от 20 декабря 2001 года N 132
О Программе действий структурных подразделений
Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий
и организаций области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 июля 2011 года N 221
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Губернатора Ленинградской области от 30 января 2001 года N 42-пг и в целях координации усилий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению потребностей социально-экономического комплекса области в квалифицированных кадрах, формирования и развития кадрового потенциала региона Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу действий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы (далее - Программа).
2. Руководителям структурных подразделений Правительства Ленинградской области - ответственным исполнителям мероприятий Программы:
2.1. Назначить ответственных за кадровое обеспечение курируемых отраслей и реализацию мероприятий Программы.
2.2. Обеспечить своевременное и в полном объеме выполнение мероприятий Программы.
2.3. Ежеквартально, до 20 числа следующего за отчетным периодом месяца, представлять в комитет по экономике и инвестициям информацию о выполнении мероприятий Программы по установленной комитетом по экономике и инвестициям форме.
2.4. По результатам выполнения мероприятий Программы за 2002 год представить до 20 февраля 2003 года в комитет по экономике и инвестициям предложения по корректировке плана мероприятий Программы на 2003 год.
3. Комитету по экономике и инвестициям на основе предложений структурных подразделений Правительства Ленинградской области осуществить корректировку плана мероприятий Программы на 2003 год.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований разработать и утвердить программы обеспечения кадрами на местном уровне, предусмотрев в местных бюджетах средства на подготовку кадров для муниципальных предприятий и бюджетных организаций, подведомственных администрации муниципального образования.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по экономике и инвестициям Дваса Г.В.
Губернатор
Ленинградской области
В. Сердюков
Официальный
электронный текст
ИПС "Кодекс"
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 20 декабря 2001 года N 132
(приложение)
Программа действий структурных подразделений
Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий
и организаций области квалифицированными кадрами
на 2002-2003 годы
Введение
Программа действий структурных подразделений Правительства Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций области квалифицированными кадрами на 2002-2003 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 30 января 2001 года N 42-пг.
Подготовка Программы осуществлялась комитетом по экономике и инвестициям при участии отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований с учетом предложений Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области, Объединения промышленников и предпринимателей Ленинградской области, отдельных работодателей.
Программа разработана с учетом:
- Концепции социально-экономического и градостроительного развития Ленинградской области на период до 2005 года;
- 11 региональных целевых программ, утвержденных Правительством Ленинградской области, и проектов трех региональных целевых программ, находящихся в стадии разработки и согласования;
- проекта программы содействия занятости населения Ленинградской области на 2002 год, разработанного Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области с участием отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований;
- прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 2002 год на период до 2004 года, разработанного комитетом по экономике и инвестициям с участием отраслевых комитетов и структурных подразделений Правительства Ленинградской области;
- перечня реализуемых и планируемых к реализации на территории Ленинградской области крупных и средних инвестиционных проектов;
- методических рекомендаций Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации по разработке прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации на 2001 год;
- методических рекомендаций по разработке региональных программ содействия организациям в профессиональном развитии персонала (утверждены постановлением Минтруда России от 12 января 2001 года N 4);
- прочих мероприятий, предложенных для включения в Программу структурными подразделениями Правительства Ленинградской области в целях решения проблем кадрового обеспечения курируемых отраслей, формирования региональной системы подготовки и обеспечения квалифицированными кадрами.
Основные положения Программы определены в соответствии с федеральным и региональным законодательством и нормативно-правовыми актами в сфере занятости населения, управления персоналом и социально-трудовых отношений.
Программа основывается на разграничении предметов ведения, полномочий, функций и ответственности органов государственной власти Ленинградской области, органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет областного бюджета, а также федерального и местных бюджетов, средств работодателей и других внебюджетных источников.
Программа состоит из следующих основных частей:
- аналитико-прогнозная часть;
- концептуальные положения, определяющие основные цели, задачи и направления реализации региональной кадровой политики Ленинградской области в целях обеспечения потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
- план мероприятий по реализации Программы;
- приложения.
Аналитико-прогнозная часть Программы включает оценку исходного состояния и выявление ключевых проблем развития трудового потенциала Ленинградской области, систему прогнозных расчетов формирования и использования трудовых ресурсов региона (демографический прогноз, прогноз занятости населения и основных параметров регионального рынка труда, создания новых рабочих мест; оценки перспективной дополнительной потребности предприятий и организаций области в квалифицированных кадрах, в том числе в территориальном, отраслевом, социально-профессиональном, профессионально-квалификационном разрезах и по источникам формирования).
План мероприятий по реализации Программы содержит 13 разделов, разработанных с учетом основных направлений региональной кадровой политики Ленинградской области.
Стабильность демографической ситуации является одним из важнейших условий воспроизводства трудовых ресурсов Ленинградской области. Вместе с тем в последнее десятилетие демографическая обстановка в области характеризуется продолжающимся ухудшением основных параметров воспроизводства населения:
1) с 1998 года общая численность населения постоянно сокращается (на 7,2 тысячи человек в 1999 году и на 7,4 тысячи человек в 2000 году) в силу того, что резко понизившаяся интенсивность миграционного прироста не более чем на 64% компенсирует естественную убыль населения, возросшую в результате роста соотношения смертности и рождаемости;
2) продолжает расти смертность населения в трудоспособном возрасте, особенно из-за всех видов травматизма и отравлений;
3) развивается процесс постарения населения (доля лиц старше трудоспособного возраста с 1990 года увеличилась с 20,3 до 22%);
4) крайне низким остается уровень рождаемости (6,8 на тысячу человек в 2000 году).
Несмотря на то, что в последние годы наблюдается значительный прирост численности населения в трудоспособном возрасте и трудовых ресурсов, особенно настораживающей является обусловленная продолжительным падением рождаемости в течение последнего десятилетия тенденция сокращения доли молодежи в возрасте до 15 лет в возрастно-половой структуре. Доля данной возрастной группы уменьшилась с 23,5% в 1990 году до 17,9% на начало 2000 года.
Оценка развивающихся тенденций формирования трудовых ресурсов Ленинградской области с учетом особенностей существующих демографических условий позволяет сделать следующий прогноз на среднесрочную перспективу:
в 2001-2003 годах прогнозируется дальнейшее увеличение численности и доли населения в трудоспособном возрасте (особенно в возрастной группе 16-29 лет); ежегодный прирост составит в среднем за период 14,4 тысячи человек (в том числе в 2001 году - 11,4 тысячи человек, в 2002 году - 15,7 тысячи человек, в 2003 году - 16,1 тысячи человек). Данные изменения являются благоприятными с точки зрения снижения масштабов экономико-демографической нагрузки на трудоспособное население и увеличения трудовых ресурсов области, однако вступление в трудоспособный возраст значительных контингентов актуализирует в краткосрочной перспективе проблемы занятости и трудоустройства молодежи и может оказать дополнительную нагрузку на рынок труда;
в 2004-2005 годах ожидается резкое замедление темпов прироста населения в трудоспособном возрасте (по оценке - в два раза): в 2004 году - 8,1 тысячи человек, в 2005 году - 4,2 тысячи человек против 11,4 тысячи человек в 2000 году;
в период 2006-2010 годов прогнозируется сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и трудовых ресурсов. Число выходящих за пределы трудоспособного возраста превысит численность вступающих в него более чем в два раза: в 2006 году - на 3,5 тысячи человек, в 2010 году - на 15,6 тысячи человек; по оценке, к 2010 году молодежь заменит лишь менее чем на половину численность уходящих на пенсию (в 2006 году - на 85%, в 2010 году - на 45-50%).*
____________________
* Прогнозное изменение численности населения Ленинградской области на период до 2005 года и основные расчетные параметры численности трудоспособного населения приведены в приложении 2 к Программе. Данный прогнозный сценарий предполагает стабилизацию и незначительный рост рождаемости, который по-прежнему будет характеризоваться как недостаточный даже для простого воспроизводства населения. Увеличение уровня рождаемости возможно под влиянием структурного фактора - увеличения численности молодого репродуктивного населения в возрасте 16-29 лет.
Прогноз возрастной структуры населения обусловлен прежде всего резким снижением рождаемости и сокращением численности населения моложе трудоспособного возраста, а в перспективе - и контингентов, вступающих в трудоспособный возраст.
Сокращение темпов убыли населения возможно только в связи с ростом миграционной активности в случае реализации на территории области крупных инвестиционных проектов в сфере промышленности и транспорта, создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы на предприятиях области, активизации жилищного строительства.
Негативные тенденции будут усиливаться целым рядом недемографических факторов, среди которых целесообразно выделить два, имеющих наибольшее влияние на возможность эффективного использования трудового потенциала:
активное сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста, ведущее к снижению мобильности трудовых ресурсов вследствие их старения;
повышение уровня инвалидизации населения распространение алкоголизма, наркомании и других форм девиантного поведения, что обусловливает ограничение возможностей по вовлечению в трудовую деятельность части трудоспособного населения.
Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе формирование трудовых ресурсов Ленинградской области будет проходить в декомпенсационных условиях (выбытие не замещается поступлением населения в трудоспособном возрасте), что усиливает роль компенсационных источников пополнения трудовых ресурсов (маятниковая миграция, привлечение к трудовой деятельности пенсионеров и незанятого населения, улучшение качественного состава рабочей силы, привлечение иных дополнительных контингентов), их поиска и мобилизации, а также необходимости повышения эффективности использования имеющейся рабочей силы, прироста производительности труда и повышение его качества.
1.2.1. Прогноз изменения количественных параметров спроса
на трудовые ресурсы
В связи с развитием положительных тенденций в экономике в 1999-2000 годах наряду с ростом объемов промышленного производства, подрядных работ, услуг предприятий транспорта и связи в Ленинградской области наблюдаются увеличение спроса на рабочую силу, замедление темпов высвобождения персонала, снижение объемов предложения рабочей силы на регистрируемом рынке труда (ищущие работу) и масштабов вынужденной неполной занятости.
В 2000 году индекс физического объема промышленной продукции по полному кругу предприятий составил 126,8%. Объем инвестирования в основной капитал за счет всех источников финансирования вырос на 9,6% к уровню предыдущего года.
Впервые за последние годы отмечался рост численности занятых в экономике. Численность занятых экономической деятельностью увеличилась в течение 2000 года на 5,6 тысячи человек (на 0,8%) и составила 701,5 тысячи человек.
______________________
* Увеличение числа работников крупных и средних предприятий и организаций произошло прежде всего в промышленности (на 2,7%), торговле и общественном питании (на 1,0%), связи (на 0,6%).
Наибольший отток кадров зафиксирован в строительстве (на 2,9%), здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении (на 2,9%), сельском хозяйстве (на 2,7%), образовании (на 2,3%).
Среди отраслей промышленности сокращение численности работающих произошло только в трех отраслях - машиностроении и металлообработке (на 5,8%), топливной (на 1,7%) и химической промышленности (на 2,6%). Наибольшее увеличение численности работающих при росте объемов производства отмечено в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (на 16,6%) и пищевой промышленности (на 6,8%).
Согласно прогнозу социально-экономического развития Ленинградской области ситуация на рынке труда в 2001-2005 годах будет формироваться под воздействием следующих факторов: