Методические рекомендации по расчету тарифа на случай амбулаторно-поликлинического обслуживания разработаны в соответствии с "Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования" (утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 19 августа 1993 г. N 03-01 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации), "Рекомендациями по расчету тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" (приложение к приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 14 апреля 1994 г. N 16), "Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 18 октября 1993 г.), "Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете" (утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 03 ноября 1993 г. N 122), приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 20 февраля 1995 г. N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", "Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги" (приложение к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 сентября 1992 г. N 19015/03).
Внедрение системы обязательного медицинского страхования (ОМС) предполагает изменение методов финансирования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь в рамках территориальных программ ОМС. Указанные изменения выражаются в использовании различных способов оплаты на выбранную для конкретного вида медицинской помощи единицу финансирования.
В "Методических рекомендациях по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации", утвержденных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 18.10.93 г., для оплаты амбулаторно-поликлинической помощи предлагается применять четыре способа:
- за отдельную услугу;
- за отдельную услугу по единой системе тарифов, выраженных в баллах;
- за случай поликлинического обслуживания;
- по подушевому принципу на одного обслуживаемого учреждением пациента с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на объемы потребления медицинской помощи.
Для того, чтобы осуществлять финансирование медицинских учреждений в соответствии с выбранным способом оплаты предварительно требуется рассчитать тарифы на установленную единицу финансирования. Подобную работу необходимо проводить на основе единых методических подходов в практике расчетов тарифов, что обеспечит сопоставимость расчетных показателей по разным территориям, возможность проведения взаиморасчетов и т.д.
Основой для выбора единицы финансирования амбулаторно-поликлинической помощи является наличие статистической и нормативной информации, обеспечивающей расчеты выбранного показателя и создание условий для соблюдения технологии лечебно-диагностического процесса. Таким требованиям в основном отвечает принятый в настоящее время в статистике здравоохранения "случай поликлинического обслуживания" на базе использования "талона амбулаторного пациента" (ф. N 025-6/у-89 и N 025-7/у-89).
Под случаем поликлинического обслуживания следует понимать совокупность посещений, выполненных при каждом обращении пациента к врачу-специалисту. При этом каждый случай поликлинического обслуживания дифференцируется по цели (лечебно-диагностическая, консультативная, диспансерное наблюдение, профилактический осмотр, медико-социальная, прочее), периодичности (первичный, повторный), месту оказания помощи (в поликлинике или на дому).
Для расчета тарифа на случай поликлинического обслуживания необходимо определить основные его составляющие: оплату труда медицинского персонала, расходы на медикаменты, мягкий инвентарь и другие материальные затраты, расходы на вспомогательную лечебно-диагностическую службу, общеполиклинические затраты.
В системе обязательного медицинского страхования в состав тарифа включаются только расходы, отнесенные к финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования, их перечень утверждается в установленном порядке комиссией по согласованию тарифов.
Существующие в настоящее время методики по расчету затрат на оказание медицинской помощи основываются либо на фактической численности медицинского персонала (занятые, вакантные должности), либо на нормативной для учреждения конкретного типа и мощности численности без учета фактических или планируемых объемов работы.
В расчетах тарифов по предлагаемой методике используется численность медицинского персонала, необходимая для выполнения конкретного объема работы на основе нормативных затрат труда, определенных по действующим в настоящее время нормативным документам и методическим рекомендациям, регулирующим вопросы нормирования труда в здравоохранении.
Методические рекомендации предназначены для расчета средних затрат на случай поликлинического обслуживания по отдельной врачебной специальности. При наличии статистической и экономической информации возможно проведение дифференциации средней стоимости случая поликлинического обслуживания по нозологическим формам, соответствующим врачебной специальности, с использованием технических приемов расчета, приведенных в данных методических рекомендациях.