Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 3 ноября 1993 года N 122


Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету
в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете

____________________________________________________________________
Признана незаконной (недействующей) со дня ее издания на основании
решения Верховного Суда Российской Федерации
от 30 июля 1998 года N ГКПИ 98-283
____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу Инструкцию по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, согласно приложению, и ввести ее в действие с 1 января 1994 года.

2. Установить, что Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Министерства финансов СССР от 10 марта 1987 г. N 61, на территории Российской Федерации не применяется.

Заместитель  министра финансов
Российской Федерации
С.А.Королев

     

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 3 ноября 1993 г. N 122

ИНСТРУКЦИЯ
по бухгалтерскому учету в учреждениях и
организациях, состоящих на бюджете


Организация бухгалтерского учета

1. Учреждения и организации*, состоящие на республиканском бюджете Российской Федерации и бюджетах национально-государственных и административно-территориальных образований, а также централизованные бухгалтерии при министерствах, ведомствах, администрациях и их управлениях (отделах), центральных городских и районных больницах и при отдельных учреждениях, осуществляют учет исполнения смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10 и настоящей инструкцией.

--------------------

* В дальнейшем изложении - "учреждения".

В сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) администрациях и организованных при них централизованных бухгалтериях бухгалтерский учет ведется по отдельной инструкции Министерства финансов Российской Федерации.

2. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, в том числе по подсобным сельским и учебно-опытным хозяйствам, производственным (учебным) мастерским и научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, а также другим внебюджетным средствам, ведется на едином балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.

Учреждения, имеющие подсобные сельские хозяйства, с разрешения вышестоящей организации бухгалтерский учет по подсобным хозяйствам могут вести на отдельном балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.

В случаях, когда подсобные сельские хозяйства при учреждениях переведены на хозяйственный расчет, эти хозяйства ведут бухгалтерский учет в порядке, предусмотренном Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению.

Капитальные вложения и источники их финансирования учитываются на едином балансе по плану счетов, предусмотренному настоящей инструкцией.

Министерствам и ведомствам, управлениям (отделам) администраций краев, областей, автономных образований, городов и районов разрешается для подведомственных им учреждений, состоящих на бюджете, устанавливать порядок ведения бухгалтерского учета капитальных вложений по строительству зданий, сооружений и других объектов, расширению и реконструкции действующих учреждений, независимо от объема капитальных вложений, источников их финансирования (бюджетные и специальные средства) и способа производства работ, на самостоятельном балансе. В этом случае бухгалтерский учет операций по капитальным вложениям и составление отчетности осуществляются в порядке, установленном для производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций.

3. По детским дошкольным учреждениям, находящимся в ведении объединений, предприятий и организаций, бухгалтерский учет исполнения смет расходов ведется в централизованном порядке бухгалтериями этих объединений, предприятий и организаций по установленным для последних инструкциям.

4. Министерства и ведомства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации в необходимых случаях могут издавать указания о порядке применения общих положений по бухгалтерскому учету в учреждениях своей системы с учетом специфики их деятельности.

5. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов осуществляется по мемориально-ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей инструкцией.

Министерства и ведомства Российской Федерации в отдельных случаях могут разрешать учреждениям вести бухгалтерский учет исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных и согласованных с Министерством финансов Российской Федерации указаний.

6. Бухгалтерский учет исполнения смет расходов учреждений осуществляется, как правило, централизованными бухгалтериями, создаваемыми при министерствах, ведомствах, управлениях (отделах) администраций, а также при центральных городских и районных больницах и других учреждениях.

При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей ассигнований, в частности: заключать договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и разрешать выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Централизованная бухгалтерия представляет руководителям обслуживаемых учреждений необходимые им сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным бухгалтером централизованной бухгалтерии по согласованию с руководителями этих учреждений.

7. Учреждения расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий, предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтерский учет должен обеспечить систематический контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

8. В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администраций разрешено в установленном порядке централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящей инструкции.

9. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

Руководители бухгалтерских служб (главные бухгалтеры) в своей работе руководствуются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, утвержденными в установленном порядке, и другими нормативными документами.

10. В обязанности бухгалтерских служб входит:

обеспечение правильной организации бухгалтерского учета в соответствии с настоящей инструкцией и отдельными указаниями;

осуществление предварительного контроля за своевременным и правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;

контроль за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с выделенными ассигнованиями и их целевым назначением по утвержденным сметам расходов по бюджету с учетом внесенных в них в установленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

своевременное финансирование учреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением ими смет расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;

учет доходов и расходов по сметам специальных средств и учет операций по другим внебюджетным средствам;

начисление и выплата в срок заработной платы рабочим и служащим, стипендий учащимся учебных заведений;

своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения смет, с предприятиями, учреждениями и отдельными лицами;

участие в проведении инвентаризации денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете;

проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;

широкое применение современных средств вычислительной техники при выполнении учетно-вычислительных работ;

составление и представление в установленные сроки бухгалтерской отчетности;

составление и согласование с руководителями учреждений (при отсутствии плановых отделов или других аналогичных структурных подразделений) смет расходов и расчетов к ним;

осуществление контроля за сохранностью основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;

систематизированный учет положений, инструкций, методических указаний по вопросам учета и отчетности, других нормативных документов, относящихся к компетенции бухгалтерских служб;

хранение бухгалтерских документов, регистров учета, машинограмм, смет расходов, расчетов к ним, других документов, а также сдача их в архив в установленном порядке.

11. Главный бухгалтер (руководитель бухгалтерской службы) устанавливает служебные обязанности для работников бухгалтерии с тем, чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение.

Распределение служебных обязанностей в бухгалтериях производится по функциональному признаку, т.е. за каждой группой работников или отдельным работником, в зависимости от объема работ, закрепляется определенный участок. В бухгалтериях могут организовываться примерно следующие группы: финансовая, материальная, расчетов с рабочими и служащими, расчетов с родителями за содержание детей в детских учреждениях и т.д. В зависимости от объема работ из финансовой и материальной групп могут быть выделены группы: оперативно-финансовая, расчетных операций, основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, продуктов питания.

В необходимых случаях в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, создаются учетно-контрольные группы из работников централизованных бухгалтерий. Эти группы обязаны обеспечить оформление всей первичной документации по бухгалтерскому учету операций данного учреждения, контроль за сохранностью ценностей, находящихся у материально ответственных лиц, и осуществлять выполнение других работ, предусмотренных распределением обязанностей.

Все подразделения, входящие в состав отдельных учреждений, а также учреждения, обслуживаемые централизованными бухгалтериями, обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы: выписки из приказов и распоряжений, сметы расходов, а также всякого рода договоры, нормативы и др.

Требования главного бухгалтера в части порядка оформления и представления в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников подразделений и служб учреждения, а при централизации учета - для всех обслуживаемых учреждений.

12. Представление первичных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота, составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. В централизованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителем учреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным и другим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота о сроках представления документов в бухгалтерию.

13. В учреждениях все бухгалтерские документы, связанные с исполнением смет расходов по бюджету, специальным и другим внебюджетным средствам, подписываются руководителем учреждения или его заместителем и главным бухгалтером или его заместителем. В министерствах и ведомствах Российской Федерации право первой подписи может быть также предоставлено начальникам управлений и самостоятельных отделов этих министерств и ведомств.

В централизованных бухгалтериях банковские документы (чеки и платежные поручения), а также расходные кассовые ордера и платежные (расчетно-платежные) ведомости на заработную плату по срокам и суммам выплат из кассы (распорядительные надписи) подписываются руководителем учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, или другим лицом, на то им уполномоченным, и главным бухгалтером или его заместителем. Остальные документы, служащие основанием для выдачи денег, товарно-материальных и других ценностей, а также изменяющие кредитные и расчетные обязательства учреждений, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, подписываются соответствующими руководителями учреждений и главным бухгалтером централизованной бухгалтерии или их заместителями.

Документы без подписи главного бухгалтера или его заместителя считаются недействительными и не принимаются к исполнению.

Приходные кассовые ордера действительны при наличии подписи главного бухгалтера или его заместителя и кассира.

14. Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы. Первичные документы могут быть разовыми, предназначенными для оформления отдельных хозяйственных операций, или групповыми, предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за определенный период. Первичные документы должны составляться своевременно, как правило, в момент совершения операции и содержать достоверные данные.

Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители в количественном и стоимостном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки.

В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес предприятия, учреждения, основание для совершения хозяйственной операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых хозяйственных операций.

В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах за выполненные работы - подтверждение принятия работ соответствующими лицами.

Записи в первичных документах производятся чернилами, пастой шариковой ручки, химическим карандашом или при помощи пишущих машин и средств механизации. Свободные строки в первичных документах прочеркиваются.

В первичных документах - как в текстовой части, так и цифровых данных - подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью: "Исправлено" и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления.

В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.

При оформлении первичных документов и записи их в регистры учета следует руководствоваться Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.

15. Документы, служащие основанием для записей в регистрах учета, должны представляться в бухгалтерию в сроки, установленные графиком.

Материально ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов ф.442*, составляемом в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов один экземпляр реестра с подписью работника бухгалтерии возвращается материально ответственному лицу, второй экземпляр остается в делах бухгалтерии.

----------------

* Заполняется отдельно по приходным и расходным документам.

С лицами, ответственными за хранение денежных средств и товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности в установленном порядке.

16. Поступившие в бухгалтерию первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей).

За достоверность содержащихся в документах данных, а также за своевременное и доброкачественное составление первичных документов несут ответственность лица, создавшие и подписавшие эти документы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»