(с изменениями на 6 октября 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 29 октября 2010 года на основании
Закона Санкт-Петербурга от 6 октября 2010 года N 481-115
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 2 июля 2003 года N 334-40 (Новое в законодательстве СПб. Прил.к Вестн.законодат.собрания СПб, N 20, 10.07.2003 )
Законом Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 года N 454-68 (Новое в законодательстве Санкт-Петербурга. Прил.к Вестн.Законодат.собрания СПб, N 22, 11.10.04).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
5 июля 2000 года
Статья 1
Утвердить целевую социальную программу Санкт-Петербурга "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы (далее - Программа) согласно приложению.
Статья 2
Средства для реализации Программы выделяются ежегодно из бюджета Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2009 год в объемах, предусмотренных Программой.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Санкт-Петербург
24 июля 2000 года
N 367-38
Целевая социальная программа Санкт-Петербурга
"Создание специальных жилых домов для одиноких граждан
пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы
(с изменениями на 2 июля 2003 года)
________________________________________________________
В тексте слова "территориальные управления административных районов Санкт-Петербурга" в соответствующих падежах и числах заменены словами "администрации районов Санкт-Петербурга" в соответствующих падежах и числах; слова "административный район" в соответствующих падежах и числах заменены словом "район" в соответствующих падежах и числах - Закон Санкт-Петербурга от 6 октября 2004 года N 454-68.
________________________________________________________
Наименование Программы | целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы. |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"; |
Государственный заказчик Программы | Комитет по труду и социальной защите населения (здесь и далее - комитеты Администрации Санкт-Петербурга). |
Основные разработчики Программы | Комитет по труду и социальной защите населения; Комитет по жилищной политике. |
Цели и задачи Программы | повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста; |
Сроки реализации Программы | 2000 -2009 годы. |
Основные направления Программы | разработка нормативно-правовой базы по созданию специальных жилых домов; |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет финансов; администрации районов Санкт-Петербурга |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | повышение продолжительности жизни одиноких граждан пожилого возраста на 5-7 лет; |
Источники финансирования Программы | финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и иных привлеченных в установленном порядке источников. |
Контроль за реализацией Программы | контроль осуществляется губернатором Санкт-Петербурга. |
По состоянию на 1 января 1999 года численность пенсионеров в Санкт-Петербурге составила 1267469 человек. Из них количество инвалидов составляет 567958 человек, 97773 человека старше 80 лет, 11096 человек старше 90 лет, 104 человека в возрасте 100 лет и старше. Всего в Санкт-Петербурге проживает 100000 одиноких граждан пожилого возраста, требующих постоянного или временного социального обслуживания. На 1 января 1999 года очередь в дома-интернаты для престарелых и инвалидов составила 404 человека.
По данным Комитета по жилищной политике, в настоящее время состоят на учете по улучшению жилищных условий около 20 тысяч одиноких престарелых граждан и инвалидов (участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ветеранов войны и труда, репрессированных), имеющих право и изъявивших желание на проживание в специальных жилых домах.
Одним из направлений социальной защиты одиноких граждан пожилого возраста является предоставление им жилья в специальных жилых домах, создание условий для развития и реализации гражданами своих потенциальных возможностей и способностей независимо от возраста и состояния здоровья.
Кроме того, строительство и реконструкция объектов для организации специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге являются важным социальным аспектом при проведении жилищной реформы, а также приоритетным направлением при организации работ по объектам Адресной программы капитальных вложений по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (далее - Адресная программа).
С 1989 года построено и введено в эксплуатацию 6 специальных жилых домов социального назначения. Анализ ситуации, связанной с проблемой создания таких домов, а также опыт действующих специальных жилых домов показал, что в Санкт-Петербурге необходимо иметь сеть таких жилых комплексов в каждом районе Санкт-Петербурга, что является актуальным и целесообразным как с точки зрения социальной защиты одиноких граждан пожилого возраста, так и с экономической точки зрения.
В целях совершенствования работы по социальной защите одиноких граждан пожилого возраста, а также реализации на территории Санкт-Петербурга федеральных законов "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", федеральной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1997 года N 1090, и федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 59, плана мероприятий по реализации Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13 августа 1996 года N 134-р, и Программы мероприятий по реализации Концепции реформ в жилищной сфере, утвержденной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 13 марта 1997 года N 198-р, в соответствии с которой одним из важнейших социальных аспектов является создание специализированных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста, в Санкт-Петербурге уже проведен ряд мероприятий.
Кроме того, в 1990 году Научно-исследовательским и проектным институтом Генерального плана развития Санкт-Петербурга разработана схема развития и размещения учреждений социального назначения на период до 2006 года.
Однако в целях комплексной социальной поддержки одиноких граждан пожилого возраста, а также защиты этой категории граждан от криминальных посягательств на занимаемое ими в настоящее время жилье необходима реализация настоящей Программы.
Целями настоящей Программы являются:
повышение качества жизни одиноких граждан пожилого возраста (обеспечение постоянного медицинского, бытового обслуживания, оказание психологической и юридической помощи, удовлетворение культурных запросов);
создание условий для развития и реализации одинокими гражданами пожилого возраста потенциальных возможностей и способностей с учетом индивидуальных особенностей каждой личности.
Настоящая Программа призвана решить следующие задачи:
снижение социальной напряженности путем обеспечения жильем одиноких граждан пожилого возраста (участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", ветеранов войны и труда, репрессированных), стоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также одиноких граждан пожилого возраста, проживающих в отдельных квартирах и изъявивших желание на проживание в специальном жилом доме, и предоставления им медико-социального ухода;
создание альтернативы проживанию нетрудоспособных граждан в домах престарелых;
развитие жилищного фонда социального использования;
повышение эффективности расходования средств бюджета Санкт-Петербурга, направляемых на строительство и содержание жилищного фонда социального использования, и использования жилищного фонда, освобождаемого одинокими гражданами пожилого возраста.
3. Направления реализации Программы
Для создания нормативно-правовой базы по организации специальных жилых домов необходима разработка следующих документов:
проекта закона Санкт-Петербурга о специальных жилых домах в Санкт-Петербурге;
градостроительных нормативов и правил Санкт-Петербурга, применяемых при строительстве и реконструкции специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста (далее - территориальные строительные нормы - ТСН);
примерных форм договора социального найма жилого помещения в специальном жилом доме, предусматривающего права и обязанности нанимателя по пользованию жилым помещением с учетом специфики данного вида жилищного фонда;
проекта распоряжения губернатора Санкт-Петербурга о строительстве и реконструкции объектов, включенных в Адресную программу, для организации специальных жилых домов.
В целях определения необходимого количества специальных жилых домов целесообразно проведение мониторинга потребности одиноких граждан пожилого возраста в специальных жилых домах.
В связи с этим необходимо:
определить численность одиноких граждан пожилого возраста, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий или проживающих в отдельных квартирах и желающих переселиться в специальные жилые дома;
определить количество площади, занимаемой данной категорией граждан и освобождаемой при предоставлении им жилья в специальных жилых домах (возвратные площади);
уточнить количество семей из числа очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и подлежащих снятию с учета в связи с предоставлением семье освобождающихся жилых помещений.
До настоящего времени строительство и реконструкция объектов для создания специальных жилых домов производились в соответствии со строительными нормами и правилами жилищного строительства (СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания") и Всесоюзными строительными нормами 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 27 декабря 1995 года N 1322-р "О строительстве и реконструкции специализированных жилых домов социального назначения".
Однако анализ деятельности существующих шести специализированных жилых домов позволил сделать следующие выводы:
1) большинство квартир (жилых помещений) в специальных жилых домах должно быть рассчитано на проживание одного человека. Это объясняется тем, что в общем составе одиноких граждан пожилого возраста, стоящих на учете для получения жилья в специальном жилом доме, число одиноких супружеских пар незначительно. Так, в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга только 5% от общего числа состоящих на учете граждан для получения жилья в специальном жилом доме являются одинокими супружескими парами;
2) во всех специальных жилых домах необходимо предусмотреть наличие квартир и помещений общественного назначения, приспособленных для беспрепятственного доступа лиц, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
3) нежелательно проектировать квартиры большой площади. Это связано с тем, что, во-первых, строительство жилья становится дороже и сокращается количество строящихся в доме квартир, во-вторых, плата за жилье и коммунальные услуги для пенсионеров очень высока;
4) следует оптимизировать соотношение общей площади жилых помещений в специальных жилых домах и площади помещений общественного назначения, установив необходимый для обслуживания проживающих набор помещений культурно-бытового, медицинского и социального назначения.
Таким образом, в целях упорядочения требований к проектированию специальных жилых домов и обеспечения допустимой стоимости строительства, в том числе эффективности использования средств бюджета Санкт-Петербурга при строительстве и реконструкции объектов для организации специальных жилых домов, необходимо:
а) разработать ТСН;
б) рассмотреть вопросы:
о реконструкции зданий бывших общежитий для создания специальных жилых домов;
о пригодности объектов для реконструкции в целях создания специальных жилых домов;
о возможности замены адресов объектов по результатам технико-экономического обоснования строительства либо реконструкции (капитального ремонта) объектов;