Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 июля 2019 года N 2086-р
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р
1. Утвердить Положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга (далее - Положение), согласно приложению.
2. Отделу воспитательной работы и дополнительного образования Комитета по образованию и Отделу общего образования Комитета по образованию организовать работу по реализации настоящего Положения.
3. Директору государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения "Академия талантов" Санкт-Петербурга организовать работу по реализации Положения.
4. Отделу государственной службы, кадров и организационной работы разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Комитета по образованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Образовательные учреждения".
5. Рекомендовать администрациям районов Санкт-Петербурга при организации деятельности классных руководителей руководствоваться Положением.
6. Считать утратившим силу распоряжение Комитета по образованию от 13.04.2006 N 340-р "Об утверждении примерного положения о деятельности классного руководителя".
7. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию Борщевского А.А. и заместителя председателя Комитета по образованию Асланян И.А. по принадлежности вопросов.
Временно исполняющий
обязанности председателя Комитета
А.В.Ксенофонтов
Положение об осуществлении функции классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы классных руководителей в государственных общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Под общеобразовательными учреждениями понимаются государственные образовательные организации Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, находящиеся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга (далее - ОО).
1.2. Действие Положения не распространяется на организацию работы классных руководителей образовательных организаций, находящихся в ведении Федеральных органов власти и иных ведомств.
1.3. Деятельность классного руководителя, осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р;
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге";
Законом Санкт-Петербурга "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" от 12.10.2005 N 531-74;
1.4. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:
обучающиеся - физические лица, включенные в контингент ОО;
классный руководитель - педагогический работник ОО, на которого возложены функции классного руководителя приказом руководителя ОО;
класс - постоянная в пределах учебного года группа обучающихся, в отношении которых осуществляется функция классного руководителя.
Иные понятия, используемые в Положении, применяются в значениях, определенных действующим законодательством.
1.5. Методическое обеспечение деятельности классных руководителей осуществляется Государственным бюджетным нетиповым образовательным учреждением "Академия талантов".
2.1. Деятельность классного руководителя заключается в создании условий для развития личности обучающегося, его успешной социализации, а также в формировании условий для реализации систематической воспитательной работы в классе.
2.2. Задачами классного руководителя являются:
защита прав и интересов обучающихся;
создание условий для обеспечения нравственного и психического здоровья обучающихся, их эмоционального благополучия, формирование стремления к здоровому образу жизни;
создание благоприятных условий для раскрытия способностей обучающихся, выявление и поддержка детской одарённости;
мотивирование обучающихся на социально значимую, творческую деятельность;
формирование и развитие класса, поддержка деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе,
развитие коммуникаций обучающихся на основе взаимного уважения;
реализация индивидуально-личностного подхода во взаимодействии с обучающимися, в том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров ОО, а также педагогических работников, обеспечивающих психолого-педагогическое, социально-психологическое и медико-социальное сопровождение;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося;
определение и гармонизация образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности;
содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом руководителя ОО. Функции классного руководителя могут быть возложены только на педагогического работника данного ОО.
2.4. Основанием для приказа руководителя ОО о возложении функций классного руководителя является заявление педагогического работника.
2.5. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется по инициативе педагогического работника;
по решению руководителя ОО;
в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с данной ОО.
Функции классного руководителя включают в себя организационно-координирующие, аналитическо-прогностические, коммуникативные и контрольные функции.
3.1. Организационно-координирующие функции:
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
организация и стимулирование социально значимой деятельности обучающихся в классном коллективе, в том числе деятельности органов ученического самоуправления, проектной деятельности;
координация взаимодействия обучающихся, их родителей и законных представителей с сотрудниками ОО;
организация воспитательной работы с обучающимися с целью формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и активной жизненной позиции обучающихся;
организация и проведение классных часов и иных воспитательных событий;
координация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и в период каникул;
организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;
участие в работе педагогических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях;
стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
ведение документации классного руководителя.
3.2. Аналитическо-прогностические функции:
построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом и приоритетным воспитательным задачам, поставленных государством и обществом;
изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся, выявление динамики их развития;
выявление специфики и определении динамики развития класса;
изучение, анализ состояния и условий воспитания каждого ребенка;
изучение и анализ поведения обучающегося, профилактика асоциального поведения, в том числе суицидального риска у обучающихся во взаимодействии с педагогами-психологами, социальными педагогами, медиаторами, тьюторами;
анализ посещаемости учебных занятий, профилактика необоснованных пропусков учебных занятий;
изучение, анализ влияния малого социума на обучающихся класса (совместно педагогами-психологами, социальными педагогами, тьюторами);
учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
прогнозирование последствий межличностных отношений, складывающихся в классном коллективе;
профилактика конфликтов и негативных социальных явлений в классном коллективе.
3.3. Коммуникативные функции:
содействие созданию благоприятного климата в классе в целом и для каждого обучающегося;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, установлении конструктивных отношений с социальным окружением;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, консультирование по вопросам воспитания и обучения;
организация оперативного взаимодействия педагогических работников, занятых в образовательном процессе с классом, сотрудниками ОО и родителями (законными представителями) обучающихся;
содействие расширению социального партнёрства ОО в интересах воспитания и развития обучающихся.
3.4. Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося.
4.1. Классный руководитель должен знать: