В целях создания комплексной системы оказания социальной поддержки и обеспечения социальными услугами жителей Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий на 2006-2007 годы по реализации Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы согласно приложению N 2.
3. Комитету по труду и социальной защите населения до 01.12.2007 представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на 2008-2010 годы по реализации Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция
развития системы социальной защиты населения
Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы
Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы (далее - Концепция) базируется на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Уставе Санкт-Петербурга, постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения.
Санкт-Петербург - крупный мегаполис в Российской Федерации, в котором по состоянию на 01.01.2006 проживало 4580 тыс. человек, из них 1098,4 тыс. граждан пожилого возраста, 724,1 тыс. инвалидов (из них 672,3 тыс. инвалидов состоят на учете и получают пенсию в территориальных отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в том числе 16,4 тыс. детей-инвалидов, то есть каждый седьмой житель Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге проживает более 700 тыс. детей в возрасте до 18 лет, что составляет 16,3 процента от всей численности населения. Более четверти числа всех жителей Санкт-Петербурга составляют граждане пенсионного возраста.
Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге последние десять лет характеризуется ежегодным уменьшением численности его населения на 25-32 тыс. человек, низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности. Неуклонное снижение численности детского населения и ежегодный рост на 9,8 тыс. человек числа граждан пожилого возраста неизбежно привели к серьезному демографическому разрыву между пожилым и стареющим населением Санкт-Петербурга и детским населением Санкт-Петербурга - демографическим потенциалом общества.
По прогнозу Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в последующие годы численность населения Санкт-Петербурга будет постоянно уменьшаться и к 2010 году сократится на 5 процентов. К 2016 году численность населения старше трудоспособного возраста в Санкт-Петербурге увеличится по сравнению с 2003 годом на 9 процентов и составит 29 процентов в общей структуре населения Санкт-Петербурга. При этом численность населения Санкт-Петербурга младше трудоспособного возраста (0-15 лет) сократится до 14 процентов.
В 2005 году число умерших превысило число родившихся в 1,9 раза, зарегистрировано 39,4 тыс. рождений и 73,3 тыс. смертей. В 2005 году общий показатель рождаемости снизился в Санкт-Петербурге на 3 процента, показатель смертности сократился на 1 процент. Эти показатели находятся за пределами пороговых значений, и процесс естественной убыли населения в Санкт-Петербурге сохраняет устойчивый характер. В настоящее время соотношение рождаемости и смертности не может ни нивелировать, ни тем более изменить главную тенденцию - сокращение численности населения Санкт-Петербурга.
Высокий уровень смертности сохраняется в Санкт-Петербурге в основном за счет большого числа смертей мужчин трудоспособного возраста. Смертность мужчин трудоспособного возраста продолжает увеличиваться: ее уровень в 3,3 раза выше, чем среди женщин такого же возраста. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в Санкт-Петербурге снизилась по сравнению с 1997 годом у мужчин на 4 года, а у женщин на 1,8 года и составила в 2005 году соответственно 61 год и 72 года.
При оптимистическом варианте социально-экономического развития тенденция сокращения численности населения Санкт-Петербурга может быть преодолена после 2010 года с переходом в дальнейшем к медленному росту численности населения в пределах 20 тыс. человек в год. При всех остальных вариантах социально-экономического развития продолжение сокращения численности населения сохранится и составит от 15 тыс. человек в год (при среднем варианте) до 30 тыс. человек в год (при пессимистическом варианте). При всех рассмотренных вариантах социально-экономического развития после 2005 года временная стабилизация численности населения в трудоспособном возрасте сменится ее сокращением с увеличением темпов от 8-12 тыс. человек в год в период до 2010 года, до 25-40 тыс. человек в год в период до 2015 года. Только при оптимистическом варианте социально-экономического развития можно ожидать прекращения уменьшения численности населения трудоспособного возраста и даже небольшого ее роста после 2020 года.
Выявленные в прогнозе тенденции сокращения численности населения трудоспособного возраста приведут к дефициту трудовых ресурсов и станут одной из основных политических проблем демографического и социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Важнейшим показателем потребностей системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга и определенным ориентиром ее развития служат показатели демографической ситуации в Санкт-Петербурге.
Развитие крупного мегаполиса, которым является Санкт-Петербург, невозможно без соответствующего развития социальных служб, отвечающих за благополучие его жителей.
Необходимость наличия и функционирования развитой системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга, оказывающей различные виды социальной помощи и поддержки жителям Санкт-Петербурга, очевидна. В современном обществе государство осуществляет функции по обеспечению социальных гарантий граждан посредством организации социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки.
Государственная социальная политика Санкт-Петербурга и его социальное развитие строятся исходя из сложившейся социально-демографической ситуации.
Главными целями реализации социальной политики Санкт-Петербурга являются сокращение масштабов бедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга и снижение социальной напряженности в обществе.
Социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе в стране, диктуют необходимость развития отраслей социальной сферы на всех уровнях.
Потребность развития отраслей социальной сферы, в частности системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга, на сегодняшний день обусловлена следующими факторами:
передача большинства полномочий Российской Федерации по управлению социальной политикой в субъекты Российской Федерации;
отсутствие механизмов, позволяющих иметь четкую нормативно регламентированную систему социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
Целью развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга является удовлетворение потребности населения Санкт-Петербурга в качественном социальном обслуживании с учетом прогнозируемого социально-экономического развития Санкт-Петербурга.
Основными задачами развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга являются:
совершенствование законодательства Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения;
формирование системы стандартов, норм и нормативов социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
развитие системы учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
создание механизмов, регулирующих деятельность социальных служб Санкт-Петербурга независимо от форм собственности;
совершенствование взаимодействия субъектов правоотношений в системе социальной защиты населения Санкт-Петербурга;
организация информационного обеспечения органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
Развитие системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга строится на следующих принципах:
гарантированность получения населением Санкт-Петербурга социальных услуг и мер социальной поддержки;
доступность (организационная, территориальная, финансовая, транспортная и так далее) социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
равенство граждан, имеющих место жительства в Санкт-Петербурге (далее - граждане), в получении социальных услуг и мер социальной поддержки;
ответственность органов государственной власти Санкт-Петербурга за обеспечение прав граждан на социальную защиту.
В целях достижения поставленных задач развитие системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга планируется осуществлять по следующим направлениям.
В рамках совершенствования законодательства Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения Санкт-Петербурга должны быть разработаны и приняты в соответствии с федеральным законодательством законы Санкт-Петербурга и нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, комплексно регулирующие правоотношения в социальной сфере.
Совершенствование законодательства Санкт-Петербурга по вопросам развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга должно быть нацелено на своевременное правовое обеспечение реализации предусмотренных Концепцией основных направлений развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга.
Важность развития данного направления обусловлена следующими обстоятельствами:
в настоящее время в соответствии с федеральным законодательством существует только 12 социальных норм и нормативов, которые действуют в сфере социальной защиты населения, чего объективно недостаточно. Кроме того, они не отражают реальных потребностей населения Санкт-Петербурга в области социальной защиты. Из указанных 12 социальных норм и нормативов девять являются нормативами обеспеченности учреждениями и три - нормативами обеспеченности изделиями;
функции по разработке и внедрению социальных стандартов, норм и нормативов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации;
государственные социальные стандарты имеют существенное значение при составлении проектов бюджетов, определении объемов финансирования отраслей социальной сферы и должны использоваться в качестве нормативного обеспечения формирования и расходования бюджетных средств на социальные нужды, разработки и реализацию государственной социальной и экономической политики, региональных программ.
В этом направлении предполагается осуществление ряда конкретных мер:
разработка стандартов социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге;
разработка норм и нормативов в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге, в частности норм и нормативов, определяющих количество социальных учреждений, структурных подразделений в них, численность и штаты сотрудников, нагрузку на социальных работников, а также норм и нормативов, определяющих обеспеченность населения Санкт-Петербурга социальными услугами и их стоимостную оценку;
разработка критериев оценки качества оказываемых услуг, критериев потребности отдельных категорий граждан в социальном обслуживании, критериев оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
паспортизация социальных услуг, предоставляемых в Санкт-Петербурге негосударственными некоммерческими организациями.
Работа по данному направлению связана с реализацией задач по достижению нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".
Создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - учреждения социального обслуживания), означает развитие действующих и организацию новых учреждений социального обслуживания, в том числе разработку:
нормативных документов, предусматривающих порядок создания и содержания учреждений социального обслуживания;
плана развития системы учреждений социального обслуживания,
а также реализацию целевых программ Санкт-Петербурга, предусматривающих создание новых и совершенствование деятельности существующих учреждений социального обслуживания.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая система учреждений (городской и районный уровни) социального обслуживания в зависимости от выполняемых функций.
Учреждения социального обслуживания городского уровня имеют ряд особенностей - они работают в целом на Санкт-Петербург и выполняют организационно-методические функции. По формам обслуживания они делятся на стационарные и нестационарные.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге существует развитая и хорошо структурированная система стационарных государственных учреждений социального обслуживания, осуществляющих социальное обслуживание граждан пожилого возраста, инвалидов, детей.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует 27 стационарных учреждений социального обслуживания:
восемь психоневрологических интернатов;
четыре дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии;
три дома-интерната общего типа, из них два дома ветеранов войны;
территориальный центр социального обслуживания для постоянного и временного проживания граждан пенсионного возраста, нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании;
пансионат для ветеранов войны и труда;
специализированный интернат для инвалидов и граждан пенсионного возраста, освободившихся из мест лишения свободы;