ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной поддержке средств массовой информации
и книгоиздания Российской Федерации
(с изменениями на 22 ноября 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 22 октября 1998 года N 159-ФЗ (Российская газета, N 203, 24.10.98).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Статья 4 настоящего Федерального закона вступила в силу с 1 января 1996 года и утратила силу с 1 января 1999 года.
Статьи 7-9 настоящего Федерального закона вступили в силу с 4 декабря 1995 года и действовали до утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Статьи 2, 3, 5 настоящего Федерального закона вступили в силу с 1 января 1996 года и утратили силу с 1 января 2002 года.
См. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Принят
Государственной Думой
18 октября 1995 года
Одобрен
Советом Федерации
15 ноября 1995 года
Настоящий Федеральный закон регулирует порядок государственной поддержки средств массовой информации и книгоиздания, приватизации предприятий, обеспечивающих их функционирование, и направлен на обеспечение конституционного права граждан на получение полной и объективной информации.
В целях настоящего Федерального закона понимаются:
под государственной поддержкой средств массовой информации совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации;
под массовой информацией - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации - периодическое печатное издание, теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием - газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программой совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач); имеет постоянное название и выходит в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция теле-, радиопрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
под редакцией средства массовой информации - организация (независимо от формы собственности), осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации;
под издательством - предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие подготовку, производство и выпуск книжной и другой печатной продукции;
под полиграфическим предприятием - предприятие государственной формы собственности или организация иной формы собственности, осуществляющие материально-техническое обеспечение выпуска газетной и книжно-журнальной продукции;
под организацией теле-, радиовещания (телерадиовещательной компанией - ТРК) - организация, осуществляющая производство, монтаж, расстановку во времени и распространение с использованием электромагнитных волн (по эфирным, кабельным, проводным и иным электромагнитным системам) звуковой (радиовещание), визуальной и аудиовизуальной (телевещание) массовой информации и данных, предназначенных для получения непосредственно телезрителями и радиослушателями;
под передающим центром (ПЦ) - радиотелевизионные передающие центры (РТПЦ), радиоцентры (РЦ) и иные организации электросвязи, предоставляющие в том числе услуги по распространению теле- и(или) радиопрограмм, подготовленных организациями теле-, радиовещания;
под информационным агентством - организация, осуществляющая сбор и оперативное распространение информации;
под организацией по распространению периодических печатных изданий - организация, осуществляющая реализацию периодических печатных изданий как в Российской Федерации, так и в других государствах;
под монополистом - предприятие, организация, признающиеся таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством;
под средством массовой информации рекламного характера средство массовой информации, в котором реклама превышает 40 процентов объема отдельного номера периодического издания, а в теле-, радиопрограммах - 25 процентов объема вещания;
под средством массовой информации эротического характера периодическое печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
____________________________________________________________________
Статья 2 вступила в силу с 1 января 1996 года и утратила силу с 1 января 2002 года - см. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.
Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции, передающими центрами от производства и распространения продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная полиграфическими предприятиями и организациями от оказания услуг по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, продукции средств массовой информации, в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Не подлежит налогообложению прибыль, полученная редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями и организациями по распространению периодических печатных изданий и книжной продукции и направленная ими на финансирование капитальных вложений по их основному профилю. Не облагаемая налогом доля прибыли, направляемой на эти цели, не ограничивается.
____________________________________________________________________
Статья 3 вступила в силу с 1 января 1996 года и утратила силу с 1 января 2002 года - см. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории редакциями средств массовой информации и издательствами, освобождаются от таможенной пошлины и сборов, связанных с импортом и экспортом.
Бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, аудио- и видеоинформация, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаются от таможенной пошлины.
____________________________________________________________________
Статья 4 вступила в силу с 1 января 1996 года и утратила силу с 1 января 1999 года - см. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические предприятия и организации, телерадиовещательные компании, информационные агентства, организации по распространению периодических печатных изданий освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, получаемой от экспорта книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной, журнальной, аудио- и видеопродукции, если она используется на приобретение оборудования и материалов, необходимых для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и его расширения.
____________________________________________________________________
Статья 5 вступила в силу с 1 января 1996 года и утратила силу с 1 января 2002 года - см. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Редакции средств массовой информации, издательства, информационные агентства, телерадиовещательные компании пользуются услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи по тарифам, предусмотренным для бюджетных организаций.
Редакции средств массовой информации, издательства, полиграфические предприятия и организации, информационные агентства, телерадиовещательные компании, организации по распространению периодических печатных изданий и передающие центры оплачивают аренду помещений в зданиях, являющихся федеральной собственностью, по тарифам и ставкам, не превышающим установленные для организаций сферы культуры.
Редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям передаются в хозяйственное ведение помещения, которыми они владеют либо пользуются в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.
____________________________________________________________________
На основании постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П часть третья статьи 5 настоящего Федерального закона:
1. Признана соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку она служит основанием для передачи в хозяйственное ведение находящихся в федеральной собственности помещений редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, которые владеют либо пользуются этими помещениями в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности.
2. Признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 8, 35 (части 2 и 3), 55 (часть 3), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133, в той мере, в какой она - по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - допускает передачу в хозяйственное ведение находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или являющихся муниципальной собственностью помещений редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям, которые владеют либо пользуются этими помещениями в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности, без согласия собственников, если такая передача осуществляется без надлежащего возмещения.
3. Не предполагающая по своему конституционно-правовому смыслу возможность передачи редакциям средств массовой информации, издательствам, информационным агентствам, телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений, находящихся в частной собственности, не может использоваться в качестве законного основания для такой передачи.
____________________________________________________________________
Льготы, предусмотренные статьями 2 - 5 настоящего Федерального закона, не распространяются на книжные и периодические печатные издания рекламного и эротического характера и средства массовой информации рекламного и эротического характера.
Льготы, предусмотренные статьями 2 - 5 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и на условиях, которые определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации по налоговым, таможенным, валютным и бюджетным вопросам.
Приватизация предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
____________________________________________________________________
Статья 7 вступила в силу с 4 декабря 1995 года и действовала до утверждения Федеральным Собранием Российской Федерации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации - см. статью 10 настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________
Не подлежат приватизации издательства и полиграфические предприятия, отнесенные исключительно к объектам федеральной собственности:
полиграфические предприятия, являющиеся монополистами на общероссийском рынке товаров (услуг);
полиграфические предприятия, оснащенные высокими технологиями для выпуска высокохудожественной и высококачественной печатной продукции;
издательства - монополисты на общероссийском рынке товаров (услуг);
предприятия-монополисты, обеспечивающие функционирование полиграфической отрасли.
Издательства и полиграфические предприятия, подпадающие под действие настоящей статьи, могут акционироваться в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона, только по решению Правительства Российской Федерации не ранее чем по истечении трех лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.
____________________________________________________________________