ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2001 года N 21


О концепции генерального плана сохранения и развития
исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов,
включая дворцовые комплексы

Рассмотрев и обсудив концепцию генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы (далее - концепция), разработанную в соответствии с федеральной целевой программой "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1996 N 585, Правительство Санкт-Петербурга

 решило:

1. Одобрить Основные положения концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы (далее - Основные положения концепции), согласно приложению.

2. Поручить Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитету по градостроительству и архитектуре в связи с подготовкой к празднованию 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга закончить разработку генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, с учетом замечаний и предложений, представленных соответствующими отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в ходе рассмотрения материалов концепции.

3. При создании генерального плана развития Санкт-Петербурга, разрабатываемого в соответствии с распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 29.08.2000 N 916-р "О разработке генерального плана развития Санкт-Петербурга", учитывать Основные положения концепции.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по строительству Вахмистрова А.И.

    

 Губернатор Санкт-Петербурга -

 председатель Правительства

Санкт-Петербурга

 В.А.Яковлев

     

Приложение

 к постановлению Правительства

Санкт-Петербурга

от 07.05.2001 N 21

     

Основные положения
концепции генерального плана сохранения и развития
исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов,
включая дворцовые комплексы

     

1. Общая часть

Исторический центр Санкт-Петербурга и его пригородов имеет огромное архитектурно-историческое значение и включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

Концепция генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы (далее - Концепция), разработана на основе и в развитие федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.1996 N 585.

2. Предложения по установлению границ исторического центра
Санкт-Петербурга и его пригородов

Граница исторического центра Санкт-Петербурга проходит по внешним границам Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского и Центрального административных районов.

Границы исторических центров пригородов Санкт-Петербурга охватывают территории в границах объединенных охранных зон Кронштадтского, Пушкинского, Павловского, Петродворцового, Ломоносовского, Красносельского административных районов.

Территория исторического центра Санкт-Петербурга составляет 5,8 тыс.га, из них кварталы жилой и общественной застройки занимают 2,2 тыс.га, участки, занимаемые промышленными и другими нежилыми объектами, - 2,4 тыс.га, зелеными насаждениями общего пользования - 0,6 тыс.га, неиспользуемые и прочие территории - 0,6 тыс.га.

Численность населения, проживающего в границах исторического центра Санкт-Петербурга, на 01.01.2000 составила 800,2 тыс. человек.

3. Цели Концепции и основные принципы градостроительной
политики в историческом центре Санкт-Петербурга
и его пригородах

      3.1. Цели Концепции

Главной целью Концепции является определение долгосрочной стратегии и этапов развития территории исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов (далее - исторический центр), функционально-планировочной организации территории на основе комплексного анализа физического состояния архитектурно-планировочной среды, экономических, социальных, экологических и градостроительных условий, исходя из ресурсного потенциала территории, рационального природопользования и задач сохранения историко-культурного наследия.

В Концепцию включены предложения и мероприятия по сохранению и развитию исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, как средоточия величайшего архитектурно-культурного наследия и уникального явления мировой и российской культуры, места для эффективной современной хозяйственной деятельности, катализирующей экономическое развитие всего города.

Концепция предусматривает:

- сохранение и реставрацию историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия Санкт-Петербурга;

- проведение комплексной реконструкции сложившейся застройки;

- совершенствование и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры;

- стабилизацию численности проживающего в центре города населения;

- повышение туристической привлекательности;

- сокращение расположенных в центре мест приложения труда в производственной сфере и создание новых рабочих мест в приоритетных для центра сферах деятельности;

- улучшение городской среды, осуществление необходимых мероприятий по благоустройству и озеленению территорий;

- формирование и поддержка зон активных преобразований, стимулирование пространственно-функциональной трансформации;

- решение жилищных проблем и развитие социальной инфраструктуры;

- улучшение экологической ситуации, вывод из центра города вредных производств.

Реализация Концепции в долгосрочной перспективе должна способствовать достижению главной цели развития города - стабильному улучшению качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга.

       3.2. Основные принципы градостроительной политики

Основными принципами градостроительной политики являются:

- сохранение историко-культурного наследия в процессе развития территории;

- установление приоритета средовых, пространственно-морфологических факторов и требований по отношению к отраслевым и технологическим;

- обратимость градостроительных преобразований;

- преобразование территории в гармонии с окружающей городской средой;

- сохранение формы, архитектурной оболочки и морфологии среды в процессе преобразования.

Необходимо учитывать, что принцип функционального использования объектов и территорий центра вторичен, внесение изменений и предложений по функциональному использованию возможно и желательно, если это обеспечит большую сохранность или более достойное содержание этих объектов и территорий.

4. Основные направления социально-экономического
и градостроительного развития исторического центра
Санкт-Петербурга и его пригородов

      4.1. Повышение привлекательности исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов

Для повышения привлекательности исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов Концепция предусматривает осуществление мероприятий по следующим направлениям:

- укрепление имиджа Санкт-Петербурга как культурной столицы России и крупнейшего европейского регионального центра;

- развитие Санкт-Петербурга как центра деловой и туристической активности;

- развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего центра науки и подготовки кадров, центра развитого рынка банковских услуг, информатики и связи;

- превращение Санкт-Петербурга в деловой и культурный центр региона Балтийского моря, европейского центра туризма;

- укрепление роли исторического центра Санкт-Петербурга как места сосредоточения важнейших объектов, занимаемых органами государственной власти международного, федерального, регионального и городского уровня;

- усиление культуросозидающей, жилой, музейно-охранительной и репрезентативной функций исторического центра города;

- достижение баланса между различными сторонами жизнедеятельности исторического центра города при осуществлении мероприятий по его развитию.

      4.2. Развитие деловой и туристской активности

Особую роль в развитии деловых функций города играет исторический центр Санкт-Петербурга, где сформировалась обширная инфраструктура деловой сферы и завершается процесс возвращения деловых функций старым банковским и офисным зданиям в зоне Невского проспекта.

Для размещения вновь появляющихся значительных центров административной, коммерческой, деловой и общественной деятельности предусмотрены три крупные общественно-деловые зоны в западной части Васильевского острова, на территории выводимой Московской товарной станции и в районе Главной водопроводной станции, а также комплексы и кварталы, определенные Концепцией как территории для проведения комплексных реконструктивных преобразований. При этом деловые комплексы должны формироваться как многофункциональные с включением функций культуры, торговли, общественного питания, туристического сервиса, спорта, телекоммуникаций, транспорта и т.д.

Основной объем строительства объектов гостиничной и туристической инфраструктуры предусмотрен в пределах исторического центра города.

В пригородах основная зона перспективного развития туристического направления - территории южного побережья Финского залива, где предусмотрено создание новых туристических комплексов вдоль Нижней (Царской) дороги, между Константиновским парком и парком Александрия в Петродворцовом административном районе, а также территории гг.Пушкина, Павловска, Петродворца.

4.3. Развитие социальной сферы

Развитие социальной сферы будет осуществляться по следующим направлениям:

4.3.1. Жилищный фонд:

- расселение коммунальных квартир;

- поэтапное решение жилищной проблемы социально незащищенных групп населения;

- реконструкция и реставрация жилищного фонда;

- развитие жилищного строительства, в том числе дальнейшее осуществление программы строительства социальных домов;

- реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства.

4.3.2. Система обслуживания:

- укрепление системы социального обслуживания, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты;

- развитие отраслей социально-культурного комплекса и негосударственных форм обслуживания, обеспечивающих населению возможность выбора услуг;

- развитие и совершенствование структуры отраслей сферы обслуживания;

- реконструкция и модернизация материально-технической базы отраслей сферы обслуживания.

4.4. Улучшение демографической ситуации в Санкт-Петербурге

Численность населения Санкт-Петербурга при условии сохранения существующих демографических тенденций к 2010 году снизится до уровня 4,3-4,4 млн. человек и к 2015 г. до 4,0-4,2 млн. человек.

Повышение темпов социально-экономического развития и проведение целенаправленной позитивной демографической политики, направленной на привлечение из других регионов Российской Федерации и стран СНГ трудоспособного населения соответствующих возрастных групп, квалификации и образовательного уровня, приведет к стабилизации численности населения города к 2015 году на уровне 4,4-4,5 млн. человек, из них в центральных административных районах - 700-760 тыс. человек.

4.5. Создание новых рабочих мест

Приоритетным направлением является создание новых высокооплачиваемых рабочих мест в следующих сферах деятельности: культура и искусство, наука и научное обслуживание, образование и подготовка кадров, кредитно-финансовая сфера, сфера управления, туристический сервис, торговля, общественное питание.

Создание и/или замена рабочих мест обусловлено рядом факторов:

- изменением структуры промышленности и функционального зонирования территории;

- размещением объектов с большей плотностью рабочих мест;

- сокращением доли работающих, занятых в отраслях с несвойственными историческому центру города функциями.

4.6. Мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия

Сохранение объектов историко-культурного наследия имеет важное значение для развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»