ПРИКАЗ
от 14 апреля 1994 года N 16
О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС от 30 декабря 2011 года N 261
____________________________________________________________________
В целях совершенствования нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования, обеспечения единого методического подхода при расчетах, согласовании и использовании тарифов на медицинское и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан
Утверждаю:
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан согласно Приложению.
Приказываю:
1. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:
1.1. Руководствоваться в работе по вопросам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования "Рекомендациями по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденными настоящим приказом.
1.2. Довести до сведения участников обязательного медицинского страхования "Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" для практического использования в работе по расчетам и согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
2. Экономическому управлению Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Крюков Ю.Н.):
2.1. Обеспечить практическое содействие территориальным фондам обязательного медицинского страхования в использовании "Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан";
2.2. Организовать сбор данных и обработку информации о результатах использования "Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Крюкова Ю.Н.
Исполнительный директор
В.В.Гришин
РЕКОМЕНДАЦИИ
по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан
Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан, именуемые в дальнейшем Рекомендации, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" (утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 19 августа 1993 года N 03-01 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации), "Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 18 октября 1993 года), "Типовыми правилами обязательного медицинского страхования" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 01 декабря 1993 года по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью), "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету в фондах обязательного медицинского страхования" (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3 от 19 января 1994 года по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 03 ноября 1993 года N 122), "Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги" (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации N 19-15/03 от 01 сентября 1992 года).
Настоящие Рекомендации применяются для расчетов и проведения мероприятий по согласованию и использованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.
2.1. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "тарифы", представляют отдельную группу ценовых показателей, отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.
2.2. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.
2.3. Под объектом установления тарифа понимается медицинская помощь, выраженная в определенных комиссией по согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страхованию (например, годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).
2.4. Тарифы разрабатываются, согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг), оказываемой по территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным способом оплаты.
2.5. В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.
Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство).
2.6. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета по обязательному медицинскому страхованию и классификацией расходов медицинских учреждений в составе тарифа не предусмотрены расходы на амортизацию основных фондов медицинского учреждения. Полное восстановление активной части основных фондов медицинского учреждения осуществляется по статье расходов "Приобретение оборудования и инвентаря".
2.7. Правила расчетов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых или возмещаемых из других источников, например, из бюджетов разных уровней, из доходов о предпринимательской деятельности и др.
В состав тарифа также не включаются расходы, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств обязательного медицинского страхования.
2.8. Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов осуществляются представителями участников системы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.
2.9. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенные членами комиссии по согласованию тарифов.
Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в соответствии с Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации).
Для разработки методики и проведения расчетов тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования рекомендуется в качестве основной использовать методику, изложенную в параграфе 2 "Методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги" (письмо Министерства здравоохранения РФ N 19-15/03 от 01 сентября 1992 г.), в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи.
При разработке методики и проведении расчетов тарифов рекомендуется, кроме того, учитывать следующие положения.
3.1. В целях обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей на территории субъекта Федерации используется единая для медицинских учреждений данной территории методика расчета тарифов. Единая методика расчета тарифов разрабатывается с учетом накопленного на территории субъекта Федерации опыта расчетов, настоящих Рекомендаций и утверждается комиссией по согласованию тарифов.
3.2. При разработке единой методики расчета тарифов территориальному фонду обязательного медицинского страхования по согласованию с органом управления здравоохранения необходимо провести работу по экономическому анализу содержания статей расходов медицинских учреждений и разделению расходов на две группы:
- расходы, финансируемые за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией субъекта Федерации на основании Приложения 1 к "Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан";
- расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования.
3.3. В целях недопущения повторного счета при формировании тарифов учитываются только расходы, отнесенные к финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
3.4. Перечень целевых программ и мероприятий, учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи, а также статей расходов, финансируемых за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения, считается приложением к утверждаемой единой методике расчета тарифов.
3.5. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с решениями комиссии по согласованию тарифов доводят до медицинских учреждений перечень расходов (по наименованиям и статьям расходов), включаемых в состав тарифов и финансируемых целевым назначением на календарный период, а также другие необходимые материалы для подготовки расчетных данных (таблицы, формулы, нормы расходов, индексы удорожания и др.).
3.6. При переходе к новым (по сравнению со сметой расходов) способам оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию выбирается один из двух вариантов возмещения расходов, указанных ниже.
3.6.1. В первом варианте в тарифы включают одновременно все возмещаемые по обязательному медицинскому страхованию расходы.
При этом компенсирующая сторона организует контроль за рациональным использованием средств и структурой (соотношением) расходов, включенных в тариф.
3.6.2. Во втором варианте расходы на медицинскую помощь делятся на две части:
- условно-переменные расходы;
- условно-постоянные расходы.
При разделении расходов на условно-переменные и условно-постоянные с целью установления взаимосвязи между размерами расходов (по их видам) и объемами деятельности медицинского учреждения следует провести предварительный экономический анализ. Необходимость отнесения расходов к условно-переменным или условно-постоянным определяется степенью детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты (финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи (врачебная манипуляция, консультация и т.п.), тем больше необходимость в точности разделения расходов в зависимости от объемов деятельности.
К условно-переменным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от объемов деятельности. В указанную группу расходов рекомендуется включать: заработную плату персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, зависящим от выполненных объемов работы); расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств; расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов медицинского назначения, в том числе мягкого инвентаря и обмундирования; расходы на питание больных.
При отсутствии возможности получения данных об условно-переменных расходах конкретного наименования на единицу оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы рекомендуется относить к условно-постоянным.
К условно-постоянным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от продолжительности календарного периода и незначительно реагирует на изменение объемов деятельности; заработная плата персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от объемов работ); канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования общего назначения; расходы на спецпитание персонала, работающего в особых условиях труда; командировочные расходы и т.д.
Такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть включать в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать (или авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов деятельности.
Условно-постоянные расходы в этом случае возмещаются (или авансируются) без включения в тарифы за счет средств обязательного медицинского страхования календарным способом (помесячно, поквартально).
3.7. Комиссией по согласованию тарифов проводится анализ состояния учета (бухгалтерского, оперативного, статистического) в медицинских учреждениях с целью оценки организационной готовности перейти на учет затрат по местам возникновения затрат (основным подразделениям и службам медицинского учреждения; кабинетам и рабочим местам внутри подразделений и т.п.) и по носителям затрат (пациентам, заболеваниям, услугам, исполнителям работ и т.п.).
Состояние бухгалтерского, оперативного и статистического учета оценивается с точки зрения наличия данных прямого учета (рабочего времени и заработной платы; расходования основных и вспомогательных материалов; использования установленного работоспособного оборудования; коммунальных расходов и др.) по рабочим местам и видам услуг; наличия базы данных для сопоставления фактических расходов с нормами и нормативами.
При этом точность, степень детализации и полнота данных оперативного учета учитываются при организации перехода к новым принципам нормирования расходов, а также к новым способам оплаты медицинской помощи.
3.8. Комиссия по согласованию тарифов анализирует практику расчета затрат в медицинских учреждениях с целью выявления расходов, рассчитываемых прямым способом, и расходов, включаемых в тариф косвенным способом. При этом учитывается, что прямой расчет дает более точные результаты, чем косвенный.
Информация о сложившемся на территории соотношении между прямыми и косвенными затратами, позволяет определить практическую возможность применения единой методики с точки зрения техники расчетов тарифов.
3.9. При расчете начислений на заработную плату (по всем основаниям) используется суммарный процент в соответствии с решениями законодательной власти.
3.10. При планировании увеличения тарифов в течение 1994 года и размеров календарного финансирования целевого назначения рекомендуется использовать прогнозные коэффициенты удорожания, приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 2-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год" (см.Приложение).
Методика расчета тарифов должна предусматривать порядок и правила индексации тарифов, определенные тарифным соглашением.
Индексация тарифов проводится на основании территориальных показателей прироста средств обязательного медицинского страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной платы и данных об индексах цен на Управления по статистике субъекта Федерации.
3.11. При решении вопроса о целесообразности унификации тарифов на медицинские и иные услуги разных медицинских учреждений учитывается следующее.
Выбор в пользу тарифов индивидуальных, групповых или единых основывается на результатах экономического анализа деятельности медицинских учреждений территории. При наличии взаимозаменяемых (по учреждениям-исполнителям) услуг отклонения в фактических расходах по этим услугам в учреждениях должны быть проанализированы по причинам и размерам отклонений. При наличии необъективных, по мнению сторон, участвующих в согласовании тарифов, причин отклонений, а равно при выявлении незначительных (для усреднения) размеров отклонений целесообразно устанавливать единые тарифы методом усреднения.
Индивидуальные тарифы экономически оправданы для услуг или работ, не имеющих аналогов в других учреждениях (исполнителях), а также при наличии объективных различий в ресурсах медицинских учреждений, ведущих к существенной разнице в фактических затратах.
Групповые тарифы целесообразно использовать для услуг или программ (по учреждениям), финансирование которых можно поставить в зависимость от факторов (причин, условий), поддающихся классификации.
3.12. С целью преодоления различий в размерах на стационарную медицинскую помощь, вызванных расходами на гостиничные услуги (обеспечение мест размещения пациентов), предлагается:
при наличии на территории субъекта Федерации значительных различий в фактических условиях размещения пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), а также отклонений от стандартных условий размещения и обеспечения проживания пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), комиссия по согласованию тарифов изучает результаты аккредитации и лицензирования медицинских учреждений; среднетерриториальные условия размещения пациентов; оценивает их соответствие действующим нормам и стандартам; разрабатывает правила и согласовывает размеры финансирования гостиничных расходов отдельно от медицинской помощи.