Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах



Принят
Государственной Думой
16 декабря 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2020 года



Статья 1


Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2003, N 23, ст.2174; 2004, N 27, ст.2711; N 31, ст.3231; 2005, N 45, ст.4585; 2006, N 31, ст.3436; 2007, N 1, ст.31; N 22, ст.2564; 2008, N 48, ст.5519; 2009, N 51, ст.6155; 2010, N 31, ст.4198; N 40, ст.4969; N 45, ст.5752; N 49, ст.6420; 2011, N 27, ст.3873; N 47, ст.6611; N 49, ст.7014; 2012, N 27, ст.3588; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4081; N 40, ст.5037; 2014, N 14, ст.1544; N 26, ст.3404; N 45, ст.6157, 6158; N 48, ст.6657; 2015, N 18, ст.2616; N 24, ст.3377; 2016, N 7, ст.920; N 15, ст.2063; N 18, ст.2486, 2506; N 27, ст.4173, 4176, 4177; N 49, ст.6844; 2017, N 49, ст.7307, 7313, 7315; 2018, N 31, ст.4821; N 32, ст.5095; N 45, ст.6828; N 53, ст.8416; 2019, N 39, ст.5375; 2020, N 46, ст.7212, 7215; N 48, ст.7627) следующие изменения:

1) в пункте 4 статьи 31:

а) в абзаце первом слова "либо через личный кабинет налогоплательщика" заменить словами ", либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу,";

б) в абзаце втором слова "либо через личный кабинет налогоплательщика" заменить словами ", либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу";

2) в статье 76:

а) абзац первый пункта 2 дополнить словами ", если иное не предусмотрено настоящей статьей";

б) дополнить пунктом 3_4 следующего содержания:

"3_4. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, принимаются налоговым органом, проводящим налоговый мониторинг.";

3) пункт 1_1 статьи 88 изложить в следующей редакции:

"1_1. При представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением случая досрочного прекращения налогового мониторинга менее чем через три месяца со дня представления такой налоговой декларации (расчета). В этом случае камеральная налоговая проверка проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.";

4) в статье 89:

а) в пункте 5_1:

абзац первый после слова "проводится" дополнить словом "(проведен)";

подпункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

"3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).";

б) абзац первый подпункта 2 пункта 10 изложить в следующей редакции:

"2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом повторной выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).";

5) подпункты 3 и 4 пункта 4_1 статьи 89_1 изложить в следующей редакции:

"3) невыполнение в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налога на прибыль организаций, направленного участнику консолидированной группы налогоплательщиков, указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на прибыль указанным участником консолидированной группы налогоплательщиков в соответствии с мотивированным мнением налогового органа;

4) представление ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией в связи с уменьшением доходов (увеличением расходов) участником консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого проводился налоговый мониторинг. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение суммы полученного убытка).";

6) в пункте 1 статьи 92:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Должностное лицо налогового органа в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов:";

б) дополнить новыми абзацами вторым, третьим и абзацем четвертым следующего содержания:

"1) при проведении выездной налоговой проверки;

2) при проведении камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации в случаях, предусмотренных пунктами 8, 8_1 и 8_9 статьи 88 настоящего Кодекса;

3) при проверке в рамках налогового мониторинга налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлена сумма налога к возмещению, или при выявлении противоречий или несоответствий, указанных в пунктах 8_1 и 8_9 статьи 88 настоящего Кодекса.";

в) абзацы второй и третий считать соответственно абзацами пятым и шестым;

7) в статье 93_1:

а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговый мониторинг, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, эти документы (информацию).";

б) в пункте 5:

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных настоящим пунктом, пунктами 2 и 5 статьи 93, пунктом 6 статьи 105_29 настоящего Кодекса.";

дополнить абзацами следующего содержания:

"Указанное в настоящем пункте уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В случае проведения налогового мониторинга указанные в настоящем пункте документы (информация) и уведомление заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя и представляются в налоговый орган через информационные системы организации в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

8) в статье 105_26:

а) в пункте 3:

в подпункте 1:

в абзаце первом после слова "акцизов," дополнить словами "налога на доходы физических лиц,", слова "и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате" заменить словами ", налога на добычу полезных ископаемых и страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению)", слово "Таможенного" заменить словами "Евразийского экономического", цифры "300" заменить цифрами "100";

абзац второй после слова "уплате" дополнить словом "(перечислению)";

абзац третий признать утратившим силу;

в подпункте 2 слова "3 миллиардов" заменить словами "1 миллиарда";

в подпункте 3 слова "3 миллиардов" заменить словами "1 миллиарда";

абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"Для организации, являющейся участником консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе ответственным участником указанной группы), а также для организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, для принятия решения о проведении налогового мониторинга в соответствии со статьей 105_27 настоящего Кодекса выполнение условий, установленных настоящим пунктом, не является обязательным.";

б) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:

"В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на три месяца.

В случае представления в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за шесть месяцев до окончания срока проведения налогового мониторинга уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (акцизу), в которой сумма налога заявлена к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, срок проведения налогового мониторинга по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа продлевается не более чем на шесть месяцев.

Решение о продлении срока проведения налогового мониторинга принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа до окончания срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

В случае продления срока проведения налогового мониторинга налоговый орган направляет организации решение о продлении срока проведения налогового мониторинга в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

В случае представления налоговой декларации (расчета) или уточненной налоговой декларации (уточненного расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая налоговая декларация (расчет) или уточненная налоговая декларация (уточненный расчет) проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.";

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. В регламенте информационного взаимодействия указываются в частности:

1) сроки и порядок представления налоговому органу документов (информации), связанных с исчислением (удержанием), уплатой (перечислением) налогов, сборов, страховых взносов, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и (или) порядок предоставления доступа к таким документам (информации) через информационные системы организации по выбору такой организации;

2) порядок ознакомления должностных лиц налогового органа с подлинниками документов, указанных в подпункте 1 настоящего пункта;

3) время доступа к указанным в подпункте 1 настоящего пункта документам (информации) в течение срока проведения налогового мониторинга за соответствующий период и следующих трех лет со дня окончания срока его проведения (в случае предоставления доступа к таким документам (информации) налоговому органу через информационные системы организации);

4) состав и структура раскрытия показателей регистров бухгалтерского и налогового учета, используемых в информационных системах организации, а также сведения о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, порядок внесения изменений (дополнений) в регламент информационного взаимодействия, требования к информационным системам организации, в том числе к порядку получения и обработки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формат документов, к которым предоставляется доступ налоговому органу, и порядок получения доступа к таким информационным системам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.";

г) абзац первый пункта 7 после слова "активов)," дополнить словами "выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях";

9) в статье 105_27:

а) в абзаце первом пункта 1 слово "июля" заменить словом "сентября";

б) пункт 1_1 признать утратившим силу;

в) подпункт 3 пункта 2 дополнить словами ", включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета";

г) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. В случае, если организация, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, не представила до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в проведении налогового мониторинга, налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга в отношении следующего периода.";