ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 2000 года N 25


О целевой медико-социальной программе
Санкт-Петербурга "Профилактика диабета и
его осложнений на 2001-2005 годы"



На основании Стратегического плана развития Санкт-Петербурга, направленного на стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга, руководствуясь приоритетным направлением при проведении политики социальной поддержки обеспечения равных возможностей для инвалидов и лиц, страдающих диабетом, Правительство Санкт-Петербурга отмечает:

Основным итогом  выполнения  медико-социальной  программы  "Диабет" в 1997-1999 гг. стало осуществление комплекса мер, позволивших улучшить качество медицинской и адресной социальной помощи больным сахарным диабетом. Реализация программы "Диабет" в течение трех лет при общем объеме финансирования 17,266 млн. рублей из средств бюджета Санкт-Петербурга способствовала профилактике осложнений диабета, экономии затрат на лечение больных около 47 млн. рублей, а также привлечению внебюджетных средств и средств бюджета Российской Федерации в рамках мероприятий федеральной целевой программы "Сахарный диабет" на сумму более 43 млн. рублей.

В 1997-1999 гг. начато формирование системы инфраструктуры противодиабетического обеспечения населения Санкт-Петербурга в виде городских и межрайонных центров, специализированных кабинетов, кризисной службы социальной адаптации и реабилитации. Осуществлен комплекс мер по адресной социальной защите лиц, страдающих диабетом, в первую очередь инвалидов I группы и детей, включающий в себя меры по обеспечению их продуктами питания на сахарозаменителях, диагностическими средствами, путевками в санаторно-курортные учреждения, ортопедической обувью и стельками.

В результате обучения больных, страдающих диабетом, в школах самоконтроля частота ежегодных госпитализаций среди них снизилась с 75% до 18%, а число дней временной нетрудоспособности уменьшилось в расчете на одного больного более чем в 6 раз (с 35,4 дня до 5,9 дня), среди обучающихся больных существенно снизилась потребность в таблетированных сахароснижающих препаратах.

Ранняя диагностика диабета в процессе проведения профилактических обследований позволила более чем на треть сократить число случаев слепоты, почечной недостаточности и гангрены нижних конечностей, приводящей к ампутации.

Вместе с тем сахарный диабет как острейшая медико-социальная проблема, затрагивающая интересы не только 90 тысяч больных, но и более чем 200 тысяч жителей Санкт-Петербурга, входящих в  группу риска, требует принятия дальнейших мер по государственной поддержке и защите лиц, страдающих диабетом.

Новая стратегия медико-социальной программы профилактики сахарного диабета и его осложнений включает в себя осуществление основных лечебно-профилактических мероприятий на уровне амбулаторного звена диабетологической службы и снижение потребности в стационарной помощи, создание единой медико-социальной системы лечения больных сахарным диабетом на основе современных медицинских технологий, раннего выявления сахарного диабета и его осложнений, комплексной реабилитации пациентов, которая помимо медицинских мероприятий будет включать в себя физическую, психологическую и социально-трудовую реабилитацию.

Учитывая вышеизложенное, Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Определить в качестве приоритетного направления в политике социальной защиты населения Санкт-Петербурга комплекс мероприятий по поддержке больных сахарным диабетом.

2. Утвердить основные направления целевой медико-социальной программы Санкт-Петербурга "Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы".

3. Одобрить прилагаемый проект закона Санкт-Петербурга "О целевой медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы"*.

_________________

* В рассылке приводится только приложение к проекту закона - "Целевая медико-социальная программа СПб "Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы". - Примечание "КОДЕКС".

4. Рекомендовать губернатору Санкт-Петербурга внести представленный проект закона на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в первоочередном порядке.

5. Контроль за выполнением постановления остается за губернатором Санкт-Петербурга.

Губернатор Санкт-Петербурга -
председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев


[Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 10.08.2000 N 25]

Приложение
к Закону Санкт-Петербурга
"О целевой медико-социальной программе
Санкт-Петербурга "Профилактика
диабета и его осложнений
на 2001-2005 годы"

     
Целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга
"Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы"

     

Паспорт Программы

Наименование Программы

-

целевая медико-социальная программа Санкт-Петербурга "Профилактика диабета и его осложнений на 2001-2005 годы" (далее - Программа).

Основания для разработки Программы

-

Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года N 676 "О мерах государственной поддержки лиц, больных сахарным диабетом";

  

-

постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1996 года N 647 "О мерах государственной поддержки лиц, страдающих сахарным диабетом" и от 7 октября 1996 года N 1171 "О федеральной целевой программе "Сахарный диабет";

  

-

приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 декабря 1996 года N 404 "О мерах по реализации федеральной целевой программы "Сахарный диабет";

  

-

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 ноября 1996 года N 17 "О мерах социальной поддержки лиц, больных сахарным диабетом";

  

-

Закон Санкт-Петербурга от 12 марта 1997 года N 48-17 "О городской медико-социальной программе "Диабет";

  

-

Закон Санкт-Петербурга от 30 сентября 1998 года N 225-45 "О медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Диабет";

  

-

решение совещания членов Правительства Санкт-Петербурга от 10 апреля 2000 года (протокол N 18).

Государственный заказчик Программы

-

Комитет по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга.

Основные разработчики Программы

-

Комитет по здравоохранению;

  

-

Комитет по труду и социальной защите населения;

  

-

Санкт-Петербургская общественная организация "Санкт-Петербургское диабетическое общество инвалидов" (далее - СпбДОИ).

Основная цель Программы

-

улучшение качества и продолжительности жизни больных сахарным диабетом при одновременном сокращении затрат бюджетных средств, связанных с этим заболеванием.

Сроки реализации Программы

-

2001-2005 гг.

Перечень основных мероприятий Программы

-

1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сахарным диабетом.

  

  

2. Улучшение практического руководства диабетом.

  

  

3. Профилактика, ранняя диагностика и лечение диабетических осложнений.

  

  

4. Развитие моделей доврачебной помощи больным сахарным диабетом.

Исполнители основных мероприятий

-

Определяются в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 22.10.1997 N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга".

Объемы и источники финансирования

-

109815 тыс.руб. из средств бюджета Санкт-Петербурга, предусматриваемых в целом по отрасли планом-прогнозом развития Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, в том числе:
2001 год - 16232 тыс.руб.
2002 год - 32882 тыс.руб.
2003 год - 21362 тыс.руб.
2004 год - 19962 тыс.руб.
2005 год - 19377 тыс.руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

Улучшение качества жизни больных сахарным диабетом, увеличение продолжительности их жизни;

  

-

сокращение прямых и косвенных затрат бюджетных средств, связанных с заболеванием "сахарный диабет";

  

-

снижение на 30% диабетологических коек в эндокринных отделениях стационаров.

Система организации контроля за выполнением Программы

-

Контроль за выполнением Программы осуществляется Комитетом по здравоохранению, Комитетом по труду и социальной защите населения, Межведомственной комиссией Администрации Санкт-Петербурга по сахарному диабету.

     

     

I. Цели и задачи Программы


Основной целью Программы является улучшение качества и увеличение продолжительности жизни больных сахарным диабетом при одновременном сокращении прямых и косвенных затрат бюджетных средств, связанных с этим заболеванием.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить доступность и высокое качество первичной медицинской помощи больным сахарным диабетом путем постепенного введения в поликлиниках города ставок врачей-диабетологов, которые будут вести прием только больных сахарным диабетом, а также создания в лечебно-амбулаторных учреждениях кабинетов "диабетическая стопа";

организовать городские диабетологические центры, в которых качественная медицинская помощь на первичном уровне сочетается с возможностью комплексного обследования и получения консультаций у специалистов, ранее возможных лишь в стационаре при госпитализации больного;

оснастить бригады скорой и неотложной помощи диагностическими средствами и лекарственными препаратами для больных сахарным диабетом;

оснастить базовые многопрофильные стационары современным медицинским оборудованием с необходимым количеством расходных материалов и реактивов;

осуществить постепенный переход к выдаче льготных медикаментов через кабинеты отпуска бесплатных лекарств, организованные при районных поликлиниках;

организовать новые школы обучения больных сахарным диабетом и обеспечить их необходимыми диагностическими средствами;

подготовить высококвалифицированных врачей-диабетологов, медицинских сестер, специалистов по диабетической стопе (подиатров), психологов, диетологов;

разработать стандартный образец глюкозы, обеспечивающий достижение сопоставимых результатов исследований, поэтапно оснастить лаборатории поликлинической сети современными отечественными анализаторами глюкозы;

обеспечить первичную профилактику диабета путем продолжения начатого в 1997 году обследования населения Санкт-Петербурга на предрасположенность к сахарному диабету;

осуществить мероприятия по предупреждению тяжелых осложнений диабета путем проведения скрининга на диабетическую ретинопатию, определения группы риска по "диабетической стопе", мониторинга больных сахарным диабетом на микроальбуминурию;

организовать санитарно-просветительную работу с населением с использованием средств массовой информации;

организовать районные филиалы городского кризисного центра "Диабет";

разработать рекомендации по лечебному питанию для больных сахарным диабетом;

создать специализированную службу по трудоустройству больных сахарным диабетом;

обеспечить больных сахарным диабетом, входящих в группу риска по ампутации конечностей, ортопедической обувью и стельками.

     

II. Ресурсное обеспечение Программы


Программа реализуется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и привлеченных средств внебюджетных источников.

Стоимость мероприятий Программы, намеченных к осуществлению в 2001-2005 годах, составляет 109815 тыс. рублей.

Средства из бюджета Санкт-Петербурга расходуются на проведение мероприятий Программы соответственно по годам:

2001 год - 16232 тыс. рублей,

2002 год - 32882 тыс. рублей,

2003 год - 21362 тыс. рублей,

2004 год - 19962 тыс. рублей,

2005 год - 19377 тыс. рублей.

III. Механизм реализации Программы


Реализация мероприятий Программы будет проводиться исполнителями, привлекаемыми государственным заказчиком Программы, в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 22 октября 1997 года N 179-58 "О целевых программах Санкт-Петербурга".

Государственный заказчик Программы при необходимости может ходатайствовать в установленном порядке о предоставлении предприятиям и организациям, участвующим в выполнении Программы, льготных кредитов, льгот по налогам, целевых дотаций или субсидий.

     

IV. Организация управления и контроль
за ходом реализации Программы


Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляются Комитетом по здравоохранению, а также Межведомственной комиссией Администрации Санкт-Петербурга по сахарному диабету.

V. Оценка эффективности реализации Программы


Реализация Программы предусматривает увеличение продолжительности жизни больных сахарным диабетом в среднем на 5 лет.

Экономическая эффективность Программы будет оцениваться исходя из показателей рентабельности профилактических и лечебных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»