Действующий

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 29 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)

Статья 105_29. Порядок проведения налогового мониторинга

1. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

2. Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации), либо выявлены несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В случае, если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В случае, если после рассмотрения представленных организацией, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, пояснений либо в случае их отсутствия налоговый орган установит факт, свидетельствующий об искажении размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.

(Абзац дополнительно включен с 28 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 225-ФЗ)

2_1. В случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном исчислении (удержании), неполной и (или) несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган в течение десяти дней направляет организации в электронной форме уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса.

При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в случае установления налоговым органом факта, свидетельствующего о неправильном определении размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, налоговый орган также в течение десяти дней направляет организации в электронной форме уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса.

(Абзац дополнительно включен с 8 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 259-ФЗ)

В уведомлении о наличии оснований для составления мотивированного мнения указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов, сборов, страховых взносов или об искажении организацией, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, размеров фактических затрат, по которым Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, выявленные в ходе налогового мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 сентября 2024 года Федеральным законом от 8 августа 2024 года N 259-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Организация в течение пятнадцати дней со дня получения уведомления о наличии оснований для составления мотивированного мнения по инициативе налогового органа вправе представить в налоговый орган необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Если выявленные налоговым органом факты с учетом представленных организацией пояснений (сообщения) либо при отсутствии пояснений (сообщения) организации свидетельствуют о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105_30 настоящего Кодекса.

(Пункт дополнительно включен с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ)

3. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также проводить допрос свидетелей, осмотр территорий, привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном статьями 95 и 96 настоящего Кодекса.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 августа 2023 года Федеральным законом от 31 июля 2023 года N 389-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

При проведении налогового мониторинга в отношении организации, признаваемой налогоплательщиком - участником соглашения о защите и поощрении капиталовложений, налоговый орган также вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с фактическим осуществлением затрат, по которым Федеральным законом "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" предусмотрено предоставление мер государственной поддержки, в том числе в течение срока проведения налогового мониторинга за первый период, за который проводится налоговый мониторинг, в части затрат, осуществленных со дня заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений до 1 января года, на который приходится первый период, за который проводится налоговый мониторинг.

(Абзац дополнительно включен с 28 июля 2022 года Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 225-ФЗ)

(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 июня 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 130-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 августа 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 240-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. При этом такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Порядок направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2021 года Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 470-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов.