Региональная политика содействия занятости населения Ленинградской области проводится с учетом особенностей локальных рынков труда, которые можно объединить в несколько групп, отличающихся как по характеру формирования и функционирования, так и по способам воздействия на них.
Первая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу (Кировский, Тосненский, Всеволожский, Гатчинский районы). Здесь очень высока "маятниковая" миграция населения на работу и учебу в город. Это пока наиболее благополучная группа, так как возможности Санкт-Петербурга по трудоустройству жителей не только города, но и близлежащих территорий области еще не исчерпаны.
Близость большого города в определенной мере снимает часть напряженности на местных рынках труда. Основным элементом воздействия на локальные рынки труда этой группы является активное взаимодействие со службой занятости Санкт-Петербурга по использованию городских вакансий для трудоустройства жителей области.
Вторая группа - рынки труда в моноэкономических муниципальных образованиях, базирующихся на градообразующих предприятиях, таких как Тихвинский и Киришский районы, где тяжелое положение или благополучие на местных рынках труда определяются экономическим состоянием, в котором находятся одно-два градообразующих предприятия.
К этой же группе могут быть отнесены муниципальные образования с преобладанием двух-трех отраслей экономики, такие как Бокситогорский и Лодейнопольский районы.
Регулирование рынка труда в муниципальных образованиях этой группы может осуществляться путем взаимодействия службы занятости и органов управления регионального и муниципального уровней, так как ситуация в основном будет зависеть от размеров и эффективности инвестиций, вложенных в развитие предприятий.
Третья группа - рынки труда в муниципальных образованиях с преобладанием сельскохозяйственного производства: это Ломоносовский, Волосовский, Приозерский районы. Если в целом по области каждый четвертый безработный проживает в сельской местности, то в Ломоносовском районе - 8 из 10 безработных, в Приозерском - 6 из 10, в Волосовском - каждый второй.
Для этой группы территорий наряду с прочими мерами предстоит разработать комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения сельской местности: создание условий для альтернативной занятости, развития некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре.
Четвертая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, находящихся в приграничной зоне (город Ивангород, город Светогорск и Сланцевский район), что вносит дополнительные сложности в процессы их регулирования.
Вопросы содействия занятости населения этих муниципальных образований могут быть решены путем создания целевых правительственных рабочих групп или комиссий по выработке предложений, обеспечивающих стабилизацию социально-экономического положения.
Ситуация на рынках труда в ряде муниципальных образований формируется зачастую двумя-тремя факторами.
Например, Сланцевский район является приграничной территорией и одновременно районом с преобладанием одного направления в экономике - сланцедобычи, Ломоносовский район - пригородный и сельскохозяйственный одновременно, Гатчинский район - пригородный, имеет развитое сельское хозяйство и промышленность, в том числе основанную на высокоинтеллектуальном труде.
Факторы, по которым могут быть сгруппированы локальные рынки труда, в разных территориях и временных периодах могут проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны. В результате преобладания отрицательных факторов сформировалась особая группа территорий с критической ситуацией на рынках труда, это Тихвинский, Подпорожский, Бокситогорский, Сланцевский районы и город Ивангород.
Для решения проблемы занятости населения этих территорий необходимо участие федеральных и областных органов власти в мероприятиях, направленных на социально-экономическую стабилизацию.