(с изменениями на 24 января 2007 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 16 июля 2019 года N 2086-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 24 января 2007 года N 57-р.
____________________________________________________________________
В соответствии с планом реализации Приоритетного национального проекта "Образование", одним из направлений которого является повышение уровня воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, в целях упорядочения деятельности педагогических работников, выполняющих функциональные обязанности по руководству классными коллективами обучающихся государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга:
1. Утвердить Примерное положение oб осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга согласно приложению.
2. Руководителям oрганов управления образованием и общеобразовательных учреждений руководствоваться данным Примерным положением при определении педагогическим работникам функциональных и должностных обязанностей по классному руководству, а также при оценивании эффективности проводимой воспитательной работы в классных коллективах.
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Комитета по образованию Жолована С.В.
Председатель Комитета
О.В.Иванова
Примерное положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных ощеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга
(с изменениями на 24 января 2007 года)
1.1. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся:
- гражданской ответственности и правового самосознания,
- духовности и культуры,
- инициативности,
- самостоятельности,
- активной и здоровой жизненной позиции,
- толерантности,
- способности к успешной социализации и адаптации в обществе и на рынке труда.
Ключевая роль в решении этих задач в рамках в деятельности общеобразовательного учреждения принадлежит педагогическому работнику, на которого функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
Настоящее Примерное положение определяет организацию деятельности классных руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях (далее - ООУ) всех типов и видов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Основой для разработки данного Положения явились Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга "Воспитание петербуржца XXI века", утвержденная приказом Комитета по образованию от 26.06.2003 N 1017*, и методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в ООУ (письмо Министерства образования РФ от 21.06.2001 N 480/30-16).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 1014". - Примечание "Кодекс".
Классным руководителем является педагог, назначенный на эту должность с его согласия приказом руководителя ООУ, для осуществления целенаправленной и систематической воспитательной деятельности с обучающимися.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих единую образовательную программу в соответствии с учебным планом ООУ.
1.2. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 196, наполняемость класса устанавливается в количестве 25 обучающихся.
2.1. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ "Об образовании", нормами международного права, указами Президента РФ, правовыми актами по вопросам обучения и воспитания обучающихся, органов представительной к исполнительной власти Санкт-Петербурга, нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, концепцией "Воспитание петербуржца XXI века", уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, в том числе и с разрабатываемыми в конкретном ООУ Положением о классном руководстве или Перечнем должностных обязанностей классного руководителя, программой воспитания, разработанной в образовательном учреждении и настоящим Положением.
2.2. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания ООУ, с учетом позитивных и негативных тенденций общественной жизни, анализа предыдущей деятельности, социальных отношений и ситуации в классном коллективе, на основе личностно ориентированного подхода. Классный руководитель учитывает в своей деятельности уровень общей воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
2.3. Деятельность классного руководителя включает в себя:
- создание условий для полноценного включения учащихся в образовательный процесс (решение проблем посещаемости, успеваемости, дисциплины);
- организацию и проведение классных часов - воспитательных мероприятий, направленных на решение различных воспитательных задач;
- создание дружного классного коллектива, в котором успешно решаются межличностные проблемы и противоречия, присутствует доброжелательная атмосфера;
- изучение индивидуальных особенностей учащихся и оказание им помощи в решении личных проблем;
- создание условий для успешной деятельности ученического самоуправления и классе;
- помощь учащимся класса в подготовке и участии в школьных и внешкольных мероприятиях;
- сохранение жизни и здоровья учащихся.
2.4. Задачи, на решение которых направлена деятельность классного руководителя:
- формирование и развитие классного коллектива;
- защита прав и интересов учащихся;
- развитие системы социальных и личностных отношений внутри классного коллектива через организацию разнообразных видов воспитывающей деятельности;
- создание условий для индивидуального самовыражения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных возможностей личности, для гуманизации отношений между субъектами образовательного процесса (школьниками, педагогами, родителями);
- организация социально значимой, творческой деятельности воспитанников в классном сообществе через формирование ученического самоуправления;
- создание благоприятных психолого-педагогических и эмоционально-комфортных условий для развития личности школьника, сохранения его здоровья.
3.1. Организационно-координирующая:
- установление связи между ООУ и семьей;
- взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, и другими специалистами ООУ;
- организация, учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе и в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с воспитанниками как субъектами деятельности;
- ведение классной документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и др.), контроль за ведением ученических дневников.
3.2. Коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителями и школьниками;
- содействие формированию общего благоприятного климата в коллективе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.3. Аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- изучение уровня воспитанности личности и коллектива, определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Классный руководитель должен знать:
- Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребенка, Закон РФ "Об образовании", правовые акты по вопросам обучения и воспитания обучающихся, концепцию "Воспитание петербуржца XXI века";
- психолого-педагогические основы работы с обучающимися конкретного возраста;
- теорию и методику воспитательной работы, в т.ч. современные подходы, концепции и технологии воспитания;
- правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Классный руководитель должен уметь:
- планировать воспитательную работу в классном коллективе;
- использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия;
- стимулировать активность участия родителей в жизни класса;
- создавать в классе благоприятную воспитывающую среду;
- грамотно организовывать свою деятельность;
- изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности.
Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального мастерства.
5.1. Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
- организует в классе учебно-воспитательную деятельность, оптимальную для развития положительного потенциала личности с учетом культурного потенциала Санкт-Петербурга;
- содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся;
- осуществляет изучение личности обучающихся, ее склонностей, интересов, исследует состояние сформированности совместной деятельности, общения и отношений в классном коллективе;
- создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, помогает в решении возникающих проблем;
- содействует получению ими дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в ООУ и иных учреждениях, по месту жительства школьников;
- соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса, ведет активную пропаганду здорового образа жизни;
- работает в тесном контакте с администрацией ООУ, учителями, психологами, социальными педагогами, родителями (или лицами, их заменяющими).
5.2. Режим работы классного руководителя определяется ООУ самостоятельно и фиксируется в соответствии с уставом, в правилах внутреннего распорядка, расписаниях, планах мероприятий и других локальных актах.