ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 1997 года N 49
Об основных направлениях по энергосбережению
в городском хозяйстве Санкт-Петербурга
(с изменениями на 15 ноября 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 11 ноября 2009 года N 1257
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 ноября 1999 года N 54.
____________________________________________________________________
Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что рациональное использование энергии в городском хозяйстве является первостепенной проблемой. Ее обострение связано с дефицитом ресурсов и мощностей, ростом цен на топливо, ухудшением экологической обстановки, переходом к новым условиям хозяйствования. Однако при сложившейся в городском хозяйстве неблагоприятной ситуации и существующем монополизме энергопроизводителей рост цен на энергоресурсы не стимулирует процессов энергосбережения. В то же время вложение денежных средств в энергосберегающие технологии в 3-5 раз эффективнее инвестирования в развитие новых энергетических мощностей.
В последние годы в Санкт-Петербурге проведена определенная работа в этом направлении. Выполнен ряд демонстрационных энергоэффективных проектов по теплоизоляции ограждающих конструкций, реконструкции систем центрального отопления зданий, малых неэффективных котельных, внедрению частотного регулируемого электропривода на предприятиях городского хозяйства. Налажен выпуск и прокладка теплопроводов с высококачественной тепловой изоляцией.
В целях активизации работ по энергосбережению, во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.1997 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 02.11.1995 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" и в соответствии с Законом РФ от 03.04.1996 "Об энергосбережении" N 28-ФЗ Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Считать приоритетными направлениями активизации работ по энергосбережению в Санкт-Петербурге:
- развитие экономических и правовых методов стимулирования энергопотребителей, энергопроизводителей, инвесторов и населения в направлении реализации энергосберегающих мероприятий;
- создание условий для массового внедрения приборов учета расхода энергоресурсов и воды, средств автоматического регулирования как основы для дальнейшей эффективной энергосберегающей деятельности;
- разработка и развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей приоритетные условия реализации энергоэффективных проектов и технологий;
- интенсификация информационно-пропагандистской работы со специалистами и населением; создание демонстрационных энергоэффективных зон и пилотных проектов, выставочных комплексов; организация школ-семинаров, циклов передач по радио и телевидению, публикаций в периодических изданиях и средствах массовой информации.
2. Одобрить:
- "Основные направления экономической, технической и нормативно-правовой политики в области энергосбережения" (приложение 1);
- План организационных мероприятий по экономии энергоресурсов в городском хозяйстве Санкт-Петербурга (приложение 2);
- "Перечень первоочередных технических мероприятий" (приложение 3);
- Перечень перспективных энергосберегающих мероприятий (приложение 4).
3. С целью интенсификации работ по энергосбережению и реализации настоящего постановления считать целесообразным:
- возложить на Комитет по энергетике и инженерному обеспечению разработку и реализацию совместно с заинтересованными отраслевыми органами Администрации Санкт-Петербурга государственной политики в области энергосбережения.
4. Рекомендовать руководителям отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся организации и учреждения, финансируемые из бюджета Санкт-Петербурга, начиная с 1998 года в составе статей расходов смет указанных учреждений выделять отдельной строкой расходы по оплате тепловой, электрической энергии, газа, водоснабжения и водоотведения и предусматривать в них до 5% от планируемых на эти цели средств на внедрение энергосберегающих мероприятий и установку приборов учета.
5. Считать целесообразным, что при сокращении затрат на энергоснабжение и при соблюдении комфортных условий в отапливаемых помещениях организаций, финансирование которых осуществляется из бюджета Санкт-Петербурга, экономия финансовых средств, полученных в результате реализации энергоэффективных мероприятий, в течение двух лет остается в распоряжении этих организаций и направляется на дальнейшую реализацию энергосберегающей программы. До 10% от сэкономленных средств направляется на поощрение работников данных предприятий и организаций. При этом бюджетное финансирование по данной статье расходов в течение двух лет после внедрения энергоэффективных проектов не должно снижаться.
6. Считать целесообразным при строительстве и реконструкции объектов независимо от их форм собственности:
6.1. Не принимать с 01.01.1998 в эксплуатацию вновь построенные и реконструированные здания, не оборудованные комплексом приборов автоматического регулирования расхода тепла и воды;
6.2. Организовать повсеместный контроль за реализацией новых требований СНИП по теплофизическим характеристикам ограждающих конструкций и рекомендовать в случае несоответствия данным требованиям не принимать данные объекты в эксплуатацию.
7. Признать необходимым при реализации плана организационных мероприятий (приложение 2) предусмотреть в первую очередь разработку комплекса нормативно-правовых документов и экономического механизма стимулирования энергосбережения.
8. Контроль за выполнением постановления Правительства возложить на вице-губернаторов по принадлежности вопросов.
Губернатор -
Председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Основные направления экономической,
технической и правовой политики в области
энергосбережения в Санкт-Петербурге
Интеграция России в мировую рыночную экономику определяет необходимость соблюдения международных экономических принципов и законов, одним из которых является рациональное использование топливно-энергетических ресурсов.
При существующем на предприятиях города 3-5-кратном перерасходе энергоносителей (по сравнению с энергозатратами в западных странах) выпускаемая отечественная продукция не может являться конкурентоспособной, а городское хозяйство - рентабельным.
Поэтому жизнеспособность и процветание Санкт-Петербурга определяется во многом масштабностью мероприятий по энергосбережению.
Научный, производственный и технический потенциал города позволяет оперативно решать рассматриваемую проблему и, кроме того, оказывать влияние на развитие энергосбережения в других регионах России.
Анализ объема выпуска промышленной продукции и потребления энергетических ресурсов предприятиями Санкт-Петербурга в 1990, 1994-1996 годах показывает:
- темпы спада потребления энергоресурсов существенно ниже, чем спад выпуска промышленной продукции;
- несинхронность динамики энергопотребления и объемов производства в энергетических отраслях привела к увеличению за рассматриваемый период удельной энергоемкости валового внутреннего продукта в 2-2,5 раза, превысив этот показатель по сравнению с аналогичным в развитых странах в 4-5 раз.
Основными причинами роста энергоемкости в производственной сфере являются:
- снижение более чем в 2 раза загрузки имеющихся производственных мощностей промышленности практически при тех же площадях, что естественно привело к значительному росту удельного энергопотребления;
- структурная трансформация промышленности (сокращение доли продукции с низкой удельной энергоемкостью: легкая промышленность, приборостроение и др.) привела к удельному росту энерго- и металлоемкости ВВП;
- обновление с целью снижения энергопотребления технологий и оборудования промышленных предприятий, реконструкция зданий в последние годы по сравнению с предыдущими проходили в России более низкими темпами;
- несовершенство экономического и нормативно-правового механизмов энергосбережения.
Доля энергопотребления в городском хозяйстве в последние годы увеличилась (в основном за счет падения производства) и составила в общем городском объеме потребления энергоресурсов свыше 30% электрической и 60% тепловой энергии.
В связи с ростом тарифов, существующей дотационной системой и недостаточными темпами работ по энергосбережению городской бюджет несет значительную нагрузку.
К основным факторам, определяющим высокое энергопотребление городского хозяйства следует отнести:
- несовершенство дотационной системы;
- монополизм энергопроизводителей, отсутствие рынка энергоресурсов и сервисного обслуживания потребителей;
- трудности стартового финансирования энергосберегающих мероприятий в жилищной сфере;
- практическое отсутствие приборов учета и регулирования в инженерных системах городского хозяйства;
- несовершенство экономического и нормативно-правового механизма энергосбережения.
Таким образом использование энергоресурсов в бюджетной сфере Санкт-Петербурга недостаточно эффективно.
Реализация комплекса энергосберегающих мероприятий может привести к реальному сокращению энергопотребления на 20-30% с эквивалентным сокращением затрат на эти нужды из городского бюджета (рис. 1*).
________________
* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных
Правительство РФ в декабре 1994 года одобрило Энергетическую стратегию России, а Указом Президента РФ от 07.05.1995 N 472 утверждены "Основные направления энергетической политики РФ на период до 2010 года", предусматривающие, в качестве главного направления повышения энергоэффективности - энергосбережение.
В марте 1995 года был принят Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" и в августе 1995 года Закон "О естественных монополиях", а в апреле 1996 года Закон "Об энергосбережении".
Все эти законы составляют нормативно-правовую основу энергосбережения.
Вместе с тем, Закон "Об энергосбережении" представляет собой нормативный документ непрямого действия и требует дополнения его рядом подзаконных актов. Одним из таких дополнений является постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 года N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы".
В соответствии с изложенным, активно развивается законодательная деятельность по обеспечению энергосбережения в регионах России. В последние годы введены законы об энергосбережении в Ставропольском и Краснодарском краях, Нижненовгородской области и некоторых других регионах России.
В Санкт-Петербурге работа над нормативно-правовой базой по энергосбережению активизировалась в последние 2 года:
- распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга N 217 от 17.09.1996 регламентирована установка приборов учета энергоносителей во вновь строящихся и реконструированных зданиях;
- распоряжением N 267 от 28.03.1996 утвержден график и порядок оборудования водомерных узлов и установки приборов учета количества отпущенной питьевой воды в домах жилищного фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, где приборы учета воды отсутствуют или подлежат замене;
- постановлением Правительства СПб от 10.04.1997 N 17 "О создании в Санкт-Петербурге демонстрационной зоны энергетической эффективности" определен приоритетный перечень пилотных энергоэффективных проектов в жилищно-коммунальном и промышленных секторах города с Программой реализации до 2000 года;
- постановлением Правительства СПб от 30.06.1997 N 28 одобрен план мероприятий по организации учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве до 2000 года.
Существует острая потребность в разработке регионального закона "Об энергосбережении в Санкт-Петербурге", регламентирующего основные направления деятельности по энергосбережению; требуется создание целого ряда подзаконных нормативных актов и положений, принудительно активизирующих деятельность в этом направлении.
При развитии в России рыночных отношений одним из основных условий активизации деятельности по рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов должна являться нормативно-правовая база, основанная на действенном экономическом механизме.
Так, основные положения экономического механизма сводятся к следующему:
1. Для организаций, финансируемых из бюджета города, в составе статей расходов смет выделяются затраты на оплату энергоносителей. При сокращении энергопотребления против проектных нагрузок, сэкономленные бюджетные средства остаются в течение 2-х лет в распоряжении организаций для внедрения энергосберегающих мероприятий и до 10% из них может быть израсходовано на поощрение работников.
2. Для стимулирования организаций и предприятий, осуществляющих энергосберегающие мероприятия, устанавливаются льготные тарифы на энергоносители сверх заявленной мощности.
3. В приоритетном порядке решаются вопросы о предоставлении налоговых кредитов предприятиям и организациям, участвующим в обеспечении энергосбережения, а также реализующих энергосберегающие проекты.
Такой механизм существенно активизировал массовое внедрение в Москве энергосберегающих проектов и может быть принят на первом этапе для реализации в Санкт-Петербурге.
В качестве положительного опыта можно рассматривать применяемый в городе метод инвестирования энергосберегающих программ, проектов и мероприятий на основе энергетических проектов. Стартовый этап в этом случае осуществляется в счет будущей экономии от выполненных работ. Аналогичная схема оплаты осуществляется и по договору о лизинге энергоэффективного оборудования, приборных средств учета и диагностики.