(с изменениями на 27 ноября 2012 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 сентября 2007 года N 1119;
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 года N 1228.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования работы по комплексному благоустройству территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Основные положения концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга (далее - Основные положения концепции) согласно приложению.
2. Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству принять меры по реализации Основных положений концепции.
3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству в установленном порядке при формировании адресных программ капитальных вложений по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предусматривать выделение бюджетных средств на финансирование мероприятий по реализации Основных положений концепции с ежегодным уточнением их объемов в соответствии с установленными параметрами бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.
4. Рекомендовать Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге" оказывать содействие в пределах своих полномочий в реализации Основных положений концепции.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Виролайнена О.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Основные положения
концепции развития пешеходных территорий
исторического центра Санкт-Петербурга
Целью концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга (далее - Концепция) является разработка решений по повышению инвестиционной и туристической привлекательности территории исторического центра Санкт-Петербурга, оздоровлению и комплексному благоустройству городской среды, повышению уровня удобства и безопасности движения пешеходов путем согласованного развития системы организации движения транспортных и пешеходных потоков.
Основными задачами Концепции являются:
обоснование целесообразности создания пешеходных территорий в историческом центре Санкт-Петербурга на основе анализа действующей градостроительной документации, а также оценки социальных и эколого-экономических предпосылок преобразования городских территорий повышенной комфортности для движения пешеходов;
анализ транспортного обслуживания территорий повышенной комфортности, интенсивности и направлений пешеходных и транспортных потоков;
обоснование перечня территорий в историческом центре Санкт-Петербурга, являющихся привлекательными для размещения пешеходных территорий;
разработка предложений по развитию, инженерному и транспортному обеспечению территорий комфортного движения;
формирование плана мероприятий по реализации Концепции;
определение социально-экономического эффекта в результате реализации мероприятий Концепции.
Концепция разработана на основании и в соответствии со следующей градостроительной документацией:
Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года;
Концепцией генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.05.2001 N 21.
Определения, используемые в Концепции, соответствуют определениям, принятым в следующих актах:
Градостроительный кодекс Российской Федерации;
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
ТСН 30-306-2002* "Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга", утвержденные распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 22.02.2002 N 250-ра.
Определенные в Концепции территории комфортного движения для пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга соответствуют функциональному зонированию территорий Санкт-Петербурга, предусмотренному Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, и соответствуют градостроительной документации о планировании территорий.
Территория - участок пространства Санкт-Петербурга, в границах которого в рамках Концепции определяются привлекательные направления для полного или частичного изменения функционального назначения.
Территория повышенной комфортности - совокупность территорий комфортного движения пешеходов и пешеходных территорий, располагающихся в непосредственной близости друг к другу. Понятие применяется преимущественно в границах одного района Санкт-Петербурга.
Территория комфортного движения пешеходов - участки территории, в границах которых обеспечивается преимущество безопасного и удобного движения для пешеходов путем формирования пешеходных улиц, реконструкции и благоустройства тротуаров, строительства благоустроенных автостоянок.
Пешеходная улица - благоустроенные улицы, проезды и их участки, в пределах которых запрещается любое транзитное движение и стоянка автотранспорта.
Пешеходное пространство - локальная группа взаимосвязанных пешеходных улиц, пешеходных территорий и улиц спокойного движения.
Пешеходная территория - благоустроенные участки внутриквартальной или межквартальной территории, предназначенные для пешеходного транзита, которые, как правило, связывают между собой отдельные пешеходные улицы, улицы спокойного движения или прилегают к ним.
Улицы спокойного движения - благоустроенные улицы и проезды, в пределах которых проводятся организационные мероприятия по повышению безопасности пешеходов: расширение тротуаров, ограничение скорости движения автотранспорта, ограничение на транзитный проезд, запрет на несанкционированную стоянку автотранспорта, выделение и благоустройство определенных мест для стоянки.
Целями создания территорий повышенной комфортности движения пешеходов являются:
обеспечение комфортных и безопасных условий движения пешеходов;
улучшение экологических показателей городской среды;
повышение привлекательности данных территорий для пешеходных потоков и, как следствие, рост инвестиционной привлекательности территорий повышенной комфортности.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
обеспечение соответствия параметров участков улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов (тротуаров, переходов и др.), текущим и перспективным направлениям и интенсивности пешеходных потоков;
обеспечение требуемого эксплуатационного состояния участков улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов;
ограничение движения транспорта в пределах территории повышенной комфортности движения пешеходов, а в ряде случаев - полное запрещение движения транспорта;
снижение скорости движения транспортных потоков в пределах территории повышенной комфортности движения пешеходов (за исключением участков, предназначенных для пропуска транзитных транспортных потоков);
обеспечение максимально безопасного разделения пешеходных и транспортных потоков;
комплексное благоустройство территории повышенной комфортности движения пешеходов, реконструкция существующих и формирование новых объектов притяжения пешеходных потоков.
В зависимости от степени ограничения движения транспорта участки улично-дорожной сети (далее - УДС) в пределах территории повышенной комфортности могут использоваться для:
движения исключительно пешеходов;
движения пешеходов и общественного транспорта;
движения пешеходов и транспорта при обеспечении пониженной скорости движения последнего и запрещении стоянки автотранспорта;
движения пешеходов и транспорта при обеспечении пониженной скорости движения последнего и разрешении стоянки автотранспорта;
движения пешеходов и транспорта при отсутствии ограничения скорости движения последнего (используется на участках УДС, предназначенных для пропуска транзитных транспортных потоков, и, как правило, сочетается с запрещением стоянки).
Снижение скорости движения транспортных потоков в пределах территории повышенной комфортности для движения пешеходов достигается как прямым ее ограничением средствами организации движения, так и применением специальных конструктивных элементов (направляющих островков, выступов тротуаров и так далее).
Безопасное разделение пешеходных и транспортных потоков в местах их взаимодействия обеспечивается:
строительством пешеходных переходов в разных уровнях;
выделением наземных пешеходных переходов специальным мощением;
цветовым выделением наземных пешеходных переходов с применением специального асфальтобетонного покрытия;
выделением наземных пешеходных переходов;
использованием на перекрестках и пешеходных переходах, оборудованных светофорным регулированием, режимов работы светофоров, учитывающих размеры пешеходных потоков.
Приоритетные условия движения пешеходов в пределах территорий повышенной комфортности достигаются за счет повышенной частоты организации пешеходных переходов через проезжую часть.
Основные технические решения, позволяющие обеспечить спокойное движение, включают в себя:
вертикальные выступы проезжей части;
горизонтальные смещения проезжей части в сторону от прямолинейного движения (объезд специально обустроенных выступов тротуаров и создание островков);
сужения проезжей части.
В соответствии с перспективными планами в Санкт-Петербурге предусматривается дальнейшее развитие пешеходных территорий, которые будут формироваться в историческом центре Санкт-Петербурга и тематически привязываться к основным объектам историко-культурного и ландшафтно-рекреационного наследия.
Целесообразность создания территорий повышенной комфортности для движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга вызвана наличием ряда факторов, которые сочетают градостроительные, социальные и экологические аспекты.
Формирование территорий повышенной комфортности для движения пешеходов приведет к улучшению состояния городской среды, экологической обстановки и снижению уровня шума, повысит привлекательность исторического центра Санкт-Петербурга для совершения пеших прогулок и осмотра достопримечательностей.
Специфическая планировочная структура внутрирайонных магистралей исторического центра Санкт-Петербурга, связанная с прохождением в стесненных плотной застройкой условиях, наличием большого количества регулируемых перекрестков, предопределяет высокую степень движения по данным улицам и некомфортные условия для движения пешеходов, которые в большинстве своем перемещаются по узким тротуарам, фактически не отделенным от проезжей части.
Низкий уровень удобства и безопасности движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга снижает привлекательность многих внутрирайонных территорий, характеризующихся наличием памятников истории и архитектуры, рекреационных территорий. Кроме того, отсутствие территорий для комфортного движения пешеходов и пешеходных улиц повышает негативное воздействие городской среды центральных районов Санкт-Петербурга на пешеходов.
Формирование территорий комфортного движения для пешеходов предполагает комплексный подход к благоустройству улиц Санкт-Петербурга, включая вопросы организации временного хранения транспорта. Появление пешеходных улиц и улиц с улучшенными условиями для движения пешеходов позволит систематизировать существующую схему организации временных стоянок, убрать стоянки автотранспорта с направлений, обеспечивающих передвижение пешеходов.
В этих условиях исключительно актуальным становится разделение транспортных и пешеходных потоков в историческом центре Санкт-Петербурга, создание пешеходных улиц и улиц спокойного движения, где за счет расширения и благоустройства тротуаров, ограничения скорости движения транспорта, упорядочения стоянок обеспечивается минимизация вредного влияния транспорта на пешеходов и историко-архитектурные памятники.
Проведенный анализ показал, что создание пешеходных территорий, а также территорий повышенной комфортности для движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга отвечает интересам горожан, способствует повышению привлекательности Санкт-Петербурга для туристов и в целом соответствует основным целям экономического и социального развития.
Сложившаяся транспортная структура улично-дорожной сети Санкт-Петербурга предопределяет наличие на территории исторического центра Санкт-Петербурга мощных транзитных транспортных потоков.
При отсутствии полноценных обходных магистралей, обеспечивающих межрайонные связи и пропуск транзитного движения в обход центральных районов Санкт-Петербурга, исторический центр Санкт-Петербурга характеризуется значительной сосредоточенностью транзитных транспортных потоков.