Эффективное регулирование регионального рынка труда, обеспечение его сбалансированности и гибкости предполагает проведение систематического и многофакторного анализа и прогнозирования его развития.
Основные направления дальнейшего расширения комплексного анализа и прогнозирования рынка труда региона и локальных рынков предполагают:
1. Углубление анализа и прогнозирования в части объема и структуры предложения рабочей силы, включая демографический и структурный анализ, прогноз трудовых ресурсов и трудового потенциала региона, социально-экономические аспекты предложения труда.
Большое внимание в аналитической работе уделяется категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите: инвалидам, женщинам, молодежи, гражданам, уволенным из Вооруженных Сил, гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, беженцам и вынужденными переселенцам.
Существенное значение для прогнозирования развития рынка труда имеют не только численность и категории граждан, обращающихся в службу занятости, но и продолжительность безработицы, которая связана с экономической ситуацией и географическим положением муниципального образования.
2. Углубление анализа и прогнозирования в части спроса на рабочую силу, включая варианты социально-экономического развития региона, количества и структуры рабочих мест, их заменяемости, высвобождения рабочей силы, предложения рабочей силы, в том числе :
прогнозы занятости и безработицы,
возможности переподготовки и переквалификации кадров.
3. Анализ эффективности функционирования регионального и локальных рынков труда, в том числе:
использования возможностей уменьшения регистрируемой безработицы,
эффективности работы службы занятости,
эффективности формирования и использования Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости).
Должны получить дальнейшее развитие систематизация процесса анализа и прогнозирования, а также более углубленная разработка системы показателей, которые характеризуют конъюнктуру регионального и локальных рынков труда.
Основой для анализа служит информационное поле, включающее в себя как базы данных первичного учета в отделах занятости населения, так и информацию, поступающую из Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, правительственных, а также межправительственных структур, в том числе:
комитета по экономике и инвестициям - прогноз социально-эконо-мического развития области, проект "Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленинградской области на 1999-2000 годы";
отраслевых комитетов Правительства Ленинградской области - региональные отраслевые программы, содержащие меры по расширению действующих и организации новых производств и предприятий, а также сведения об инвестиционных проектах, предусматривающих расширение объемов и видов производства в части создания и сохранения рабочих мест;
комитета по труду и социальной защите населения - информация-прогноз о численности инвалидов, проживающих в области;
комитета общего и профессионального образования - информация-прогноз о трудоустройстве выпускников общеобразовательных школ, профессиональных, высших профессиональных училищ, лицеев, техникумов, колледжей, высших учебных заведений;
военного комиссариата Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, призванных на военную службу и демобилизованных с военной службы;
Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, освобожденных из мест лишения свободы и прибывших в муниципальные образования области;
Миграционной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз возрастного состава прибывающих и выбывающих граждан: мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Прогноз развития рынка труда строится на двух уровнях и в трех вариантах. На первом уровне разрабатывается прогноз развития рынка труда муниципального образования с учетом данных, полученных от органов статистики и муниципальных органов управления. На втором уровне разрабатывается прогноз развития областного рынка труда.
В целях повышения точности расчета прогнозируются три варианта развития рынка труда: минимальный, средний, максимальный.
Варианты развития рынка труда для каждого муниципального образования будут соответствовать степени развития экономики территории, инвестиционной и финансовой политике, состоянию демографической ситуации.
Прогнозы развития рынка труда области в целом и отдельных муниципальных образований строятся по различным временным периодам: квартал, год, долгосрочный прогноз на 2000-2005 годы.
При этом прогнозируется общий объем рынка труда по всем категориям населения, которые его составляют, в частности:
граждане, уволенные в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия,
граждане, уволившиеся по различным причинам текучести кадров, включая собственное желание,