Недействующий

     

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПРИКАЗ

от 14 апреля 1994 года   N 16


О расчетах тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФОМС от 30 декабря 2011 года N 261
____________________________________________________________________


В целях совершенствования нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования, обеспечения единого методического подхода при расчетах, согласовании и использовании тарифов на медицинское и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан

Утверждаю:

Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан согласно Приложению.

Приказываю:

1. Исполнительным директорам территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

1.1. Руководствоваться в работе по вопросам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования "Рекомендациями по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденными настоящим приказом.

1.2. Довести до сведения участников обязательного медицинского страхования "Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан" для практического использования в работе по расчетам и согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.

2. Экономическому управлению Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Крюков Ю.Н.):

2.1. Обеспечить практическое содействие территориальным фондам обязательного медицинского страхования в использовании "Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан";

2.2. Организовать сбор данных и обработку информации о результатах использования "Рекомендаций по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Крюкова Ю.Н.

Исполнительный директор
 В.В.Гришин


Приложение
к приказу Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
N 16 от 14 апреля 1994 года

 УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
N 16 от 14 апреля 1994 года

РЕКОМЕНДАЦИИ

по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан

1. Общие положения

Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан, именуемые в дальнейшем Рекомендации, разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" (утвержденным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 19 августа 1993 года N 03-01 по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации), "Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 18 октября 1993 года), "Типовыми правилами обязательного медицинского страхования" (утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 01 декабря 1993 года по согласованию с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью), "Методическими указаниями по бухгалтерскому учету в фондах обязательного медицинского страхования" (утвержденными приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 3 от 19 января 1994 года по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации), Инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете (утвержденной Министерством финансов Российской Федерации 03 ноября 1993 года N 122), "Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги" (письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации N 19-15/03 от 01 сентября 1992 года).

Настоящие Рекомендации применяются для расчетов и проведения мероприятий по согласованию и использованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования.

2. Об особенностях тарифов  на  медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования

2.1. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования, именуемые в дальнейшем "тарифы", представляют отдельную группу ценовых показателей, отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.

2.2. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.

2.3. Под объектом установления тарифа понимается медицинская помощь, выраженная в определенных комиссией по согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страхованию (например, годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).

2.4. Тарифы разрабатываются, согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг), оказываемой по территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным способом оплаты.

2.5. В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.

Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство).

2.6. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета по обязательному медицинскому страхованию и классификацией расходов медицинских учреждений в составе тарифа не предусмотрены расходы на амортизацию основных фондов медицинского учреждения. Полное восстановление активной части основных фондов медицинского учреждения осуществляется по статье расходов "Приобретение оборудования и инвентаря".

2.7. Правила расчетов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых или возмещаемых из других источников, например, из бюджетов разных уровней, из доходов о предпринимательской деятельности и др.

В состав тарифа также не включаются расходы, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств обязательного медицинского страхования.

2.8. Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов осуществляются представителями участников системы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.

2.9. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенные членами комиссии по согласованию тарифов.

Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в соответствии с Методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации).

3. Основные подходы к расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования

Для разработки методики и проведения расчетов тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования рекомендуется в качестве основной использовать методику, изложенную в параграфе 2 "Методических рекомендаций по расчету тарифов на медицинские услуги" (письмо Министерства здравоохранения РФ N 19-15/03 от 01 сентября 1992 г.), в соответствии с выбранным способом оплаты медицинской помощи.

При разработке методики и проведении расчетов тарифов рекомендуется, кроме того, учитывать следующие положения.

3.1. В целях обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей на территории субъекта Федерации используется единая для медицинских учреждений данной территории методика расчета тарифов. Единая методика расчета тарифов разрабатывается с учетом накопленного на территории субъекта Федерации опыта расчетов, настоящих Рекомендаций и утверждается комиссией по согласованию тарифов.

3.2. При разработке единой методики расчета тарифов территориальному фонду обязательного медицинского страхования по согласованию с органом управления здравоохранения необходимо провести работу по экономическому анализу содержания статей расходов медицинских учреждений и разделению расходов на две группы:

- расходы, финансируемые за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией субъекта Федерации на основании Приложения 1 к "Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан";

- расходы, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования.

3.3. В целях недопущения повторного счета при формировании тарифов учитываются только расходы, отнесенные к финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.

3.4. Перечень целевых программ и мероприятий, учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи, а также статей расходов, финансируемых за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения, считается приложением к утверждаемой единой методике расчета тарифов.

3.5. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с решениями комиссии по согласованию тарифов доводят до медицинских учреждений перечень расходов (по наименованиям и статьям расходов), включаемых в состав тарифов и финансируемых целевым назначением на календарный период, а также другие необходимые материалы для подготовки расчетных данных (таблицы, формулы, нормы расходов, индексы удорожания и др.).

3.6. При переходе к новым (по сравнению со сметой расходов) способам оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию выбирается один из двух вариантов возмещения расходов, указанных ниже.

3.6.1. В первом варианте в тарифы включают одновременно все возмещаемые по обязательному медицинскому страхованию расходы.

При этом компенсирующая сторона организует контроль за рациональным использованием средств и структурой (соотношением) расходов, включенных в тариф.

3.6.2. Во втором варианте расходы на медицинскую помощь делятся на две части:

- условно-переменные расходы;

- условно-постоянные расходы.

При разделении расходов на условно-переменные и условно-постоянные с целью установления взаимосвязи между размерами расходов (по их видам) и объемами деятельности медицинского учреждения следует провести предварительный экономический анализ. Необходимость отнесения расходов к условно-переменным или условно-постоянным определяется степенью детализации медицинской помощи, выбранной за единицу оплаты (финансирования): чем выше степень детализации медицинской помощи (врачебная манипуляция, консультация и т.п.), тем больше необходимость в точности разделения расходов в зависимости от объемов деятельности.

К условно-переменным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от объемов деятельности. В указанную группу расходов рекомендуется включать: заработную плату персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, зависящим от выполненных объемов работы); расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств; расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся предметов медицинского назначения, в том числе мягкого инвентаря и обмундирования; расходы на питание больных.

При отсутствии возможности получения данных об условно-переменных расходах конкретного наименования на единицу оплаты (финансирования) медицинской помощи эти расходы рекомендуется относить к условно-постоянным.

К условно-постоянным расходам относятся расходы медицинских учреждений, величина которых зависит от продолжительности календарного периода и незначительно реагирует на изменение объемов деятельности; заработная плата персонала с начислениями (по видам заработной платы, надбавкам и доплатам, не зависящим от объемов работ); канцелярские и хозяйственные расходы; приобретение оборудования и инвентаря; приобретение мягкого инвентаря и обмундирования общего назначения; расходы на спецпитание персонала, работающего в особых условиях труда; командировочные расходы и т.д.

Такое разделение расходов позволяет условно-переменную часть включать в состав тарифов на медицинскую помощь и возмещать (или авансировать) в суммах, зависящих от выполненных объемов деятельности.

Условно-постоянные расходы в этом случае возмещаются (или авансируются) без включения в тарифы за счет средств обязательного медицинского страхования календарным способом (помесячно, поквартально).

3.7. Комиссией по согласованию тарифов проводится анализ состояния учета (бухгалтерского, оперативного, статистического) в медицинских учреждениях с целью оценки организационной готовности перейти на учет затрат по местам возникновения затрат (основным подразделениям и службам медицинского учреждения; кабинетам и рабочим местам внутри подразделений и т.п.) и по носителям затрат (пациентам, заболеваниям, услугам, исполнителям работ и т.п.).

Состояние бухгалтерского, оперативного и статистического учета оценивается с точки зрения наличия данных прямого учета (рабочего времени и заработной платы; расходования основных и вспомогательных материалов; использования установленного работоспособного оборудования; коммунальных расходов и др.) по рабочим местам и видам услуг; наличия базы данных для сопоставления фактических расходов с нормами и нормативами.

При этом точность, степень детализации и полнота данных оперативного учета учитываются при организации перехода к новым принципам нормирования расходов, а также к новым способам оплаты медицинской помощи.

3.8. Комиссия по согласованию тарифов анализирует практику расчета затрат в медицинских учреждениях с целью выявления расходов, рассчитываемых прямым способом, и расходов, включаемых в тариф косвенным способом. При этом учитывается, что прямой расчет дает более точные результаты, чем косвенный.

Информация о сложившемся на территории соотношении между прямыми и косвенными затратами, позволяет определить практическую возможность применения единой методики с точки зрения техники расчетов тарифов.

3.9. При расчете начислений на заработную плату (по всем основаниям) используется суммарный процент в соответствии с решениями законодательной власти.

3.10. При планировании увеличения тарифов в течение 1994 года и размеров календарного финансирования целевого назначения рекомендуется использовать прогнозные коэффициенты удорожания, приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 2-02-05 "О порядке и сроках разработки показателей Федерального бюджета Российской Федерации на 1994 год" (см.Приложение).

Методика расчета тарифов должна предусматривать порядок и правила индексации тарифов, определенные тарифным соглашением.

Индексация тарифов проводится на основании территориальных показателей прироста средств обязательного медицинского страхования с учетом изменения размеров минимальной заработной платы и данных об индексах цен на Управления по статистике субъекта Федерации.

3.11. При решении вопроса о целесообразности унификации тарифов на медицинские и иные услуги разных медицинских учреждений учитывается следующее.

Выбор в пользу тарифов индивидуальных, групповых или единых основывается на результатах экономического анализа деятельности медицинских учреждений территории. При наличии взаимозаменяемых (по учреждениям-исполнителям) услуг отклонения в фактических расходах по этим услугам в учреждениях должны быть проанализированы по причинам и размерам отклонений. При наличии необъективных, по мнению сторон, участвующих в согласовании тарифов, причин отклонений, а равно при выявлении незначительных (для усреднения) размеров отклонений целесообразно устанавливать единые тарифы методом усреднения.

Индивидуальные тарифы экономически оправданы для услуг или работ, не имеющих аналогов в других учреждениях (исполнителях), а также при наличии объективных различий в ресурсах медицинских учреждений, ведущих к существенной разнице в фактических затратах.

Групповые тарифы целесообразно использовать для услуг или программ (по учреждениям), финансирование которых можно поставить в зависимость от факторов (причин, условий), поддающихся классификации.

3.12. С целью преодоления различий в размерах на стационарную медицинскую помощь, вызванных расходами на гостиничные услуги (обеспечение мест размещения пациентов), предлагается:

при наличии на территории субъекта Федерации значительных различий в фактических условиях размещения пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), а также отклонений от стандартных условий размещения и обеспечения проживания пациентов (между больничными учреждениями и внутри них), комиссия по согласованию тарифов изучает результаты аккредитации и лицензирования медицинских учреждений; среднетерриториальные условия размещения пациентов; оценивает их соответствие действующим нормам и стандартам; разрабатывает правила и согласовывает размеры финансирования гостиничных расходов отдельно от медицинской помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»