(с изменениями на 5 сентября 1998 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 713 (Российская газета, N 120, 24.06.97);
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1031;
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года N 1053.
____________________________________________________________________
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 27 июля 1992 г. N 802 "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 5, ст. 239), от 2 октября 1992 г. N 1156 "О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 14, ст. 1097) и от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную комплексную программу "Социальная поддержка инвалидов", состоящую из следующих федеральных целевых программ:
"Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов";
"Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов";
"Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности";
"Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий".
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года N 1053 продлены на 1999 год сроки реализации федеральных целевых программ: "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов", "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" и "Разработка и производство средств протезирования, строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий", входящих в состав федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1031 продлены на 1998 год сроки реализации федеральных целевых программ: "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов", "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов", "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности", входящих в состав федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
____________________________________________________________________
2. Включить в состав федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" федеральную целевую программу "Разработка и производство технических средств реабилитации для обеспечения инвалидов", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 г. N 1189 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2900).
3. Определить государственным заказчиком по реализации федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1031 государственным заказчиком федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов" утверждено Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
____________________________________________________________________
4. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать при разработке проектов федеральных бюджетов на 1995-1998 годы средства для реализации федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
5. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 9 января 1994 г. N 12 "О федеральной комплексной программе научного обеспечения и информатизации проблем инвалидности и инвалидов на 1994-1997 годы" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 3, ст. 272).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
(с изменениями на 13 августа 1997 года)
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы
"Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов"
Наименование программы: медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов.
Наименование, номер и дата принятия решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".
Государственный заказчик: Минсоцзащиты России.
Основные исполнители: Минсоцзащиты России, Минздравмедпром России, Минобразование России, Минтруд России, Госкомвуз России, Госкомстат России, ГКФТ России, ФСЗ России, Российская академия образования, Российская академия медицинских наук.
Разработчик: Минсоцзащиты России.
Сроки реализации программы: 1995 -1997 годы.
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 года N 1053 продлены на 1999 год сроки реализации федеральной целевой программы "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов".
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1031 продлены на 1998 год сроки реализации федеральной целевой программы: "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов".
____________________________________________________________________
Основные мероприятия программы: Научно-методологическое, правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов; организационные мероприятия по формированию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, в том числе создание реабилитационных учреждений; совершенствование материально-технической базы реабилитационных учреждений.
Важнейшие целевые показатели: повышение степени социальной защиты инвалидов; создание условий для реализации их потенциальных способностей и возможностей.
Ожидаемые конечные результаты: формирование основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
Объемы и источники финансирования: 81,12 млрд.рублей - из средств федерального бюджета на 1995-1997 годы, в том числе 11,26 млрд. рублей - на 1995 год (в ценах 1994 года).
Система контроля за исполнением программы: Минсоцзащиты России совместно с Минэкономики России, Минфином России и другими министерствами, ведомствами, организациями.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с экономическими и социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, требуются дополнительные меры адресной социальной поддержки со стороны государства и общества для такой социальной незащищенной группы населения, как инвалиды.
Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные проблемы решаются недостаточно эффективно. Это определяет необходимость совершенствования системы их социальной защиты, отвечающей современной концепции инвалидности и социально-экономической политике государства.
В целях усиления государственной поддержки инвалидов и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" разработана федеральная целевая программа "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов" (далее программа), которая состоит из 3 разделов и предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на создание основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов для их интеграции в общество (приложение N 1. Не публикуется).
Программа является составной частью федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
В Российской Федерации на протяжении многих лет уровень инвалидности как один из показателей здоровья населения остается наиболее неблагополучным, и в последние годы отмечается стойкая ежегодная отрицательная его тенденция, преимущественно за счет лиц пенсионного возраста.
В 1992 году уровень первичной инвалидности составил 75,7 на 10 тысяч населения, а в 1993 году - соответственно 77,2. Не снижается ее тяжесть. Число лиц, впервые признанных инвалидами II группы, возросло с 52,9 на 10 тысяч населения в 1992 году до 73,0 на 10 тысяч населения в 1993 году.
Увеличивается численность инвалидов трудоспособного возраста. В 1993 году впервые были признаны инвалидами 473,7 тысячи граждан в трудоспособном возрасте, что составляет 57,0 на 10 тысяч трудоспособного населения.
В структуре первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста первое место занимают болезни системы кровообращения (23,9 процента), второе - злокачественные новообразования (14,4 процента), третье - травмы (13,5 процента).
Отмечается ежегодное увеличение численности детей-инвалидов.
Общее число инвалидов, по состоянию на 1 января 1993 года, составляло 8,2 млн. человек, или 5,4 процента всего населения Российской Федерации.
Вместе с тем, существующая в России практика врачебно-трудовой экспертизы, основанная на определении стойкой или длительной утраты способности к труду и самообслуживанию, не позволяет выявить всех лиц, имеющих другие ограничения жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, и определить адекватные меры социальной защиты.
В связи с этим возникает необходимость реформирования врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную, основными задачами которой будут не только установление инвалидности, но и определение объема и структуры реабилитационных мероприятий.
Важным этапом социальной защиты инвалидов является медико-социальная реабилитация, направленная на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и бытовой деятельности.
В осуществлении медицинской, профессиональной и социальной реабилитации имеются серьезные недостатки. Об этом свидетельствует ежегодное снижение одного из основных показателей эффективности реабилитационного процесса - численности лиц, признанных при переосвидетельствовании в органах врачебно-трудовой экспертизы трудоспособными. Так, в 1990 году из общего числа переосвидетельствованных инвалидов 3,2 процента были признаны трудоспособными, а в 1993 году - лишь 2,3 процента.
Вопросы теории и практики реабилитации разработаны только по отдельным направлениям.
В системах здравоохранения, образования, социальной защиты населения недостаточно учреждений, осуществляющих медико-социальную реабилитацию инвалидов на современном уровне.
Обострились проблемы профессиональной подготовки и трудового устройства лиц с ограниченными возможностями, особенно в молодом возрасте.
Сеть учреждений для профессионального обучения инвалидов не обеспечивает потребности этой категории населения. Необходимо усовершенствовать их материально-техническую базу, методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, придав им реабилитационную направленность.
Уровень оказания реабилитационной помощи инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения Российской Федерации, крайне низок и не может обеспечить в полном объеме медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.
До настоящего времени в России не создана единая система медико-социальной реабилитации, не разработаны методологические подходы к ее проведению, а отдельные виды осуществляются разрозненно в учреждениях различных ведомств.
Это не позволяет обеспечить непрерывность и этапность реабилитационного процесса, снижает его эффективность. Отсутствует дифференцированный подход к реабилитации различных категорий инвалидов, не всегда учитываются их индивидуальные особенности и реабилитационный потенциал.
Не разработаны критерии оценки эффективности реабилитации.
Требует коренного преобразования система подготовки и повышения квалификации специалистов для медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Усиление социальной защиты инвалидов в условиях перехода к рыночным отношениям путем интеграции в общество.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Разработка и совершенствование научно-методологических и правовых аспектов медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
осуществление мер по созданию основ службы медико-социальной экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов;
кадровое обеспечение медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов.
Основные направления реализации
программы
ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В настоящий раздел включены мероприятия, реализация которых позволит создать основы службы медико-социальной экспертизы в рамках единой государственной системы медико-социальной реабилитации инвалидов.
В связи с этим в первую очередь предусмотрены разработка концепций инвалидности и медико-социальной экспертизы, положения по определению инвалидности, а также других методических материалов, необходимых для создания нормативно-правовой базы медико-социальной экспертизы инвалидов. Особое внимание уделено разработке организационно-функциональной модели службы медико-социальной экспертизы, принципам ее организации.
Информационно-статистическое обеспечение медико-социальной экспертизы предполагает создание автоматизированной информационно-справочной системы для формирования федерального банка данных по проблемам инвалидности и инвалидов, а также разработку унифицированной государственной статистической отчетности по медико-социальной экспертизе, ориентированной на машинную обработку.
ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ
В целях создания основ государственной системы реабилитации инвалидов программой предусматривается разработка теоретических, организационных и правовых аспектов реабилитации инвалидов.
Предполагается разработка концепции медико-социальной реабилитации, определение методологии развития системы, создание организационно-функциональной модели системы медико-социальной реабилитации инвалидов, а также подготовка нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок деятельности реабилитационных учреждений различных ведомств, формирования базовых и индивидуальных программ реабилитации.