____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 13 августа 2014 года N 370
____________________________________________________________________
В целях повышения эффективности использования бюджетных и иных ресурсов, совершенствования программно-целевого обеспечения процессов управления Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области.
2. Органам исполнительной власти Ленинградской области применять Методические рекомендации по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области при разработке и корректировке региональных целевых программ.
3. Комитету экономического развития Ленинградской области, комитету финансов Ленинградской области, юридическому комитету Администрации Ленинградской области руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области при проведении экспертизы региональных целевых программ.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета экономического развития Дваса Г.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Методические рекомендации
по оценке эффективности региональных целевых программ
в Ленинградской области
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единых и общих для всех отраслей правил формирования критериев оценки эффективности региональных целевых программ, разрабатываемых и реализуемых в Ленинградской области (далее - региональные целевые программы), обеспечивающих возможность предварительной оценки, последующего мониторинга и окончательного контроля за достижением показателей социальной, экономической и бюджетной эффективности.
1.2. При разработке Методических рекомендаций учитывались действующие методические материалы различного уровня и отраслевой принадлежности, а также результаты реализации совместной российско-британской программы "Сокращение уровня бедности в Ленинградской области".
1.3. Методические рекомендации разработаны в соответствии с положениями федеральных законов от 13 декабря 1994 года N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями) и от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями) и от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" (с изменениями), областных законов от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области (с изменениями) и от 26 сентября 2002 года N 36-оз "О бюджетном процессе в Ленинградской области (с изменениями), постановления Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области", действующего законодательства о размещении заказов на поставки товаров для государственных нужд.
1.4. При разработке Методических рекомендаций учитывались следующие общеэкономические и ведомственные методические рекомендации, регулирующие вопросы оценки эффективности в различных сферах:
Методические рекомендации по балльной оценке конкурсных заявок и квалификации поставщиков, участвующих в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд (письмо Минэкономразвития России от 2 июня 2000 года N АС-751/4-605);
Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд (письмо Минэкономразвития России от 23 марта 2003 года N АШ-815/05);
Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, согласованные Минфином России и Минэкономразвития России от 2, 3 июня 2004 года;
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденные Минимуществом России 26 ноября 2002 года N СК-4/21297;
Методические рекомендации "Методика комплексного анализа развития системы здравоохранения и его ресурсного обеспечения на территориях разного типа", утвержденные Минздравом России;
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция, исправленная и дополненная), утвержденные Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 21 июня 1999 года N ВК 477);
Методические рекомендации по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденные Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования от 16 октября 1998 года N 2510/9200-98-39, 4634/41);
Методические рекомендации "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье", утвержденные Госкомсанэпиднадзором России 17 марта 1996 года N 01-19/31-17;
Методические рекомендации "Унифицированные методы сбора данных, анализа и оценки заболеваемости населения с учетом комплексного действия факторов окружающей среды", утвержденные Госкомсанэпиднадзором России 26 февраля 1996 года N 01-19/12-17;
приказ ФТС России от 29 декабря 2004 года N 450 "О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год";
Временная методика оценки эффективности работы инспекций гостехнадзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденная приказом Минсельхоза России от 29 января 2001 года N 75;
Методические рекомендации по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Минздрава России, утвержденные приказом Минздрава России от 15 сентября 2000 года N 348;
Методические указания по совершенствованию оплаты медицинских услуг, планированию и использованию ресурсов в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, утвержденные приказом Минздрава России и Российской академии медицинских наук от 28 февраля 2000 года N 70/14;
Методика расчета экономии бюджетных средств, определяющая эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг, утвержденная приказом Госстроя России от 30 апреля 1998 года N 17-106;
Методика определения экономической эффективности ветеринарных мероприятий, утвержденная Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России 21 февраля 1997 года;
Методические указания МУ 3.3.1878-04 "Экономическая эффективность вакцинопрофилактики", утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 4 марта 2004 года;
1.5. При оценке эффективности региональных целевых программ могут быть использованы методики проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов, утвержденные Коллегией Счетной палаты Российской Федерации, иные официальные методики оценки эффективности, используемые в научных исследованиях или в бизнесе.
2.1. Оценка эффективности региональных целевых программ осуществляется в целях достижения оптимального соотношения связанных с их реализацией затрат и достигаемых в ходе реализации результатов, а также обеспечения принципов бюджетной системы Российской Федерации: эффективности и экономности использования бюджетных средств; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
2.2. Основным назначением оценки эффективности региональных целевых программ является выработка оптимальной структуры бюджетных расходов на реализацию государственной социально-экономической политики на стадии обоснования заявок на расходование бюджетных средств при проектировании региональной целевой программы и областного бюджета.
2.3. Наличие критериев оценки эффективности региональных целевых программ помогает рационально и контролируемо осуществлять реализацию принятых к финансированию региональных целевых программ, позволяя более эффективно расходовать имеющиеся ресурсы, а также аргументировать правильность принимаемых управленческих решений.
2.4. Назначением оценки эффективности региональных целевых программ является предоставление населению возможности объективной и компетентной оценки государственной социально-экономической политики.
2.5. Оценка эффективности региональных целевых программ целесообразна при системном подходе, когда показатели ожидаемой эффективности региональной целевой программы достоверны и проверяемы, когда на основе этих показателей и с учетом их сопоставления определяются приоритеты расходования бюджетных средств и в дальнейшем осуществляется постоянный мониторинг достижения заявленных целей и результатов.
Это возможно при наличии органов государственного управления, функционально ответственных за каждый этап работы. Если разработчик и исполнитель региональной целевой программы предвидят, что их расчеты эффективности не могут быть проверены, а распределение средств и оценка деятельности будут осуществляться по иным принципам, формируемые ими показатели эффективности региональной целевой программы неизбежно окажутся формальными, декларативными и оторванными от реальности.
Однако даже при соблюдении указанных требований невозможно абсолютно точно оценить эффективность региональной целевой программы.
Реализация любой региональной целевой программы влечет появление косвенных и сопряженных результатов, учет и оценка которых потребуют затрат, несоизмеримых с пользой от этой информации.
Для оценки эффективности региональных целевых программ в сферах деятельности с длительным сроком получения результата применение стандартных процедур оценки эффективности региональных целевых программ вызывает серьезные сложности. Это, в первую очередь, относится к фундаментальным исследованиям либо мероприятиям социальной политики, направленным на решение стратегических целей и задач, например, проведение активной демографической политики.
С другой стороны, на конечную результативность региональной целевой программы оказывают влияние различные трудно прогнозируемые факторы, связанные с макроэкономическими изменениями на межнациональном и межрегиональном уровнях, результаты реализации государственной политики в смежных отраслях управления, самостоятельность остальных участников социальной, экономической и политической жизни.
2.6. В случаях, когда региональная целевая программа ориентирована на простую, локализованную во времени и пространстве задачу, где все участники являются государственными организациями и строго следуют программным заданиям, оценка эффективности может быть рассчитана достаточно достоверно. Но как правило, региональные целевые программы преследуют более масштабные цели с большим числом самостоятельных субъектов деятельности, имеющих собственные интересы и руководствующихся собственными целями и задачами. В этой ситуации региональная целевая программа носит сугубо регулирующий, стимулирующий характер, а ее результаты достигаются в конечном счете опосредованно, и ответственность за них не может быть в полном объеме вменена куратору региональной целевой программы.
2.7. Методические рекомендации, как и рассчитываемые на их основе оценки эффективности региональных целевых программ, не могут рассматриваться в качестве жестких и безусловных норм и нормативов. Степень достоверности планируемых программных заданий по целевым показателям определяется компромиссом между потерями от неточности расчетов и затратами на их совершенствование.
Так, эффективность региональных целевых программ, направленных на поддержку детства, не может быть оценена в полном объеме. Проведение такой оценки потребует исследований, сложность и стоимость которых соизмеримы с затратами на реализацию такой программы. Однако отсутствие абсолютной достоверности, очевидно, не является и не должно являться препятствием к реализации мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни детей, обеспечение их безопасности, развитие их способностей.
Таким образом, оценка эффективности региональных целевых программ носит преимущественно ориентировочный характер, вырабатывается коллегиально (с участием всех органов, согласующих программу) и может использоваться для оценки деятельности исполнителя региональной целевой программы при объективных подтверждениях того, что отклонение от запланированных в региональной целевой программе результатов обусловлено бездействием или неправильными действиями исполнителя.
3.1. Основой оценки эффективности региональных целевых программ являются следующие принципы, применяемые независимо от их технических, технологических, финансовых, отраслевых или территориальных особенностей:
рассмотрение программы на протяжении всего цикла (расчетного периода) - от разработки до выполнения;
сопоставимость условий сравнения различных программ (вариантов программы);
принцип положительности и максимума эффекта. Эффект от реализации программы должен быть положительным, предпочтение отдается программам с наибольшим значением эффекта;
учет фактора времени. Должны учитываться различные аспекты фактора времени, в том числе динамичность (изменение во времени) параметров программы и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции, оказанием услуг или поступлением ресурсов и их оплатой; неравноценность разновременных затрат и/или результатов (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат);
учет только предстоящих затрат и поступлений. При расчетах показателей эффективности должны учитываться только предстоящие в ходе ее реализации затраты и поступления. Ранее созданные ресурсы, используемые в программе, оцениваются не затратами на их создание, а альтернативной стоимостью, отражающей максимальное значение упущенной выгоды, связанной с их наилучшим возможным альтернативным использованием. Осуществленные затраты, не обеспечивающие возможности получения альтернативных доходов в перспективе (невозвратные затраты), в денежных потоках не учитываются и на значение показателей эффективности не влияют;
сопоставление ситуаций не "до программы" и "после программы", а "без программы" и "с программой";
учет всех наиболее существенных последствий программы. Должны учитываться все последствия, как непосредственно экономические, так и внеэкономические (внешние эффекты, общественные блага). В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести. В других случаях учет этого влияния должен осуществляться экспертно;
учет наличия разных участников программы, несовпадения их интересов и различных оценок стоимости капитала, выражающихся в индивидуальных значениях нормы дисконта;
многоэтапность оценки. На различных этапах разработки и осуществления программы эффективность определяется заново, с различной глубиной проработки;
учет влияния на эффективность потребности в текущих затратах, необходимых для функционирования создаваемых в ходе реализации программы социальных и экономических институтов;
учет влияния инфляции;
учет (в количественной форме) влияния неопределенностей и рисков, сопровождающих реализацию программы.
3.2. Для оценки эффективности региональной целевой программы должны применяться показатели государственной статистической отчетности. При отсутствии таких показателей, позволяющих оценить специфические цели региональной целевой программы, допускается использование показателей, утвержденных правовыми и нормативными актами Российской Федерации и Ленинградской области, а также ведомственной отчетности (например, при оценке качества образования либо масштаба проводимых мероприятий (соревнований, семинаров и т.д.) разработчик региональной целевой программы должен указать на отсутствие показателей государственной статистической отчетности, позволяющих оценить специфические цели программы, привести перечень дополнительно вовлекаемых в расчеты показателей, определить методику их сбора, обеспечения достоверности и согласовать с органом исполнительной власти, координирующим разработку региональных целевых программ.
Обоснования прилагаются к проекту региональной целевой программы.
4.1. Большинство показателей эффективности региональных целевых программ имеют денежное выражение и находятся в тесной зависимости от сроков образования. В связи с инфляцией, а также с учетом альтернативных возможностей использования финансовых средств их номинальные значения в различные периоды времени не являются сопоставимыми. Для сравнения будущих показателей эффективности с сегодняшними необходимо их приведение к сопоставимым величинам. Для этих целей применяется дисконтирование - приведение разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их ценности на определенный момент времени. Дисконтирование применяется к денежным показателям, выраженным в текущих или дефлированных ценах и в единой валюте.