Кризисное состояние экономики Ленинградской области на протяжении 1991-1996 годов предопределило постепенное обострение проблем в сфере занятости населения. Численность официально регистрируемых безработных граждан увеличилась с 4,3 тысячи человек (1991 год) до 63,8 тысячи человек (1996 год), то есть почти в 15 раз.
Соответственно уровень безработицы в целом по области возрос с 0,15 до 6,3 процента.
С 1995 года Ленинградская область вошла в группу территорий Российской Федерации, в которых уровень безработицы выше общероссийского. Постепенно усиливалась дифференциация территорий области по степени напряженности на рынке труда. Наиболее низкий уровень безработицы (2-4 процента) наблюдался в районах, прилегающих к Санкт-Петербургу. В тоже время районы "глубинки" (Подпорожский, Тихвинский) на протяжении этого периода занимают прочное лидерство по численности безработных граждан, имея уровень безработицы 12-18 процентов.
В 1996 году ситуация на рынке труда обострилась уже в целом ряде территорий.
На 1 января 1997 года в 12 из 23 административно-территориальных единиц уровень безработицы превышал 6,3 процента (общеобластной), а в пяти - 10 процентов.
Замедление темпов падения производства, наступившее в конце 1996 года, наметившиеся в 1997 году первые симптомы экономической стабилизации, комплекс мер, предпринятых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области по решению проблем занятости, и активизация работы службы занятости позволили не только остановить дальнейший рост безработицы, но и добиться реальных положительных результатов на рынках труда в большинстве муниципальных образований. Численность регистрируемых безработных граждан к концу 1997 года по сравнению с его началом сократилась почти на 14 тысяч человек, а уровень безработицы понизился с 6,3 до 4,6 процента.
Концепция региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее - Концепция) разработана с учетом накопленного опыта работы по смягчению последствий действия факторов, порождающих безработицу, и представляет собой систему целевых ориентиров, планируемых путей и средств их достижения, направленных на обеспечение регулирования рынка труда на территории Ленинградской области в 1999-2000 годах.
Ключевым звеном в системе регулирования регионального рынка труда, ведения учета спроса и предложения рабочей силы, в определении перспектив занятости и безработицы является Федеральная государственная служба занятости населения по Ленинградской области (далее - служба занятости), который в рамках основных документов своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию политики занятости в регионе.
Концепция определяет региональную политику на рынке труда и состоит в избирательном воздействии на механизмы, определяющие спрос и предложение рабочей силы на локальных рынках труда, что способствует решению вопросов по перераспределению рабочей силы, повышению ее территориальной и профессиональной мобильности, облегчению поиска работы, созданию рабочих мест для наиболее социально уязвимых групп населения.