ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе
"Развитие сферы туризма и рекреации
Ленинградской области на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 14 октября 2008 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз (Вести, N 91, 15.08.2006);

Законом Ленинградской области от 25 декабря 2007 года N 189-оз (Вести, N 251, 26.12.2007);

Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз (Вести, N 208, 31.10.2008, Вестник Правительства Ленинградской области, N 65, 18.11.2008).          

____________________________________________________________________


(Принят
 Законодательным собранием
 Ленинградской области
13 сентября 2005 года)


Статья 1     


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы".



Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.                    

     


Губернатор
     Ленинградской области
 В.Сердюков

     
Санкт-Петербург
30 сентября 2005 года
N 77-оз

Приложение


Утверждена
     областным законом
                                                                                                            от 30 сентября 2005 года
 N 77-оз

Региональная целевая программа
"Развитие сферы туризма и рекреации
Ленинградской области на 2006-2008 годы"

(с изменениями на 14 октября 2008 года)


Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области
на 2006-2008 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" от 27 декабря 2004 года N 617-р;
областной закон "О туристской деятельности на территории Ленинградской области" от 31 декабря 1997 года N 73-оз;
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ

Период реализации Программы

2006-2008 годы

Цель Программы

Формирование на территории Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, с другой стороны, значительный вклад в социально-экономическое развитие Ленинградской области за счет увеличения доходной части областного и местных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного потенциала Ленинградской области

Основные задачи Программы

 
1. Создание условий для эффективного развития туристской отрасли.
2. Формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта, обеспечивающего позитивный имидж и узнаваемость Ленинградской области на туристском рынке.
3. Проведение активной рекламной деятельности, направленной на продвижение туристских ресурсов Ленинградской области на российский и международный туристские рынки.
4. Формирование современной нормативно-правовой базы туризма.
5. Содействие повышению конкурентоспособности региональных туристских услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов.
6. Поддержка развития предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего предпринимательства.
7. Содействие обеспечению развития инфраструктуры туризма путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции и создания новых туристских объектов.
8. Содействие созданию условий для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг, услуг связи в соответствии с международными стандартами.
9. Содействие развитию межрегиональных и международных туристских связей на основе взаимной выгоды.
10. Создание условий для возрождения, развития и освоения новых туристских ресурсов муниципальных районов Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы

Всего - 19130,0 тысячи рублей, из них:
областной бюджет - 10730,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 8400,0 тысячи рублей,
в том числе:
2006 год:
всего - 5400,0 тысячи рублей,
в том числе:
областной бюджет - 3000,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 2400,0 тысячи рублей;
2007 год:
всего - 6430,0 тысячи рублей,
в том числе:
областной бюджет - 3630,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 2800,0 тысячи рублей;
2008 год:
всего - 7300,0 тысячи рублей,
в том числе:
областной бюджет - 4100,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 3200,0 тысячи рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем  освоенных финансовых ресурсов за период действия предшествующей программы

Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2003-2005 годы".
Всего - 11534,0 тысячи рублей,
в том числе:
областной бюджет - 7689,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 3845,0 тысячи рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 15 августа 2006 года Законом Ленинградской области от 1 августа 2006 года N 71-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект,  важнейшие целевые показатели Программы

Формирование современной высокоэффективной туристской индустрии в Ленинградской области;
увеличение внутренних и въездных туристских потоков: до 1,7 миллиона человек к концу 2006 года, до 1,9 миллиона человек к концу 2007 года, до 2,1 миллиона человек к концу 2008 года;
увеличение количества туристских фирм (турагентских и туроператорских): до 125 единиц к концу 2006 года, до 130 единиц к концу 2007 года, до 135 единиц к концу 2008 года;
увеличение количества реально работающих объектов размещения (туристские базы, дома отдыха, пансионаты, гостиницы, мотели, базы отдыха, санатории, загородные клубы и так далее): до 400 единиц к концу 2006 года, до 420 единиц к концу 2007 года, до 440 единиц к концу 2008 года.
Экономический эффект реализации Программы:
обеспечение поступлений налогов и сборов, контролируемых Министерством налогов и сборов Российской Федерации, в бюджетную систему по туристской отрасли за весь период действия Программы до суммы в 90 миллионов рублей: до 28 миллионов рублей к концу 2006 года, до 30 миллионов рублей к концу 2007 года, до 32 миллионов рублей к концу 2008 года.
Социальный эффект реализации Программы:
обеспечение прироста рабочих мест (в туристских фирмах и объектах размещения): до 11,8 тысячи человек к концу 2006 года, до 12,5 тысячи человек к концу 2007 года, до 13,2 тысячи человек к концу 2008 года;
создание условий для развития сферы услуг в регионе, расширения ассортимента видов туристских услуг, повышения качества обслуживания туристов;
повышение эффективности культурно-духовного воспитания населения и гостей на основе развития различных видов туризма;
сохранение в Ленинградской области социально-культурного и природного наследия как важнейших туристских ресурсов

Разработчик Программы

Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области

Срок  разработки Программы

2004-2005 годы

Представитель заказчика Программы

Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Основной исполнитель - комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области.
Соисполнитель - Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр"

Руководитель Программы

Соболенко Александр Николаевич - председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области; тел.: 576-79-22

(строка в редакции, введенной в действие с 31 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз, - см. предыдущую редакцию)

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий туристскую отрасль. Комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно представляет информацию о ходе реализации Программы в Правительство Ленинградской области

(строка в редакции, введенной в действие с 31 октября 2008 года Законом Ленинградской области от 14 октября 2008 года N 110-оз, - см. предыдущую редакцию)


Введение

Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области "О разработке региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы" от 27 декабря 2004 года N 617-р и является продолжением принятых программ развития туризма, направленных на формирование в Ленинградской области современной конкурентоспособной туристской отрасли.

Программа содержит наиболее актуальные направления развития туризма и мероприятия по их реализации в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Ленинградской области.

Программой предусмотрено решение проблем сотрудничества в едином туристском пространстве Северо-Западного федерального округа и Ленинградской области. Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, способствовать стабилизации процесса рыночных отношений, укрепить влияние государства на развитие туристской отрасли.

Программа подготовлена комитетом по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области с учетом предложений администраций муниципальных образований Ленинградской области при участии специалистов Ленинградского областного государственного учреждения "Информационно-туристский центр" и Балтийского международного института туризма.

     

Раздел I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач Программы

     

1.1. Анализ ситуации в сфере туризма Ленинградской области
и Северо-Западного региона России


Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся. В ней занято 192 миллиона человек, что составляет 8 процентов от общих показателей занятости в мире. По данным Всемирной торговой организации и Международного валютного фонда, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг (532 миллиарда долларов, что составляет 7,8 процента мирового товарооборота). Средние темпы роста туризма составили в последние 40 лет 7 процентов в год, что почти в три раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам Всемирной торговой организации, в ближайшие годы темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году (относительно 2000 года) число международных туристских прибытий в мире должно вырасти в 2,2 раза (до 1,561 миллиарда поездок), а доходы туризма в 4,2 раза (до 2 триллионов долларов).

Российская Федерация, имеющая высокий туристско-рекреационный потенциал, на сегодняшний день занимает на мировом рынке далеко не лидирующее место. Отмечая положительную тенденцию, сложившуюся в последнее время в российском туризме, Всемирная туристская организация прогнозирует, что к 2010 году Россия займет 9 место в мире по приему иностранных туристов (29,5 миллиона человек), что позволит создать дополнительно 1,6 миллиона рабочих мест и увеличить ежегодный доход государства на 36,9 миллиарда долларов.

Лидирующее положение по динамике развития туристской индустрии занимает Северо-Западный регион России. Последние годы его стабильно посещают от 3,5 до 4 миллионов зарубежных гостей. Большая часть туристов посещает Санкт-Петербург.

Благодаря продуманной политике органов государственной власти в ряде регионов Северо-Западного федерального округа существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма и рекреации, постоянно растет количество объектов туризма и рекреации, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

Опыт работы наиболее активных регионов Северо-Запада говорит о том, что актуальными вопросами развития туристской отрасли являются:

создание единой базы данных туристских ресурсов и приоритетных инвестиционных проектов в сфере туризма;

определение туристско-рекреационных территорий, создание туристско-рекреационных зон;

совершенствование институциональной структуры управления и поддержки туризма;

совершенствование нормативно-правовой базы туризма;

создание комфортной информационной среды для туристов;

содействие привлечению инвестиций в туристскую индустрию;

развитие приоритетных видов туризма;

развитие межрегионального и международного туризма;

развитие инфраструктуры туризма;

развитие кадровой составляющей туристской отрасли;

развитие научно-исследовательской базы туристской отрасли.

Ленинградская область является частью Северо-Западного региона, тесно связана с другими субъектами Северо-Западного федерального округа историко-культурными корнями и своими туристско-рекреационными ресурсами. Исходя из этого, целесообразно рассматривать проблемы развития областного туризма с точки зрения общих для других субъектов Северо-Запада подходов к перспективам и решению задач развития отрасли туризма.

На фоне других субъектов Северо-Западного федерального округа Ленинградская область обладает редким туристско-рекреационным потенциалом, который определяется:

культурно-историческим наследием;

природно-ресурсными возможностями;

этнографическим составом;

географическим (пограничным) положением;

наличием соседнего мегаполиса - Санкт-Петербурга.

Это делает Ленинградскую область идеальным регионом для развития практически любого вида туризма.

Многовековое прошлое региона оставило богатое историческое наследие. На территории Ленинградской области сосредоточено около 4000 памятников российской истории и культуры, более 300 из них имеют федеральное значение.

Курганы, крепости, замки, дворцы, парки, более 30 музеев и других объектов, в том числе и современных, составляют огромную ценность и широко доступны туристам, экскурсантам и гостям области.

Этнографическое наследие и потенциал определяются проживанием на территории области народов различных культур: русских, карелов, вепсов, ижоров и так далее. В восточных районах области сохранились народные промыслы: гончарный, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках, изготовление ювелирных изделий, изделий из стекла и так далее.

Началом научно обоснованного развития туризма в Ленинградской области можно считать 2000 год - год разработки региональной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 года" (далее - предшествующая программа), утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 21 июня 2001 года N 266-пг.

В качестве основной программной цели было принято формирование на территории области современной конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли, которая сможет внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона.

В 2003 году программа переработана и утверждена областным законом от 13 ноября 2003 года N 94-оз.

Для достижения основной программной цели были выделены следующие задачи:

совершенствование структуры управления и поддержки туризма;

совершенствование нормативно-правовой и информационной базы туристской отрасли;

содействие продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки;

создание комфортной информационной среды для туристов;

содействие привлечению инвестиций в туриндустрию Ленинградской области;

развитие культурно-познавательных и экологических видов туризма;

развитие межрегионального и международного видов туризма;

методическое обеспечение развития туризма.

В ходе реализации предшествующей программы проводились следующие мероприятия.

В целях координации действий региональных управленческих структур, администраций муниципальных образований области, туристской общественности и наиболее эффективной реализации программных мероприятий создан межведомственный координационный совет по туризму при Правительстве Ленинградской области.

Для решения вопросов создания комфортной информационной среды для туристов совершенствовались структуры управления и поддержки туризма, содействия продвижению туристских услуг Ленинградской области на российский и мировой рынки. Создано Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр".

Большое внимание уделялось вопросам ежегодного участия Ленинградской области на международных туристских выставках, проводимых за рубежом, международных, всероссийских и региональных туристских выставках, конференциях и слетах, проводимых на территории России. Особое значение имеет ежегодная Ленинградская областная туристская выставка "Lentravel".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»