Недействующий

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 апреля 2006 года N 340-р


Об утверждении Примерного положения о деятельности классного руководителя

(с изменениями на 24 января 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 16 июля 2019 года N 2086-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24 января 2007 года N 57-р.

____________________________________________________________________



В соответствии с планом реализации Приоритетного национального проекта "Образование", одним из направлений которого является повышение уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, в целях упорядочения деятельности педагогических работников, выполняющих функциональные обязанности по руководству классными коллективами обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга:

1. Утвердить Примерное положение oб осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга согласно приложению.

2. Руководителям oрганов управления образованием и общеобразовательных учреждений руководствоваться данным Примерным положением при определении педагогическим работникам функциональных и должностных обязанностей по классному руководству, а также при оценивании эффективности проводимой воспитательной работы в классных коллективах.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Комитета по образованию Жолована С.В.



Председатель Комитета
О.В.Иванова

     

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 13.04.2006 N 340-р

     

Примерное положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных ощеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга

(с изменениями на 24 января 2007 года)

     

1. Общие положения

1.1. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся:

- гражданской ответственности и правового самосознания,

- духовности и культуры,

- инициативности,

- самостоятельности,

- активной и здоровой жизненной позиции,

- толерантности,

- способности к успешной социализации и адаптации в обществе и на рынке труда.

Ключевая роль в решении этих задач в рамках в деятельности общеобразовательного учреждения принадлежит педагогическому работнику, на которого функции классного руководителя (далее - классный руководитель).

Настоящее Примерное положение определяет организацию деятельности классных руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях (далее - ООУ) всех типов и видов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Основой  для разработки данного Положения явились Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга "Воспитание петербуржца XXI века", утвержденная приказом Комитета по образованию от 26.06.2003 N 1017*, и методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в ООУ (письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 1014". - Примечание "Кодекс".

Классным руководителем является педагог, назначенный на эту должность с его согласия приказом руководителя ООУ, для осуществления целенаправленной и систематической воспитательной деятельности с обучающимися.

Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом ООУ.

1.2. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196, наполняемость класса устанавливается в количестве 25 обучающихся.

     

2. Цели и задачи деятельности классного руководителя

2.1. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ "Об образовании", нормами международного права, указами Президента РФ, правовыми актами по вопросам обучения и воспитания обучающихся, органов представительной к исполнительной власти Санкт-Петербурга, нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, концепцией "Воспитание петербуржца XXI века", уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, в том числе и с разрабатываемыми в конкретном ООУ Положением о классном руководстве или Перечнем должностных обязанностей классного руководителя, программой воспитания, разработанной в образовательном учреждении и настоящим Положением.

2.2. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания ООУ, с учетом позитивных и негативных тенденций общественной жизни, анализа предыдущей деятельности, социальных отношений и ситуации в классном коллективе, на основе личностно ориентированного подхода. Классный руководитель учитывает в своей деятельности уровень общей воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

2.3. Деятельность классного руководителя включает в себя:

- создание условий для полноценного включения учащихся в образовательный процесс (решение проблем посещаемости, успеваемости, дисциплины);

- организацию и проведение классных часов - воспитательных мероприятий, направленных на решение различных воспитательных задач;

- создание дружного классного коллектива, в котором успешно решаются межличностные проблемы и противоречия, присутствует доброжелательная атмосфера;

- изучение индивидуальных особенностей учащихся и оказание им помощи в решении личных проблем;

- создание условий для успешной деятельности ученического самоуправления и классе;

- помощь учащимся класса в подготовке и участии в школьных и внешкольных мероприятиях;

- сохранение жизни и здоровья учащихся.

2.4. Задачи, на решение которых направлена деятельность классного руководителя:

- формирование и развитие классного коллектива;

- защита прав и интересов учащихся;

- развитие системы социальных и личностных отношений внутри классного коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;

- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей личности, для гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса (школьниками, педагогами, родителями);

- организация социально значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через формирование ученического самоуправления;

- создание благоприятных психолого-педагогических и эмоционально-комфортных условий для развития личности школьника, сохранения его здоровья.

3. Функции классного руководителя

3.1. Организационно-координирующая:

- установление связи между ООУ и семьей;

- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, и другими специалистами ООУ;

- организация, учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе и в системе дополнительного образования детей;

- взаимодействие с воспитанниками как субъектами деятельности;

- ведение классной документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и др.), контроль за ведением ученических дневников.

3.2. Коммуникативная:

- регулирование межличностных отношений между обучающимися;

- установление субъект-субъектных отношений между учителями и школьниками;

- содействие формированию общего благоприятного климата в коллективе;

- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

3.3. Аналитико-прогностическая:

- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

- изучение уровня воспитанности личности и коллектива, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.

4. Профессионально-педагогическая компетентность


Классный руководитель должен знать:

- Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании", правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся, концепцию "Воспитание петербуржца XXI века";

- психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста;

- теорию и методику воспитательной работы, в т.ч. современные подходы, концепции и технологии воспитания;

- правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Классный руководитель должен уметь:

- планировать воспитательную работу в классном коллективе;

- использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия;

- стимулировать активность участия родителей в жизни класса;

- создавать в классе благоприятную воспитывающую среду;

- грамотно организовывать свою деятельность;

- изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности.

Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.

5. Должностные обязанности и режим
работы классного руководителя

5.1. Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

- организует в классе учебно-воспитательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности с учетом культурного потенциала Санкт-Петербурга;

- содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;

- осуществляет изучение личности обучающихся, ее склонностей, интересов, исследует состояние сформированности совместной деятельности, общения и отношений в классном коллективе;

- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, помогает в решении возникающих проблем;

- содействует получению ими дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в ООУ и иных учреждениях, по месту жительства школьников;

- соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

- работает в тесном контакте с администрацией ООУ, учителями, психологами, социальными педагогами, родителями (или лицами, их заменяющими).

5.2. Режим работы классного руководителя определяется ООУ самостоятельно и фиксируется в соответствии с уставом, в правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.

6. Права классного руководителя


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»