, подпадающих под действие тарифных льгот в соответствии с Соглашением и Протоколом, прилагается к настоящим Методическим рекомендациям (приложение 1).

Освобождение от уплаты таможенной пошлины в соответствии с Соглашением и Протоколом не применяется при ввозе:

- канцелярских принадлежностей;

- книг, публикаций и документов (за исключением каталогов, плакатов и туристических изданий, упомянутых в разделе 1 приложения 1), опубликованных частными коммерческими предприятиями или для них, главным образом в целях рекламы;

- газет и периодических изданий, в которых реклама занимает более 70% объема;

- всех других предметов, упомянутых в разделе 1 приложения 1 (кроме каталогов, упомянутых выше), в которых реклама занимает более 25%. В отношении плакатов и литературы по туризму такой процентный критерий применяется лишь к частным коммерческим материалам.

1.2. Пункт 2 статьи 1 Соглашения и пункт 2(а) Протокола устанавливают, что государства-участники вправе облагать ввозимые материалы внутренними налогами, взимаемыми в момент ввоза или впоследствии, при условии, что они не превышают налогов, которыми прямо или косвенно облагается подобная продукция отечественного производства. В связи с этим льгота по уплате НДС в отношении данных товаров может быть предоставлена в случае, если внутри страны в отношении аналогичных товаров, также предоставляется льгота по уплате НДС. Решение о предоставлении освобождения от обложения НДС принимает ГТК России на основании представленных документов.

1.3. В отношении товаров, перечисленных в приложениях "D", "F", "G" Протокола и декларируемых, как материалы образовательного, научного и культурного характера, решение о предоставлении освобождения от обложения таможенных пошлин принимает ГТК России на основании представленных документов (пункт в редакции письма ГТК России от 25 августа 2003 года N 01-06/33188 - см. предыдущую редакцию).

Раздел 2. Особенности таможенного контроля в отношении товаров,
по которым предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин

2.1. При осуществлении таможенного оформления товаров, перечисленных в приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения в качестве материалов образовательного, научного и культурного характера, производится условное начисление сумм ввозных таможенных пошлин. В отношении таких товаров должны быть соблюдены требования по характеру, номенклатуре и объемах (тиражах) товаров в случаях, оговоренных в указанных приложениях. В целях контроля за соответствием характера таких товаров условиям, предоставления таможенных льгот рекомендуется принимать соответствующие подтверждения Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Подтверждения названных министерств оформляются в письменной форме, подписываются уполномоченными лицами и заверяются гербовой печатью указанных министерств. Типовая форма подтверждения, а также образцы печатей и подписей уполномоченных лиц приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям.

При отсутствии в подтверждениях министерств сведений об объемах (тиражах) ввозимых товаров, декларируемых как материалы образовательного, научного и культурного характера, срок его применения рекомендуется ограничивать одним годом с момента издания при условии, что ввоз указанных в письме товаров производится по одному и тому же внешнеторговому договору (контракту), заключенному одним и тем же импортером, товар отправляется одним и тем же отправителем от одного и того же производителя.

Подтверждение о количестве рекламы в продукции средств массовой информации рекомендуется принимать на каждый тираж отдельного номера или отдельного выпуска ввозимой продукции средств массовой информации. Указанное подтверждение выдается Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

2.2. В случае обоснованных сомнений в правильности отнесения декларантом ввозимых товаров к категории материалов образовательного, научного и культурного характера и отсутствия в момент таможенного оформления подтверждения соответствующего министерства характера такого товара как материала образовательного, научного и культурного характера рекомендуется производить выпуск товара для свободного обращения с условным начислением ввозных таможенных пошлин с одновременным принятием следующих мер:

а) произвести в соответствии со статьей 135 Таможенного кодекса Российской Федерации взятие образцов ввозимого товара;

б) обязать декларанта на основании статей 174, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации в целях осуществления таможенного контроля представить в установленный таможенным органом срок подтверждение от указанного в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций соответствующего министерства об образовательном, научном, культурном характере товаров.

В необходимых случаях таможни самостоятельно запрашивают указанные в п.2.1 настоящих Методических рекомендаций министерства и ведомства о возможности отнесения товаров к материалам образовательного, научного, культурного характера с приложением к запросам отобранных образцов.

2.3. В случаях обоснованных сомнений относительно количества рекламы, содержащейся в продукции средств массовой информации, книжной продукции, рекомендуется следующее.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ "О рекламе" рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддержать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. В соответствии со статьей 12 Закона в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного издания.

Таким образом, информация, содержащаяся в продукции средств массовой информации, в том числе в газетах и периодических печатных изданиях, связанных с образованием, наукой и культурой, ввозимых на территорию Российской Федерации, может рассматриваться как рекламная с момента распространения неопределенному кругу лиц.

В связи с изложенным рекомендуем даже при наличии заключения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций о количестве рекламы для проверки заявленных сведений о продукции средств массовой информации, книжной продукции, декларируемой как материалы образовательного, научного и культурного характера, на соответствие количественным критериям о рекламе направлять после выпуска товара для свободного обращения с условным начислением ввозной таможенной пошлины и НДС отобранные образцы в Министерство Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке предпринимательства либо его территориальные органы (адрес министерства приведен в приложении 3*).

________________

* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона "О рекламе" федеральный антимонопольный орган (его территориальные подразделения) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе. Этот орган (его территориальные органы) наделен полномочиями по направлению материалов о нарушениях законодательства Российской Федерации о рекламе в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или досрочном аннулировании лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, а также по направлению в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в области рекламы.

В запросе необходимо ссылаться на Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный приказом Государственного антимонопольного комитета России от 13.11.95 N 147.

2.4. В случае выявления фактов необоснованного заявления декларантом сведений о характере товаров как материалов образовательного, научного и культурного характера либо фактов несоблюдения декларантом законодательства о рекламе таможенный орган решает вопрос о заведении дела о нарушении таможенных правил по признакам уклонения от уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
 "О некоторых вопросах применения
 норм Соглашения о ввозе
материалов образовательного,
 научного и культурного характера
"

     

ПЕРЕЧЕНЬ
товаров, не облагаемых таможенными пошлинами при ввозе
или в связи с ввозом в соответствии с Соглашением и протоколом      

(с изменениями на 14 декабря 2006 года)


1. Книги, издания и документы


а) Печатные книги (кроме литературы, в которой реклама занимает более 25 процентов объема);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: 4901, из 4911

б) Газеты, журналы и периодические издания, в которых реклама занимает менее 70 процентов объема (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций об объеме рекламы в отдельном номере газеты, журнала и периодического издания);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4901 99 000 0, из 4902

в) Рекламные плакаты по туризму и туристическая литература (брошюры, справочники, расписания, буклеты и подобные издания) с иллюстрациями или без них, включая издания, опубликованные частными организациями, цель которых состоит в развитии туризма за пределами страны ввоза (кроме плакатов и литературы по туризму, опубликованных частными коммерческими организациями, в которых реклама занимает более 25 процентов объема);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4901, из 4902, из 4911

г) Издания, цель которых состоит в стимулировании обучения за пределами страны ввоза, кроме изданий, в которых реклама составляет более 25 процентов объема (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения о рекламе Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, об образовательном характере Министерства образования Российской Федерации);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4901, из 4902, из 4911

д) Каталоги книг и публикаций, предлагаемые для продажи издательствами или книготорговцами, находящимися за пределами страны ввоза (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4901, из 4902, из 4911

е) Сборники упражнений с печатными текстами и местами, оставленными для заполнения учеником (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации о назначении, номенклатуре и объемах ввозимых товаров);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4820 20 000 0, из 4820 90 000 0

ж) Карты и схемы, представляющие интерес для таких областей науки, как геология, зоология, ботаника, минералогия, палеонтология, археология, этнология, метеорология, геофизика (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства образования Российской Федерации о назначении, номенклатуре и объемах ввозимых товаров либо Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4911 91 000 0, из 4911 99 000 0, из 9023 00 800 0 (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года письмом ФТС России от 14 декабря 2006 года N 01-06/44107, - см. предыдущую редакцию)

з) Планы и чертежи архитектурного, промышленного или технического характера и их репродукции (при условии представления в таможенные органы, производящие таможенное оформление товаров, подтверждения Министерства образования Российской Федерации о назначении, номенклатуре и объемах ввозимых товаров либо Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации);

Коды товаров в соответствии с ТН ВЭД России: из 4905 91 000 0, из 4905 99 000 0, из 4906 00 000 0, из 4911 91 000 0, из 4911 99 000 0, из 9023 00 800 0 (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года письмом ФТС России от 14 декабря 2006 года N 01-06/44107, - см. предыдущую редакцию)

и) Каталоги фильмов, звукозаписей или других аудиовизуальных пособий просветительного, научного или культурного характера, издающиеся Организацией Объединенных Наций или от ее имени любым из ее специализированных учреждений;

Коды товаров в соответствии  с ТН ВЭД России: из 4901, из 4902, из 4911

к) Музыка в рукописи или в печатной форме, или воспроизведенная иным способом, чем печатный;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»