____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 26 мая 2011 года N 664
____________________________________________________________________
Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению" за истекший период осуществлен ряд организационных и технических мероприятий, направленных на внедрение приборов учета расхода энергоресурсов и воды в городском хозяйстве Санкт-Петербурга.
Введены и реализуются мероприятия по установке:
- приборов учета энергоресурсов во вновь строящихся и реконструируемых зданиях;
- приборов учета расхода холодной воды в жилых и общественных зданиях.
По состоянию на 01.06.97 установлено 9800 узлов учета расхода холодной воды, в том числе в жилых зданиях 9500, что составляет около 45% от необходимого количества.
В настоящее время в Санкт-Петербурге организовано производство по изготовлению приборов учета потребления энергоресурсов фирмами "Логика", "Взлет", "Теплоком", "Водомер" и др.
У основных теплоснабжающих организаций города АО "Ленэнерго", ГП "ТЭК СПб" учетом тепловой энергии охвачены в основном промышленные потребители. В то же время жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья имеют по состоянию на 01.05.97 98 установленных пунктов узлов учета тепла.
В квартирах существующего жилищного фонда установлено около 300 приборов учета холодной, горячей воды и газа.
Имеющиеся темпы работ по установке приборов учета энергоресурсов у потребителей в Санкт-Петербурге явно недостаточны.
Основными причинами такого положения дел по внедрению узлов учета в городском хозяйстве являются:
- отсутствие средств целевого финансирования в бюджете и у потребителей;
- несовершенная нормативно-правовая база на рынке продаж энергоресурсов;
- отсутствие Фонда энергосбережения;
- недостаточное развитие нетрадиционных форм финансирования: кредит, лизинг, создание энергосервисных компаний ЭСКО.
В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" и экономии бюджетных средств Правительство Санкт-Петербурга постановляет:
1. Считать одним из главных направлений реализации реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве Санкт-Петербурга внедрение приборов учета энергоресурсов и воды.
2. Одобрить План мероприятий "Организация учета расхода энергоресурсов в городском хозяйстве" (приложение).
3. Считать целесообразным:
3.1. При формировании бюджета Санкт-Петербурга на 1998 год и последующие годы выделять отдельной строкой финансовые средства на цели энергосбережения и организации учета энергоресурсов и воды в счет лимитов, предусматриваемых на обеспечение коммунальными услугами предприятий и организаций бюджетной сферы.
3.2. Осуществлять установку приборов учета энергоресурсов и воды у потребителей за счет финансовых средств, получаемых поставщиками энергоресурсов и воды от снижения себестоимости отпускаемых энергоресурсов и воды.
3.3. Получаемую организациями бюджетной сферы экономию затрат за счет осуществления мероприятий по энергосбережению оставлять в течение двух лет в распоряжении данных организаций для выполнения дальнейших работ по энергосбережению.
3.4. Обеспечить доработку и согласование с заинтересованными организациями Временной инструкции по организации и учету тепловой энергии у потребителей Санкт-Петербурга в качестве проекта региональных правил.
3.5. Подготовить методические указания по применению в городском хозяйстве расходомеров и вычислителей тепловой энергии, отвечающих требованиям эксплуатации систем теплоснабжения Санкт-Петербурга.
4. Предложить:
4.1. Вице-губернатору Антонову Ю.В., Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Трегубову А.И. до 01.09.97 подготовить и представить в установленном порядке проект распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "Об основных направлениях по энергосбережению в городском хозяйстве Санкт-Петербурга".
4.2. Руководителям отраслевых органов Санкт-Петербурга разработать и представить до 01.08.97 в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и Комитет по экономике и промышленной политике проект плана основных мероприятий по экономии энергоресурсов и воды в организациях и предприятиях, финансируемых из бюджета Санкт-Петербурга.
4.3. Председателю Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.И.Трегубову совместно с председателем Комитета по экономике и промышленной политике Д.В.Сергеевым разработать и представить на рассмотрение Правительству Санкт-Петербурга до 01.09.97 проект Закона "О внебюджетном фонде энергосбережения Санкт-Петербурга".
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Ю.В.Антонова.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
План мероприятий
"Организация учета расхода
энергоресурсов в городском хозяйстве"
В настоящее время энергоучет (тепла, горячей и холодной воды, газа) в Санкт-Петербурге находится в начальной стадии его внедрения. Существующее положение с учетом энергоресурсов в Санкт-Петербурге можно охарактеризовать следующим образом.
Приборами учета потребления топливно-энергетических ресурсов оснащены котельные и теплоэлектроцентрали. Значительная часть зданий, принадлежащих коммерческим организациям, имеет приборы учета тепловой энергии и холодной воды, а в случае теплоснабжения от находящихся на их балансе газовых котельных - счетчики расхода газа.
Здания муниципального жилого фонда (за исключением нескольких демонстрационных объектов) приборов теплового учета не имеют. Приборы учета потребления холодной воды в большинстве жилых зданий демонтированы. Приборы учета тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также газа в жилых квартирах отсутствуют.
Однако следует указать, что в 60-е годы приборы учета газа и холодной воды имелись практически в каждом доме, а газовые счетчики - в большинстве квартир, но низкие цены на энергоносители не способствовали в то время поддержанию парка приборов учета в работоспособном состоянии и не окупали затрат на их техническое обслуживание. Следствием падения спроса на приборы энергоучета явилось значительное отставание данной отрасли от мирового уровня.
Формирование в последние годы рыночных отношений и как следствие рост цен на энергоносители способствовали появлению на отечественном рынке значительного количества различных типов приборов учета, в том числе поставляемых из-за рубежа.
На основе зарубежного опыта и результатов эксплуатации ряда объектов в нашей стране можно сделать вывод, что внедрение коммерческого учета тепловой энергии в тепловых пунктах и абонентских вводах позволит снизить потребление энергии и соответственно размер ее оплаты до 20%. При значительном недоотпуске тепловой энергии, имеющем место последние годы, размер экономии может составлять меньшую величину (10-15%). Однако введение коммерческого учета, предусматривающее при определении размеров оплаты не только количество, но и качество отпускаемой энергии, будет способствовать улучшению качественных показателей теплоснабжения, а следовательно - повышению теплового комфорта в отапливаемых помещениях.
Еще большую экономию энергоресурсов (до 30-40%) дает поквартирный учет горячей и холодной воды, газа и тепла. Кроме того, осуществление коммерческого учета является необходимым предварительным условием реализации всего комплекса энергосберегающих мероприятий.
Массовое применение приборов коммерческого учета энергоносителей сдерживается из-за несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствия эффективного экономического механизма, стимулирующего как производителей, так и потребителей энергии осуществлять энергоучет, а также из-за сложностей технического характера.
До сих пор на федеральном и региональном уровнях не утверждены "Правила пользования тепловой энергией", жестко регламентирующие взаимоотношения производителей, перепродавцов и потребителей тепловой энергии при ее отпуске, распределении и потреблении в системе теплоснабжения.
Не работает экономический механизм, стимулирующий производителей и массовых потребителей тепловой энергии к реализации мероприятий по ее экономичному использованию.
Не создан внебюджетный фонд, за счет средств которого было бы возможно планомерно осуществлять комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий.
Технические решения существующих инженерных систем и архитектурно-планировочные решения зданий затрудняют, а в отдельных случаях исключают возможность (без проведения комплекса работ по реконструкции систем) установки и нормальной эксплуатации подобных приборов.
Установка счетчиков поквартирного учета в существующем жилом фонде сопряжена с целым комплексом осложняющих факторов:
сложность выделения легкодоступных мест для установки счетчиков в плотно заставленной квартире;
необходимость частичной перекладки трубопроводов холодного и горячего водоснабжения и почти полной перекладки внутриквартирных газопроводов;
незаинтересованность жильцов в установке приборов в связи с низкими тарифами на отпускаемые энергоресурсы и воду.
Энергоснабжение современного благоустроенного жилого фонда складывается из следующих компонентов (цифры усредненные):
отопление - 50%;
горячее водоснабжение - 30%;
электроснабжение - 10%;
газоснабжение - 10%.
В настоящее время поквартирный учет потребляемой энергии осуществляется только в системах электроснабжения, т.е. охватывает примерно десятую часть расходуемой энергии.
Не без труда, но все же можно наладить поквартирный учет расхода газа, холодной и горячей воды. Возникает также ряд сложностей, связанных с выполнением требований по условиям эксплуатации и сохранности приборов коммерческого учета тепла при установке их на местных (абонентских) тепловых вводах, групповых и центральных тепловых пунктах. Подавляющее большинство тепловых пунктов расположено в подвальных помещениях, не отвечающих условиям хранения и технического обслуживания приборов, что потребует дополнительных затрат на благоустройство этих помещений.
При разработке новых технических решений систем инженерного оборудования вновь возводимых и капитально реконструируемых зданий необходимо предусматривать возможность установки узлов поквартирного учета всех видов энергоносителей, в том числе расходов тепла на отопление согласно распоряжению губернатора Санкт-Петербурга от 17.09.96 N 217.
Мероприятия организационного и нормативно-правового характера предусматривают создание условий, позволяющих упорядочить и целенаправленно проводить все действия по выполнению Плана с минимизацией капитальных вложений при достижении планируемого экономического эффекта.
С целью исключения распыления средств на приобретение, монтаж и обслуживание приборов учета энергоносителей, определения рациональной очередности и объемов внедрения приборов, разработки экономического механизма, стимулирующего коммерческий энергоучет, предлагается создать Фонд энергосбережения и Агентство по энергосбережению как координирующие органы в структуре Администрации города по выполнению Плана организации учета тепловой энергии в городском хозяйстве.
В задачи координирующего органа должны входить:
разработка ежегодных мероприятий по внедрению приборов энергоучета;
организация и участие в разработке региональных "Правил пользования тепловой энергией";
подготовка предложений для Региональной энергетической комиссии по стимулированию установки приборов энергоучета;
проведение тендеров с целью выбора типов устанавливаемых приборов, а также определение специализированных организаций, которым поручается монтаж и сервисное обслуживание приборов учета;
организация совместного с зарекомендовавшими себя зарубежными фирмами производства приборов, поставки запасных частей, ремонтной базы;
организация работ по проведению аудитов теплопотребления и составление энергетических паспортов зданий, теплоисточников, инженерных сетей и сооружений;
подготовка технико-экономических обоснований и смет расходов на установку и обслуживание приборов учета;
организация системы метрологических поверок приборов и создание необходимой для этого производственной базы.
В настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга большинство потребителей энергоресурсов находится в государственной (федеральной или городской) собственности. Все издержки, вызванные потерями тепловой энергии при ее производстве, транспортировке, распределении и потреблении, покрываются частично потребителями и бюджетом. В жилищно-коммунальном хозяйстве города при этом наиболее массовые потребители тепла - граждане, проживающие в муниципальном жилом фонде - оплачивают только 30% от его фактической стоимости. Остальное оплачивают предприятия Комитета по содержанию жилищного фонда из средств, выделяемых из городского бюджета. Это исключает заинтересованность жилищно-эксплуатационных организаций, ГП ТЭК СПб и многих других потребителей и поставщиков тепловой энергии в ее экономном использовании.
Существующая в настоящее время в городском хозяйстве Санкт-Петербурга схема финансовых потоков между поставщиками, перепродавцами и потребителями тепловой энергии не стимулирует осуществление энергосберегающих мероприятий с целью ее экономного расходования и требует коренного пересмотра данной схемы.
Однако, учитывая огромные размеры взаимной задолженности и рост неплатежей у всех основных участников единого технологического процесса: производство - транспортировка - распределение потребление тепловой энергии, на ближайший период представляется необходимым сохранить в основном существующую систему.
Вместе с тем для успешной реализации Плана мероприятий необходимо разработать экономический механизм, стимулирующий как производителей, так и потребителей тепловой энергии (независимо от форм собственности), устанавливать приборы учета энергоносителей.
Финансовое обеспечение Плана мероприятий предусматривается из следующих источников: бюджета, собственных средств юридических и физических лиц, кредитов и инвестиций (в том числе от зарубежных партнеров, международных программ (межправительственных, научно-технических и коммерческих), средств, полученных от экономии энергоресурсов, которые планируется аккумулировать в Фонде энергосбережения, создаваемого при Администрации города. При этом доля средств, получаемых кредитованием на выполнение Плана мероприятий, должна уменьшаться по мере роста средств, полученных от экономии в указанном Фонде.