В декабре 2002 года на коллегии Комитета по образованию прошло обсуждение концепции "Воспитание петербуржца XXI века", которая была разработана временным творческим коллективом под руководством доктора педагогических наук Родионовой Н.Ф. с участием ведущих ученых и практиков Санкт-Петербурга, занимающихся вопросами воспитания.
Коллегия в целом одобрила концепцию, высказав ряд предложений и замечаний. Предложения и замечания были устранены в ходе обсуждений на заседаниях научно-методического координационного совета по вопросам воспитания при Комитете по образованию.
Приказываю:
1. Утвердить концепцию "Воспитание петербуржца XXI века" в системе образования Санкт-Петербурга (далее - концепция) согласно приложению.
2. Санкт-Петербургскому государственному университету педагогического мастерства (Воронцова В.Г.):
2.1. Разработать методические рекомендации по реализации концепции для руководителей образовательных учреждений.
2.2. Включить в программы курсовой подготовки и повышения квалификации педагогических кадров вопросы изучения и реализации концепции.
2.3. Организовать в 2003/2004 учебном году работу постоянно действующего семинара для специалистов ТОУО, курирующих вопросы воспитания, по освоению и реализации основных положений концепции.
3. Руководителям ТОУО и образовательных учреждений организовать работу по реализации концепции в образовательных учреждениях.
4. Центру педагогической информации Комитета по образованию (Шмелева Л.М.) опубликовать концепцию в сборнике нормативно-правовых и методических материалов по вопросам воспитания в количестве 1000 экз.
Председатель Комитета
Т.И.Голубева
Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга
"Воспитание петербуржца XXI века"
В условиях современного Санкт-Петербурга сосуществуют и успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди них можно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), "Педагогику успеха", "Воспитание человека-созидателя", "Педагогику заботы" и др.
Концепция "Воспитание петербуржца XXI века" представляет собой документ, в котором сделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названных концепций, согласовать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущности воспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В ней определяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга к ценностям, целям, содержанию и формам воспитательной деятельности в различных типах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
Концепция разработана в соответствии с государственными документами, которые определяют общую стратегию развития образования в России:
Федеральная программа развития образования;
Национальная доктрина образования;
Концепция модернизации российского образования;
Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы";
В основу согласования позиций положены характеристики уникального социокультурного пространства Санкт-Петербурга:
Поликультурность, определяемая изначальным сосуществованием и взаимовлиянием разнообразных культурно-исторических традиций, национальных и конфессиональных особенностей, архитектурных стилей, многосословностью, определенной демократичностью городского сообщества.
Инновационный и творческий характер петербургского стиля жизни. Город изначально создавался как уникальный проект и является творческой лабораторией, в которой осуществляются самые разные эксперименты (в том числе и педагогические), рождаются тенденции, определяющие перспективы развития для всей России.
Устремленность петербуржцев к большим и труднодостижимым целям. Жители города во все века решали сложнейшие (порой, неразрешимые) задачи: построили один из красивейших городов мира, отстояли его в дни блокады, проявляя при этом профессионализм, силу воли и духа.
Открытость города миру. Направленность на взаимодействие и непрерывную коммуникацию с мировой культурой. Город изначально аккумулировал и взращивал лучшие образцы воспитания, привлекая для этого элиту теоретиков и практиков образования и воспитания.
Эти особенности определяют суть понятия Петербургское воспитание и выступают как базовые идеи предлагаемой концепции.
Концепция адресуется всем работникам системы образования Санкт-Петербурга и представляет собой совокупность общих подходов в области воспитания, на основе которых предлагается разработать комплексную программу воспитательной деятельности в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В рамках концепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основные понятия:
1. Воспитание представляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающего мира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчества и созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить о наличии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых является система образования.
2. В системе образования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на создание условий для:
- становления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
- включения подрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
- осмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путями развития;
- включения учащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностям проблем в различных сферах жизни.
3. Цель воспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитание человека, готового и способного:
- к жизненному самоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга,
- к гармонизации отношений с окружающим миром, решению жизненных проблем различной степени сложности,
- к созидательной деятельности,
- к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
4. Содержание воспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:
- диалог с самим собой: воспитание культуры жизненного и профессионального самоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающего человека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самим собой;
- диалог с другим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
- диалог с социумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество, направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности, обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, норм, правил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;
- диалог с миром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования, обеспечивающее включение подрастающего поколения в процесс воспроизводства ценностей петербургской и мировой культуры;
- диалог с миром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающее заботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическое благополучие).
Наличие данных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражает всю полноту отношений (и соответственно, проблем) человека с окружающим миром.
5. Основной технологией осуществления воспитательного процесса в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга является создание уникальной, саморазвивающейся воспитательной системы (как совокупного субъекта, возникающего в ходе ценностно-смыслового диалога участников воспитательного процесса в ОУ: учителей, учащихся, родителей), которая упорядочивает деятельность образовательного учреждения относительно целей воспитания, придает ей определенную ценностно-смысловую направленность и обеспечивает активное участие воспитанников в различных видах созидательной деятельности. Воспитательная система образовательного учреждения представляет собой комплексную технологию, включающую в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решения определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы и событий, технологий воспитательных методов и приемов). Самая современная технология воспитания, ограниченная пространством и временем, теряет свою эффективность и приносит лишь локальный успех, если она не является компонентом воспитательной системы.
6. В процессе становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения цели и задачи воспитания осуществляются в процессе согласования ценностей и целей, а также взаимодействия учителей, учащихся, родителей при осуществлении следующих видов деятельности:
- просветительская, обучающая деятельность;
- создание детского коллектива и организация его деятельности;
- различные виды культурно-творческой деятельности;
- общественно-полезная, трудовая, созидательная деятельность;
- поддержка детских инициатив, организация ученического самоуправления, детско-юношеских общественных объединений и организаций;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- создание уклада жизни образовательного учреждения, наличие годового круга традиций, событий, праздников;
- освоение ценностей петербургской культуры;
- активное участие детей в жизни города (районные и городские конкурсы, соревнования, мероприятия, акции, гражданские и социальные проекты).
7. Непрерывность и преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечивается согласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детей различных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.
Специфика воспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходима воспитательная деятельность со стороны педагога - воспитателя в кризисные периоды развития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром не подкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.
Воспитание ребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основных человеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физических потребностей) на основе учета индивидных особенностей ребенка (темперамент, ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте является семья.
Воспитание ребенка 3-7 лет можно рассматривать как помощь в ролевом освоении мира. Существенную помощь семье в воспитании детей этого возраста оказывают учреждения дошкольного образования.
Воспитание младших школьников рассматривается как эмоционально-чувственное сопереживание в процессе самостоятельной деятельности, организуемой совместно со сверстниками и под руководством педагога.
Воспитание младших подростков (5-7 классы) рассматривается как совместное с педагогом информационно-деятельностное освоение мира.
Воспитание старших подростков (8-9 классы) рассматривается как создание условий для становления внутреннего мира подростка и его самоидентификации.
Воспитание старшеклассников рассматривается как педагогическая поддержка учащихся в самостоятельном ценностно-смысловом диалоге с миром.
Воспитание детей школьного возраста обеспечивается интеграцией усилий учреждений основного и дополнительного образования.
В отношении взрослого человека воспитание рассматривается как поддержка его в кризисные моменты жизни, когда происходит разрушение ценностно-смысловой позиции человека и возникает необходимость корректировки смыслов жизни.
8. Наиболее сложные вопросы воспитания, связанные с преодолением индивидуально-психологических и личностно-социальных проблем ребенка, осуществляются в процессе психолого-педагогического, медико-социального сопровождения. Данный вид работы осуществляется соответствующими специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, медицинские специалисты и т.д.) с учетом специфики воспитательного процесса в образовательном учреждении.
9. Ценности и цели воспитательной деятельности в образовательном учреждении согласуются с ценностями и целями семейного воспитания учащихся. Образовательное учреждение ведет целенаправленную деятельность по педагогическому сопровождению семейного воспитания, обеспечивая тесный контакт с семьей, родительский всеобуч, участие родителей в процессе воспитания, доступность информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных особенностей.
10. Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни. Помимо учреждений системы образования (ДОУ, общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры, сады, парки и др.), производственные и общественные объединения и организации, бизнес-структуры и др. Развитию единого воспитательного пространства в Санкт-Петербурге способствуют органы законодательной, исполнительной и муниципальной власти.
11. Для успешной реализации концепции необходимо:
- наличие педагогов-воспитателей, владеющих современными технологиями воспитания, строящих свои отношения с воспитанниками на гуманистических принципах и понимающих природу современного ребенка;
- упорядоченность, интегрированность, ценностно-смысловая направленность, диалогичность, технологичность, индивидуально-личностная ориентация воспитательного процесса каждого образовательного учреждения.
12. Реализация концепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:
- нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
- толерантности по отношению к ценностям различных культур;
- готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации;
- осознанной потребности в здоровом образе жизни.
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
Текст документа сверен по:
рассылка