Недействующий

     

ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


О целевой социальной программе Санкт-Петербурга
"Создание специальных жилых домов для одиноких граждан
пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы

(с изменениями на 6 октября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 2 июля 2003 года N 334-40 (Новое в законодательстве СПб. Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 20, 10.07.2003 )

Законом Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 года N 454-68 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 22, 11.10.04).

____________________________________________________________________

     

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
5 июля 2000 года

     
Статья 1


Утвердить целевую социальную программу Санкт-Петербурга "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы (далее - Программа) согласно приложению.

Статья 2


Средства для реализации Программы выделяются ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2009 год в объемах, предусмотренных Программой.



Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев



Санкт-Петербург

24 июля 2000 года

N 367-38

     

     

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга "О целевой
социальной программе Санкт-Петербурга
"Создание специальных жилых домов для
одиноких граждан пожилого возраста
в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы"
от 5 июля 2000 года
N 367-38

     
Целевая социальная программа Санкт-Петербурга
"Создание специальных жилых домов для одиноких граждан
пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы

(с изменениями на 2 июля 2003 года)

________________________________________________________

В тексте слова "территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга" в соответствующих падежах и числах заменены словами "администрации районов Санкт-Петербурга" в соответствующих падежах и числах; слова "административный район" в соответствующих падежах и числах заменены словом "район" в соответствующих падежах и числах - Закон Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 года N 454-68.     

________________________________________________________

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы.

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики";
Федеральный закон "О ветеранах";
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 года N 1322-р "О строительстве и реконструкции специализированных жилых домов социального назначения";
распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 13 марта 1997 года N 198-р "О Программе мероприятий по реализации Концепции реформ в жилищной сфере".

Государственный заказчик Программы

Комитет по труду и социальной защите населения (здесь и далее - комитеты Администрации Санкт-Петербурга).

Основные разработчики Программы

Комитет по труду и социальной защите населения; Комитет по жилищной политике.

Цели и задачи Программы

повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста;
создание условий для развития и реализации одинокими гражданами пожилого возраста потенциальных возможностей и способностей;
обеспечение жильем одиноких граждан пожилого возраста, имеющих право на улучшение жилищных условий;
повышение эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на строительство и содержание жилищного фонда социального использования, и использования жилищного фонда, освобождаемого одинокими пожилыми гражданами;
создание альтернативы проживанию нетрудоспособных граждан в домах престарелых.

Сроки реализации Программы

2000 -2009 годы.

Основные направления Программы

разработка нормативно-правовой базы по созданию специальных жилых домов;
организация и проведение мониторинга потребности одиноких граждан пожилого возраста в специальных жилых домах;
строительство и реконструкция объектов для создания специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста.

Исполнители основных мероприятий Программы

Комитет финансов;
Комитет по управлению городским имуществом;
Комитет по труду и социальной защите населения;
Комитет по жилищной политике;
Комитет по содержанию жилищного фонда;
Комитет по строительству;
Комитет по экономике, промышленной политике и инвестициям;
Комитет по градостроительству и архитектуре;

администрации районов Санкт-Петербурга

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

повышение продолжительности жизни одиноких граждан пожилого возраста на 5-7 лет;
развитие жилищного фонда социального использования;
снижение социальной напряженности в Санкт-Петербурге;
оптимизация расходов на содержание аппарата управления и учреждений социальной защиты населения;
создание новых рабочих мест в системе социальной защиты населения и здравоохранения.

Источники финансирования Программы

финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и иных привлеченных в установленном порядке источников.

Контроль за реализацией Программы

контроль осуществляется губернатором Санкт-Петербурга.

     

     

1. Состояние проблемы и обоснование необходимости
принятия Программы


По состоянию на 1 января 1999 года численность пенсионеров в Санкт-Петербурге составила 1267469 человек. Из них количество инвалидов составляет 567958 человек, 97773 человека старше 80 лет, 11096 человек старше 90 лет, 104 человека в возрасте 100 лет и старше. Всего в Санкт-Петербурге проживает 100000 одиноких граждан пожилого возраста, требующих постоянного или временного социального обслуживания. На 1 января 1999 года очередь в дома-интернаты для престарелых и инвалидов составила 404 человека.

По данным Комитета по жилищной политике, в настоящее время состоят на учете по улучшению жилищных условий около 20 тысяч одиноких престарелых граждан и инвалидов (участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ветеранов войны и труда, репрессированных), имеющих право и изъявивших желание на проживание в специальных жилых домах.

Одним из направлений социальной защиты одиноких граждан пожилого возраста является предоставление им жилья в специальных жилых домах, создание условий для развития и реализации гражданами своих потенциальных возможностей и способностей независимо от возраста и состояния здоровья.

Кроме того, строительство и реконструкция объектов для организации специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге являются важным социальным аспектом при проведении жилищной реформы, а также приоритетным направлением при организации работ по объектам Адресной программы капитальных вложений по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - Адресная программа).

С 1989 года построено и введено в эксплуатацию 6 специальных жилых домов социального назначения. Анализ ситуации, связанной с проблемой создания таких домов, а также опыт действующих специальных жилых домов показал, что в Санкт-Петербурге необходимо иметь сеть таких жилых комплексов в каждом районе Санкт-Петербурга, что является актуальным и целесообразным как с точки зрения социальной защиты одиноких граждан пожилого возраста, так и с экономической точки зрения.

В целях совершенствования работы по социальной защите одиноких граждан пожилого возраста, а также реализации на территории Санкт-Петербурга федеральных законов "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", федеральной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090, и федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 59, плана мероприятий по реализации Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13 августа 1996 года N 134-р, и Программы мероприятий по реализации Концепции реформ в жилищной сфере, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13 марта 1997 года N 198-р, в соответствии с которой одним из важнейших социальных аспектов является создание специализированных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста, в Санкт-Петербурге уже проведен ряд мероприятий.

Кроме того, в 1990 году Научно-исследовательским и проектным институтом Генерального плана развития Санкт-Петербурга разработана схема развития и размещения учреждений социального назначения на период до 2006 года.

Однако в целях комплексной социальной поддержки одиноких граждан пожилого возраста, а также защиты этой категории граждан от криминальных посягательств на занимаемое ими в настоящее время жилье необходима реализация настоящей Программы.

2. Цели и задачи Программы


Целями настоящей Программы являются:

повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста (обеспечение постоянного медицинского, бытового обслуживания, оказание психологической и юридической помощи, удовлетворение культурных запросов);

создание условий для развития и реализации одинокими гражданами пожилого возраста потенциальных возможностей и способностей с учетом индивидуальных особенностей каждой личности.

Настоящая Программа призвана решить следующие задачи:

снижение социальной напряженности путем обеспечения жильем одиноких граждан пожилого возраста (участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ветеранов войны и труда, репрессированных), стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также одиноких граждан пожилого возраста, проживающих в отдельных квартирах и изъявивших желание на проживание в специальном жилом доме, и предоставления им медико-социального ухода;

создание альтернативы проживанию нетрудоспособных граждан в домах престарелых;

развитие жилищного фонда социального использования;

повышение эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, направляемых на строительство и содержание жилищного фонда социального использования, и использования жилищного фонда, освобождаемого одинокими гражданами пожилого возраста.

3. Направления реализации Программы

     

Разработка нормативно-правовой базы по созданию
специальных жилых домов


Для создания нормативно-правовой базы по организации специальных жилых домов необходима разработка следующих документов:

проекта закона Санкт-Петербурга о специальных жилых домах в Санкт-Петербурге;

градостроительных нормативов и правил Санкт-Петербурга, применяемых при строительстве и реконструкции специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста (далее - территориальные строительные нормы - ТСН);

примерных форм договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме, предусматривающего права и обязанности нанимателя по пользованию жилым помещением с учетом специфики данного вида жилищного фонда;

проекта распоряжения губернатора Санкт-Петербурга о строительстве и реконструкции объектов, включенных в Адресную программу, для организации специальных жилых домов.

     

Организация и проведение мониторинга потребности одиноких
граждан пожилого возраста в специальных жилых домах


В целях определения необходимого количества специальных жилых домов целесообразно проведение мониторинга потребности одиноких граждан пожилого возраста в специальных жилых домах.

В связи с этим необходимо:

определить численность одиноких граждан пожилого возраста, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий или проживающих в отдельных квартирах и желающих переселиться в специальные жилые дома;

определить количество площади, занимаемой данной категорией граждан и освобождаемой при предоставлении им жилья в специальных жилых домах (возвратные площади);

уточнить количество семей из числа очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих снятию с учета в связи с предоставлением семье освобождающихся жилых помещений.

Строительство и реконструкция объектов для создания
специальных жилых домов


До настоящего времени строительство и реконструкция объектов для создания специальных жилых домов производились в соответствии со строительными нормами и правилами жилищного строительства (СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания") и Всесоюзными строительными нормами 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 года N 1322-р "О строительстве и реконструкции специализированных жилых домов социального назначения".

Однако анализ деятельности существующих шести специализированных жилых домов позволил сделать следующие выводы:

1) большинство квартир (жилых помещений) в специальных жилых домах должно быть рассчитано на проживание одного человека. Это объясняется тем, что в общем составе одиноких граждан пожилого возраста, стоящих на учете для получения жилья в специальном жилом доме, число одиноких супружеских пар незначительно. Так, в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга только 5% от общего числа состоящих на учете граждан для получения жилья в специальном жилом доме являются одинокими супружескими парами;

2) во всех специальных жилых домах необходимо предусмотреть наличие квартир и помещений общественного назначения, приспособленных для беспрепятственного доступа лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

3) нежелательно проектировать квартиры большой площади. Это связано с тем, что, во-первых, строительство жилья становится дороже и сокращается количество строящихся в доме квартир, во-вторых, плата за жилье и коммунальные услуги для пенсионеров очень высока;

4) следует оптимизировать соотношение общей площади жилых помещений в специальных жилых домах и площади помещений общественного назначения, установив необходимый для обслуживания проживающих набор помещений культурно-бытового, медицинского и социального назначения.

Таким образом, в целях упорядочения требований к проектированию специальных жилых домов и обеспечения допустимой стоимости строительства, в том числе эффективности использования средств бюджета Санкт-Петербурга при строительстве и реконструкции объектов для организации специальных жилых домов, необходимо:

а) разработать ТСН;

б) рассмотреть вопросы:

о реконструкции зданий бывших общежитий для создания специальных жилых домов;

о пригодности объектов для реконструкции в целях создания специальных жилых домов;

о возможности замены адресов объектов по результатам технико-экономического обоснования строительства либо реконструкции (капитального ремонта) объектов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»