ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

О местном референдуме в Санкт-Петербурге

(В редакции, введенной в действие с 24 ноября 2023 года Законом Санкт-Петербурга от 13 ноября 2023 года N 632-128. - См. предыдущую редакцию)

(с изменениями на 24 апреля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.04.2024).

____________________________________________________________________


Принят
Законодательным
 Собранием Санкт-Петербурга
10 марта 2004 года

Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, иными законами Санкт-Петербурга порядок подготовки и проведения местного референдума в Санкт-Петербурге.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Местный референдум в Санкт-Петербурге  

1. Местный референдум в Санкт-Петербурге (далее - референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга, по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме.

2. Референдум проводится на территории внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - муниципальное образование), являющегося округом референдума.

3. Референдум назначается в соответствии с федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, уставом муниципального образования представительным органом соответствующего муниципального образования. В случае если референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургской избирательной комиссии или прокурора. Назначенный судом референдум организуется территориальной избирательной комиссией, действующей в качестве комиссии референдума, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения референдума.

Статья 2. Правовая основа референдума  

1. Референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга и уставом соответствующего муниципального образования.

2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, используются в тех же значениях, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Под законом в настоящем Законе Санкт-Петербурга понимаются федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Санкт-Петербурга.

Статья 3. Принципы проведения референдума  

1. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

3. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 4 настоящего Закона Санкт-Петербурга, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме, а также в иных формах участвовать в кампаниях референдума. Участие в кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с Федеральным законом.

5. Референдум организуют и проводят комиссии референдума. В соответствии с федеральным законом вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

6. Деятельность комиссий референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в референдуме  

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в границах соответствующего муниципального образования, имеет право голосовать на референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

В случае принятия предусмотренного пунктами 1 или 2 статьи 44 настоящего Закона Санкт-Петербурга решения о голосовании в течение нескольких дней подряд установленные настоящим Законом Санкт-Петербурга условия реализации гражданами Российской Федерации права на участие в референдуме, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на референдуме.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства в пределах соответствующего муниципального образования, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Статья 5. Вопросы референдума  

1. На референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

2. На референдум не могут быть вынесены следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета муниципального образования, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. В соответствии с Федеральным законом не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в Федеральном законе.

4. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации.

5. Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

6. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Санкт-Петербурга.

Статья 6. Проведение референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, военного положения

(В редакции, введенной в действие с 8 мая 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63. - См. предыдущую редакцию)

1. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на всей территории или на части территории округа референдума в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах назначен или должен быть назначен референдум, голосование может быть отложено.

2. В случае, указанном в пункте 1 настоящей статьи, решение об отложении голосования может быть принято при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации Санкт-Петербургской избирательной комиссией.

3. При введении военного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военном положении" Губернатор Санкт-Петербурга вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о назначении референдума в течение пяти дней со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

4. В случае введения военного положения на части территории Российской Федерации после назначения референдума, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, если округ референдума включает в себя такую часть территории, Губернатор Санкт-Петербурга вправе направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации предложение о проведении референдума в течение пяти дней со дня введения военного положения, но не позднее дня, предшествующего дню голосования.

5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня поступления предложения, предусмотренного пунктом 3 или 4 настоящей статьи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, проводит консультации с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

6. По итогам консультаций, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о назначении референдума или об отклонении предложения Губернатора Санкт-Петербурга о его назначении, а в случае, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, незамедлительно принимает решение о проведении референдума либо о невозможности проведения референдума на части территории Российской Федерации, на которой введено военное положение.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о назначении (проведении) референдума, о чем незамедлительно информирует Президента Российской Федерации. При этом референдум организуется и проводится избирательной комиссией, действующей в качестве комиссии референдума.

8. В случае, если по итогам консультаций, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отклонит предложение Губернатора Санкт-Петербурга о назначении (проведении) референдума, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации незамедлительно информирует об этом Губернатора Санкт-Петербурга.

9. В случае, если подготовка и проведение референдума после его назначения в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи либо принятия решения о его проведении в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан Российской Федерации, референдум откладывается по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, о чем она незамедлительно информирует Президента Российской Федерации.

10. В случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для отложения референдума, кампания референдума может быть возобновлена по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктами 4-7 настоящей статьи.

Статья 7. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума  

1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, на территории Санкт-Петербурга, на территории муниципального образования или на части территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 10 статьи 6 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63. - См. предыдущую редакцию)

2. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов референдума.

3. В соответствии с Федеральным законом не допускается установление обстоятельств, исключающих назначение и проведение референдума, за исключением указанных в Федеральном законе и настоящей статье.

4. Представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение референдума.

5. Принятие органом местного самоуправления в Санкт-Петербурге решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума по данному вопросу.

Глава II. Регистрация (учет) участников референдума, составление списков участников референдума, образование участков референдума

Статья 8. Регистрация (учет) участников референдума

     

          Регистрации (учет) в качестве участников референдума граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, осуществляется руководителем уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга - администрации района Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

     

Статья 9. Составление списков участников референдума

1. В целях реализации прав участников референдума избирательная комиссия, действующая в качестве комиссии референдума (далее - комиссия референдума), составляет списки участников референдума, в том числе с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), отдельно по каждому участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом на основании сведений, полученных в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63. - См. предыдущую редакцию)

2. В списки участников референдума на участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в референдуме.

3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в референдуме, то в списки участников референдума при проведении референдума включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводится референдум, если они не признаны судом недееспособными или не содержатся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список участников референдума на конкретном участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка референдума, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, факт пребывания гражданина (временного пребывания, нахождения) на территории этого участка референдума (при наличии у гражданина права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом Санкт-Петербурга, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки участников референдума и не учитываются при определении числа участников референдума на референдуме.

6. Сведения об участниках референдума формирует и уточняет руководитель уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга - администрации района Санкт-Петербурга. Сведения об участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об участниках референдума, находящихся в местах временного пребывания, представляет в комиссию референдума руководитель организации, в которой участник референдума временно пребывает. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в комиссии референдума сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 мая 2024 года Законом Санкт-Петербурга от 24 апреля 2024 года N 280-63. - См. предыдущую редакцию)

7. Лица, представляющие сведения об участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

8. Гражданин Российской Федерации включается в список участников референдума только на одном участке референдума. При выявлении комиссией референдума факта включения гражданина Российской Федерации в списки участников референдума на разных участках референдума на одном и том же референдуме комиссия референдума до передачи списков участников референдума в участковые избирательные комиссии, действующие в качестве участковых комиссий референдума (далее - участковые комиссии референдума), проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»