ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 ноября 2004 года N 1877


О концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга

(с изменениями на 27 ноября 2012 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 6 сентября 2007 года N 1119;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 ноября 2012 года N 1228.

____________________________________________________________________



В целях совершенствования работы по комплексному благоустройству территории Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Основные положения концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга (далее - Основные положения концепции) согласно приложению.

2. Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству принять меры по реализации Основных положений концепции.

3. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству в установленном порядке при формировании адресных программ капитальных вложений по объектам городского хозяйства за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предусматривать выделение бюджетных средств на финансирование мероприятий по реализации Основных положений концепции с ежегодным уточнением их объемов в соответствии с установленными параметрами бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.

4. Рекомендовать Управлению государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, федеральному государственному учреждению "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Санкт-Петербурге" оказывать содействие в пределах своих полномочий в реализации Основных положений концепции.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Виролайнена О.А.

 Губернатор Санкт-Петербурга
      В.И.Матвиенко

     

     

      Приложение
      к постановлению Правительства
 Санкт-Петербурга
      от 30.11.2004 N 1877

Основные положения
концепции развития пешеходных территорий
исторического центра Санкт-Петербурга

     

Введение

Целью концепции развития пешеходных территорий исторического центра Санкт-Петербурга (далее - Концепция) является разработка решений по повышению инвестиционной и туристической привлекательности территории исторического центра Санкт-Петербурга, оздоровлению и комплексному благоустройству городской среды, повышению уровня удобства и безопасности движения пешеходов путем согласованного развития системы организации движения транспортных и пешеходных потоков.

Основными задачами Концепции являются:

обоснование целесообразности создания пешеходных территорий в историческом центре Санкт-Петербурга на основе анализа действующей градостроительной документации, а также оценки социальных и эколого-экономических предпосылок преобразования городских территорий повышенной комфортности для движения пешеходов;

анализ транспортного обслуживания территорий повышенной комфортности, интенсивности и направлений пешеходных и транспортных потоков;

обоснование перечня территорий в историческом центре Санкт-Петербурга, являющихся привлекательными для размещения пешеходных территорий;

разработка предложений по развитию, инженерному и транспортному обеспечению территорий комфортного движения;

формирование плана мероприятий по реализации Концепции;

определение социально-экономического эффекта в результате реализации мероприятий Концепции.

Концепция разработана на основании и в соответствии со следующей градостроительной документацией:

Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года;

Концепцией генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.05.2001 N 21.

Определения, используемые в Концепции, соответствуют определениям, принятым в следующих актах:

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

ТСН 30-306-2002* "Реконструкция и застройка исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга", утвержденные распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 22.02.2002 N 250-ра.

Определенные в Концепции территории комфортного движения для пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга соответствуют функциональному зонированию территорий Санкт-Петербурга, предусмотренному Генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, и соответствуют градостроительной документации о планировании территорий.

Основные определения, используемые в Концепции

Территория - участок пространства Санкт-Петербурга, в границах которого в рамках Концепции определяются привлекательные направления для полного или частичного изменения функционального назначения.

Территория повышенной комфортности - совокупность территорий комфортного движения пешеходов и пешеходных территорий, располагающихся в непосредственной близости друг к другу. Понятие применяется преимущественно в границах одного района Санкт-Петербурга.

Территория комфортного движения пешеходов - участки территории, в границах которых обеспечивается преимущество безопасного и удобного движения для пешеходов путем формирования пешеходных улиц, реконструкции и благоустройства тротуаров, строительства благоустроенных автостоянок.

Пешеходная улица - благоустроенные улицы, проезды и их участки, в пределах которых запрещается любое транзитное движение и стоянка автотранспорта.

Пешеходное пространство - локальная группа взаимосвязанных пешеходных улиц, пешеходных территорий и улиц спокойного движения.

Пешеходная территория - благоустроенные участки внутриквартальной или межквартальной территории, предназначенные для пешеходного транзита, которые, как правило, связывают между собой отдельные пешеходные улицы, улицы спокойного движения или прилегают к ним.

Улицы спокойного движения - благоустроенные улицы и проезды, в пределах которых проводятся организационные мероприятия по повышению безопасности пешеходов: расширение тротуаров, ограничение скорости движения автотранспорта, ограничение на транзитный проезд, запрет на несанкционированную стоянку автотранспорта, выделение и благоустройство определенных мест для стоянки.

Цели и задачи создания территорий повышенной комфортности
движения пешеходов

Целями создания территорий повышенной комфортности движения пешеходов являются:

обеспечение комфортных и безопасных условий движения пешеходов;

улучшение экологических показателей городской среды;

повышение привлекательности данных территорий для пешеходных потоков и, как следствие, рост инвестиционной привлекательности территорий повышенной комфортности.

Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:

обеспечение соответствия параметров участков улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов (тротуаров, переходов и др.), текущим и перспективным направлениям и интенсивности пешеходных потоков;

обеспечение требуемого эксплуатационного состояния участков улично-дорожной сети, предназначенных для движения пешеходов;

ограничение движения транспорта в пределах территории повышенной комфортности движения пешеходов, а в ряде случаев - полное запрещение движения транспорта;

снижение скорости движения транспортных потоков в пределах территории повышенной комфортности движения пешеходов (за исключением участков, предназначенных для пропуска транзитных транспортных потоков);

обеспечение максимально безопасного разделения пешеходных и транспортных потоков;

комплексное благоустройство территории повышенной комфортности движения пешеходов, реконструкция существующих и формирование новых объектов притяжения пешеходных потоков.

В зависимости от степени ограничения движения транспорта участки улично-дорожной сети (далее - УДС) в пределах территории повышенной комфортности могут использоваться для:

движения исключительно пешеходов;

движения пешеходов и общественного транспорта;

движения пешеходов и транспорта при обеспечении пониженной скорости движения последнего и запрещении стоянки автотранспорта;

движения пешеходов и транспорта при обеспечении пониженной скорости движения последнего и разрешении стоянки автотранспорта;

движения пешеходов и транспорта при отсутствии ограничения скорости движения последнего (используется на участках УДС, предназначенных для пропуска транзитных транспортных потоков, и, как правило, сочетается с запрещением стоянки).

Снижение скорости движения транспортных потоков в пределах территории повышенной комфортности для движения пешеходов достигается как прямым ее ограничением средствами организации движения, так и применением специальных конструктивных элементов (направляющих островков, выступов тротуаров и так далее).

Безопасное разделение пешеходных и транспортных потоков в местах их взаимодействия обеспечивается:

строительством пешеходных переходов в разных уровнях;

выделением наземных пешеходных переходов специальным мощением;

цветовым выделением наземных пешеходных переходов с применением специального асфальтобетонного покрытия;

выделением наземных пешеходных переходов;

использованием на перекрестках и пешеходных переходах, оборудованных светофорным регулированием, режимов работы светофоров, учитывающих размеры пешеходных потоков.

Приоритетные условия движения пешеходов в пределах территорий повышенной комфортности достигаются за счет повышенной частоты организации пешеходных переходов через проезжую часть.

Основные технические решения, позволяющие обеспечить спокойное движение, включают в себя:

вертикальные выступы проезжей части;

горизонтальные смещения проезжей части в сторону от прямолинейного движения (объезд специально обустроенных выступов тротуаров и создание островков);

сужения проезжей части.

В соответствии с перспективными планами в Санкт-Петербурге предусматривается дальнейшее развитие пешеходных территорий, которые будут формироваться в историческом центре Санкт-Петербурга и тематически привязываться к основным объектам историко-культурного и ландшафтно-рекреационного наследия.

     

Обоснование целесообразности создания пешеходных территорий
в историческом центре Санкт-Петербурга

Целесообразность создания территорий повышенной комфортности для движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга вызвана наличием ряда факторов, которые сочетают градостроительные, социальные и экологические аспекты.

Формирование территорий повышенной комфортности для движения пешеходов приведет к улучшению состояния городской среды, экологической обстановки и снижению уровня шума, повысит привлекательность исторического центра Санкт-Петербурга для совершения пеших прогулок и осмотра достопримечательностей.

Специфическая планировочная структура внутрирайонных магистралей исторического центра Санкт-Петербурга, связанная с прохождением в стесненных плотной застройкой условиях, наличием большого количества регулируемых перекрестков, предопределяет высокую степень движения по данным улицам и некомфортные условия для движения пешеходов, которые в большинстве своем перемещаются по узким тротуарам, фактически не отделенным от проезжей части.

Низкий уровень удобства и безопасности движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга снижает привлекательность многих внутрирайонных территорий, характеризующихся наличием памятников истории и архитектуры, рекреационных территорий. Кроме того, отсутствие территорий для комфортного движения пешеходов и пешеходных улиц повышает негативное воздействие городской среды центральных районов Санкт-Петербурга на пешеходов.

Формирование территорий комфортного движения для пешеходов предполагает комплексный подход к благоустройству улиц Санкт-Петербурга, включая вопросы организации временного хранения транспорта. Появление пешеходных улиц и улиц с улучшенными условиями для движения пешеходов позволит систематизировать существующую схему организации временных стоянок, убрать стоянки автотранспорта с направлений, обеспечивающих передвижение пешеходов.

В этих условиях исключительно актуальным становится разделение транспортных и пешеходных потоков в историческом центре Санкт-Петербурга, создание пешеходных улиц и улиц спокойного движения, где за счет расширения и благоустройства тротуаров, ограничения скорости движения транспорта, упорядочения стоянок обеспечивается минимизация вредного влияния транспорта на пешеходов и историко-архитектурные памятники.

Проведенный анализ показал, что создание пешеходных территорий, а также территорий повышенной комфортности для движения пешеходов в историческом центре Санкт-Петербурга отвечает интересам горожан, способствует повышению привлекательности Санкт-Петербурга для туристов и в целом соответствует основным целям экономического и социального развития.

Анализ транспортного обслуживания территорий
 повышенной комфортности,
интенсивности и направлений пешеходных
 и транспортных потоков

Сложившаяся транспортная структура улично-дорожной сети Санкт-Петербурга предопределяет наличие на территории исторического центра Санкт-Петербурга мощных транзитных транспортных потоков.

При отсутствии полноценных обходных магистралей, обеспечивающих межрайонные связи и пропуск транзитного движения в обход центральных районов Санкт-Петербурга, исторический центр Санкт-Петербурга характеризуется значительной сосредоточенностью транзитных транспортных потоков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»