(с изменениями на 14 октября 2008 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз (Вести, N 91, 15.08.2006);
Законом Ленинградской области от 25 декабря 2007 года N 189-оз (Вести, N 251, 26.12.2007);
Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз (Вести, N 208, 31.10.2008, Вестник Правительства Ленинградской области, N 65, 18.11.2008).
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
13 сентября 2005 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
30 сентября 2005 года
N 77-оз
Региональная целевая программа
"Развитие сферы туризма и рекреации
Ленинградской области на 2006-2008 годы"
(с изменениями на 14 октября 2008 года)
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области
на 2006-2008 годы"
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа) | |||
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области | |||
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" от 27 декабря 2004 года N 617-р; | |||
Период реализации Программы | 2006-2008 годы | |||
Цель Программы | Формирование на территории Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного потенциала Ленинградской области | |||
Основные задачи Программы | | |||
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы | Всего - 19130,0 тысячи рублей, из них: | |||
(строка в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Объем освоенных финансовых ресурсов за период действия предшествующей программы | Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2003-2005 годы". | |||
(строка в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | Формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Ленинградской области; | |||
Разработчик Программы | Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области | |||
Срок разработки Программы | 2004-2005 годы | |||
Представитель заказчика Программы | Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области | |||
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Основной исполнитель - комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области. | |||
Руководитель Программы | Соболенко Александр Николаевич - председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области; тел.: 576-79-22 | |||
(строка в редакции, введенной в действие с 31 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз, - см. предыдущую редакцию) | ||||
Система организации контроля за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий туристскую отрасль. Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно представляет информацию о ходе реализации Программы в Правительство Ленинградской области | |||
(строка в редакции, введенной в действие с 31 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз, - см. предыдущую редакцию) |
Введение
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" от 27 декабря 2004 года N 617-р и является продолжением принятых программ развития туризма, направленных на формирование в Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли.
Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Ленинградской области.
Программой предусмотрено решение проблем сотрудничества в едином туристском пространстве Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области. Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, способствовать стабилизации процесса рыночных отношений, укрепить влияние государства на развитие туристской отрасли.
Программа подготовлена комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Ленинградской области при участии специалистов Ленинградского областного государственного учреждения "Информационно-туристский центр" и Балтийского международного института туризма.
Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся. В ней занято 192 миллиона человек, что составляет 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов, что составляет 7,8 процента мирового товарооборота). Средние темпы роста туризма составили в последние 40 лет 7 процентов в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие годы темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году (относительно 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза (до 1,561 миллиарда поездок), а доходы туризма в 4,2 раза (до 2 триллионов долларов).
Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает на мировом рынке далеко не лидирующее место. Отмечая положительную тенденцию, сложившуюся в последнее время в российском туризме, Всемирная туристская организация прогнозирует, что к 2010 году Россия займет 9 место в мире по приему иностранных туристов (29,5 миллиона человек), что позволит создать дополнительно 1,6 миллиона рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36,9 миллиарда долларов.
Лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии занимает Северо-Западный регион России. Последние годы его стабильно посещают от 3,5 до 4 миллионов зарубежных гостей. Большая часть туристов посещает Санкт-Петербург.
Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде регионов Северо-Западного федерального округа существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма и рекреации, постоянно растет количество объектов туризма и рекреации, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.
Опыт работы наиболее активных регионов Северо-Запада говорит о том, что актуальными вопросами развития туристской отрасли являются:
создание единой базы данных туристских ресурсов и приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;
определение туристско-рекреационных территорий, создание туристско-рекреационных зон;
совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма;
совершенствование нормативно-правовой базы туризма;
создание комфортной информационной среды для туристов;
содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию;
развитие приоритетных видов туризма;
развитие межрегионального и международного туризма;
развитие инфраструктуры туризма;
развитие кадровой составляющей туристской отрасли;
развитие научно-исследовательской базы туристской отрасли.
Ленинградская область является частью Северо-Западного региона, тесно связана с другими субъектами Северо-Западного федерального округа историко-культурными корнями и своими туристско-рекреационными ресурсами. Исходя из этого, целесообразно рассматривать проблемы развития областного туризма с точки зрения общих для других субъектов Северо-Запада подходов к перспективам и решению задач развития отрасли туризма.
На фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:
культурно-историческим наследием;
природно-ресурсными возможностями;
этнографическим составом;
географическим (пограничным) положением;
наличием соседнего мегаполиса - Санкт-Петербурга.
Это делает Ленинградскую область идеальным регионом для развития практически любого вида туризма.
Многовековое прошлое региона оставило богатое историческое наследие. На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, более 300 из них имеют федеральное значение.
Курганы, крепости, замки, дворцы, парки, более 30 музеев и других объектов, в том числе и современных, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям области.
Этнографическое наследие и потенциал определяются проживанием на территории области народов различных культур: русских, карелов, вепсов, ижоров и так далее. В восточных районах области сохранились народные промыслы: гончарный, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках, изготовление ювелирных изделий, изделий из стекла и так далее.
Началом научно обоснованного развития туризма в Ленинградской области можно считать 2000 год - год разработки региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 года" (далее - предшествующая программа), утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 21 июня 2001 года N 266-пг.
В качестве основной программной цели было принято формирование на территории области современной конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая сможет внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.
В 2003 году программа переработана и утверждена областным законом от 13 ноября 2003 года N 94-оз.
Для достижения основной программной цели были выделены следующие задачи:
совершенствование структуры управления и поддержки туризма;
совершенствование нормативно-правовой и информационной базы туристской отрасли;
содействие продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки;
создание комфортной информационной среды для туристов;
содействие привлечению инвестиций в туриндустрию Ленинградской области;
развитие культурно-познавательных и экологических видов туризма;
развитие межрегионального и международного видов туризма;
методическое обеспечение развития туризма.
В ходе реализации предшествующей программы проводились следующие мероприятия.
В целях координации действий региональных управленческих структур, администраций муниципальных образований области, туристской общественности и наиболее эффективной реализации программных мероприятий создан межведомственный координационный совет по туризму при Правительстве Ленинградской области.
Для решения вопросов создания комфортной информационной среды для туристов совершенствовались структуры управления и поддержки туризма, содействия продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки. Создано Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр".
Большое внимание уделялось вопросам ежегодного участия Ленинградской области на международных туристских выставках, проводимых за рубежом, международных, всероссийских и региональных туристских выставках, конференциях и слетах, проводимых на территории России. Особое значение имеет ежегодная Ленинградская областная туристская выставка "Lentravel".