Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2013 года N 781

О Программе "Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года N 494
____________________________________________________________________

В целях реализации в Санкт-Петербурге Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212, Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить программу "Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

2.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.

2.2. В 2014-2017 годах до 1 февраля представлять в Комитет по информатизации и связи отчеты о выполнении мероприятий Программы по форме, утверждаемой Комитетом по информатизации и связи.

2.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.

3. Комитету по информатизации и связи:

3.1. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы.

3.2. В 2014-2017 годах до 30 марта представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет о ходе реализации мероприятий Программы.

3.3. В 60-дневный срок утвердить форму отчета о выполнении мероприятий Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга - руководителя Администрации Губернатора Санкт-Петербурга Дивинского И.Б.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 10.10.2013  N 781

ПРОГРАММА
"Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы"

Паспорт Программы

Наименование Программы

Программа "Развитие информационного общества в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы" (далее - Программа).

Основание  для разработки Программы

Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи";
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях  и о защите информации";
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212 (далее - Стратегия);
государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2011  N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)";
сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления  в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации  и муниципальными учреждениями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года  N 1993-р;
Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2009 N 371-70 "О государственных информационных системах Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 21.09.2011 N 568-111 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 N 345 "О целевых программах".

Цели программы

Главной стратегической целью реализации Программы является обеспечение развития информационного общества в Санкт-Петербурге до уровня, соответствующего уровню высокоразвитых стран, вхождения региона в единое российское и мировое информационное сообщество, повышение качества жизни и эффективности труда жителей региона, развития экономической, социальной, политической, культурной и духовной сферы общества, совершенствование системы управления Санкт-Петербургом на основе широкого внедрения информационных и телекоммуникационных технологий.
Основой достижения главной стратегической цели является завершение формирования единого информационного пространства Санкт-Петербурга как базы для ускоренного решения задач устойчивого социально-экономического, политического и культурного развития и обеспечения безопасности Санкт-Петербурга.

Этапы и сроки реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 4 года с 2013 по 2016 годы.

Исполнительный орган государственной власти, осуществляющий координацию исполнительных органов государственной власти, являющихся исполнителями мероприятий Программы,  при реализации мероприятий Программы   

Комитет по информатизации и связи

Исполнители мероприятий Программы

Комитет по информатизации и связи,
исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга

Направления реализации мероприятий Программы

Развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Санкт-Петербурга, предоставление на ее основе качественных государственных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации, знаний  и технологий;
Обеспечение безопасности в информационном обществе;
Построение электронного правительства;
Повышение качества образования в Санкт-Петербурге на основе развития и использования современных информационных  и телекоммуникационных технологий, развитие науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
Повышение качества медицинского обслуживания и социального обеспечения населения;
Предоставление гражданам социальных услуг на всей территории Санкт-Петербурга с использованием информационных  и телекоммуникационных технологий;
Развитие культурной среды на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;
Повышение эффективности управления жилищно-коммунальным хозяйством на основе улучшения информационного и аналитического обеспечения принятия решений;
Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического  и инновационного развития Санкт-Петербурга.

Задачи Программы

К задачам Программы относятся:
развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для предоставления на ее основе качественных услуг и обеспечения высокого уровня доступности для населения Санкт-Петербурга информации и технологий;
развитие сервисов и унифицированных методов доступа к услугам  для упрощения процедур взаимодействия общества и государства  с использованием информационных технологий;
повышение открытости деятельности органов государственной власти;
создание и развитие электронных сервисов в областях здравоохранения, образования и культуры;
обеспечение предупреждения угроз, возникающих в информационном обществе;
обеспечение своевременного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф;
повышение эффективности обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга, в том числе создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
значительное сокращение времени на принятие решений  по управлению кризисными ситуациями;
формирование единого пространства электронного взаимодействия, обеспечение повышения эффективности внедрения информационных технологий;
возможность проведения всестороннего анализа сложных ситуаций  в сфере государственного управления, прогнозирования возможных вариантов и последствий их развития путем проведения исследований на соответствующих моделях с помощью инфокоммуникационных технологий;
перевод государственных услуг в электронный вид;
информатизация управления образованием;
создание и внедрение в образовательный процесс интерактивных обучающих программ, в том числе для детей с ограниченными способностями;
обеспечение формирования системы информационного обеспечения учебного процесса образовательных учреждений Санкт-Петербурга, подготовки и переподготовки специалистов;
расширение использования информационных  и телекоммуникационных технологий для развития новых форм  и методов обучения, в том числе дистанционного образования;
развитие информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры системы здравоохранения Санкт-Петербурга;
расширение использования информационных  и телекоммуникационных технологий для развития новых форм обслуживания населения Санкт-Петербурга, в том числе дистанционного;
повышение качества оказания услуг в сфере культуры,  в том числе в сфере библиотечного обслуживания, с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
перевод музейных, библиотечных и архивных фондов в электронный вид;
создание и обеспечение функционирования единой государственной информационной системы в сфере библиотечного дела  в Санкт-Петербурге;
модернизация информационных систем жилищной сферы  с возможностью интеграции в единое информационное пространство Санкт-Петербурга в целях повышения контроля над использованием государственного жилого фонда Санкт-Петербурга;
обеспечение актуальности информации по жилому фонду и населению Санкт-Петербурга;
создание единого информационного портала жилищной сферы  для публикации сведений о процессах, объектах и субъектах в данной области, формируемых и аккумулируемых в информационных системах жилищного хозяйства;
создание единой государственной информационной навигационной системы.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы

Реализация мероприятий Программы обеспечит:
открытость и доступность органов государственной власти
Санкт-Петербурга, для населения и бизнеса в Санкт-Петербурге;
повышение эффективности исполнения органами государственной власти Санкт-Петербурга государственных функций;
предоставление государственных услуг с гарантированным качеством и рост охвата населения и юридических лиц всем спектром услуг (государственных, информационных и др.);
вывод на новый качественный уровень обслуживания населения Санкт-Петербурга в таких социально значимых сферах,
как образование, здравоохранение, культура, социальная защита
и жилищно-коммунальное хозяйство;
повышение качества и безопасности жизни в Санкт-Петербурге, снижение негативных последствий природных и техногенных катастроф и аварий, противоправных действий и т.п.
бесперебойную работу транспорта, безопасность населения
Санкт-Петербурга в общественных местах и местах проживания;
сокращение времени реагирования экстренных оперативных служб
на обращения населения по единому номеру 112;
расширение областей применения результатов деятельности отечественных и местных производителей инфокоммуникационных технологий.

Целевые показатели реализации мероприятий Программы

Индикаторами эффективности реализации мероприятий Программы являются:
сокращение времени на получение информационных услуг населением Санкт-Петербурга;
повышение качества предоставления информационных услуг населению Санкт-Петербурга;
снижение затрат на эксплуатацию и сопровождение информационных систем Санкт-Петербурга;
повышение оперативности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
оптимизация дорожного движения в целях сокращения интервалов движения общественного транспорта, увеличения числа перевезенных пассажиров;
повышение уровня прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и снижение уровня коррупции в исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга.
Основными целевыми показателями, отражающими результативность выполнения мероприятий Программы, являются следующие:
доля государственных услуг Санкт-Петербурга, которые население Санкт-Петербурга может получить в электронном виде;
доля электронного документооборота между органами государственной власти Санкт-Петербурга в общем объеме документооборота;
доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму;
доля библиотечных фондов, отраженных в электронных каталогах,
от общего объема библиотечных фондов;
доля электронных каталогов в общем объеме каталогов музейного фонда;
доля зданий/площадок исполнительных органов государственной власти и подведомственных им государственных учреждений, подключенных к ЕМТС;
отношение суммарного количества вызовов на единый номер 112
к количеству вызовов на номера дежурно-диспетчерских служб
(01, 02, 03, 04);
количество учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга на один современный персональный компьютер;
снижение риска техногенных катастроф на критически важных объектах, оснащенных системой спутникового мониторинга
с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS.



1. Анализ состояния развития информационного общества в Санкт-Петербурге

1.1. Общая характеристика отрасли "Связь и информатизация"

В период кризиса отрасль "Связь и информатизация" оказалась одной из немногих, продолжавших рост, что подтверждает оправданность и эффективность вложения средств в отрасль. В 2012 году прирост объема оказанных услуг составил 6,8 процента по отношению к 2011 году, причем в будущем можно прогнозировать сохранение данной тенденции.

Уровень цен и насыщенность рынка свидетельствуют о том, что средства информатизации и информационные услуги стали доступны для средних и малых предпринимателей, а также жителей Санкт-Петербурга.

Производство и продажа услуг связи, средств вычислительной техники, программного обеспечения являются основными формами деловой активности организаций, позиционирующих свою деятельность в области информационно-коммуникационных технологий.

На территории Санкт-Петербурга количество персональных компьютеров (ПК) превысило 3 млн.шт. Плотность ПК - 63,5 ед. на 100 жителей.

На начало 2013 года опыт работы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" имели 77 процентов взрослого населения Санкт-Петербурга. Около 35 процентов пользователей услуг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - юридические лица, и 65 процентов - физические лица. В Санкт-Петербурге работают 109 организаций, обеспечивающих доступ к ресурсам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Большинство потребителей имеют выбор различных видов услуг информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в зависимости от скорости доступа, сервиса, качества и цены. Имея такие показатели, Санкт-Петербург прочно занял второе место в Российской Федерации после Москвы по объему услуг предоставления доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Деятельность телекоммуникационных компаний в Санкт-Петербурге наглядно показывает, насколько интенсивно в северо-западном регионе Российской Федерации развиваются все существующие направления связи, и свидетельствует о том, что Санкт-Петербург и в целом Российская Федерация уверенно движутся в сторону интеграции в единое мировое информационное пространство.

Развитие информатизации в Санкт-Петербурге характеризуется непрерывным расширением масштабов проникновения и охвата информационными технологиями всех сфер жизнедеятельности города.

Рынок телекоммуникаций в Санкт-Петербурге и всего северо-западного региона Российской Федерации занимает второе место в Российской Федерации по объему услуг, уступая лишь рынку Москвы. Сегодня Санкт-Петербург обладает собственными высокотехнологичными сетями мобильной и цифровой фиксированной электросвязи.

Компании-операторы связи в Санкт-Петербурге активно внедряют в свою работу передовые телекоммуникационные технологии, совершенствуя инфраструктуру связи и наращивая спектр предоставляемых услуг.

Объем услуг, оказанных компаниями-операторами связи в Санкт-Петербурге в 2012 году, на 6,8 процентов превысил аналогичный показатель 2011 года и составил 119,75 млрд. рублей.

Объем услуг связи населению Санкт-Петербурга составил 80,27 млрд. рублей (106,4 процентов к 2011 году). Доля услуг связи является преобладающей в структуре платных услуг населению Санкт-Петербурга и составляет 25 процентов.

Среднегодовая численность занятых в транспорте и связи в 2012 году оценочно составила 149,5 тыс.чел. (99,8 процентов к уровню 2011 года).

Начисленная среднемесячная заработная плата на предприятиях связи в Санкт-Петербурге в 2012 году установилась на уровне 37803 рублей, что на 5,5 процента выше уровня 2011 года.

По количеству выпускников по ИТ-специальностям Санкт-Петербург занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации.

Значение отрасли "Связь и информатизация" проявляется в постоянном увеличении ее доли в валовом внутреннем продукте Российской Федерации, в валовом региональном продукте Санкт-Петербурга. Доля связи и информатизации в валовом внутреннем продукте развитых стран мира достигает 10-15 процентов. Для Санкт-Петербурга этот показатель оценочно составляет 5,2 процента.

Показатели развития информационно-телекоммуникационных технологий в Санкт-Петербурге (по состоянию на 01.01.2013):

Плотность телефонных аппаратов фиксированной электросвязи,  на 100 человек населения, единиц

46,16

Доля населения, охваченного мобильной телефонной связью  (подсчет по действующим sim-картам), млн. единиц

18,92

Число персональных компьютеров, шт.,
в том числе подключенных к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", шт.

3281398,07
2657690,40

Доля пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на 100 человек населения, единиц

70,99



1.2. Развитие информационного общества

Процессы развития информационного общества в Санкт-Петербурге идут полным ходом.

За последние 5 лет в Санкт-Петербурге были разработаны и реализованы за счет бюджета Санкт-Петербурга следующие крупные проекты:

строительство и ввод в эксплуатацию ЕМТС;

внедрение и развитие АИС "ОБЖ";

внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия Санкт-Петербурга;

эксплуатация межведомственной автоматизированной информационной системы предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

развитие Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса - электронного казначейства;

развитие Автоматизированной информационной системы "Городской заказ";

развитие автоматизированной системы управления единой дежурной службы Администрации Санкт-Петербурга;

развитие Интегрированной системы информационно-аналитического обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - системы поддержки принятия управленческих решений руководством Санкт-Петербурга;

проектирование, разработка и внедрение базовых компонентов Единой системы учета населения Санкт-Петербурга;

внедрение и развитие Автоматизированной системы "Электронный социальный регистр населения";

создание системы защиты информации в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга;

переподготовка сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области применения современных информационных технологий;

создание системы защиты информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам и от технических разведок в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга;

достижение уровня развития технологий защиты информации, обеспечивающего неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа и информационную безопасность детей;

создание системы защиты информации ограниченного доступа в информационных и телекоммуникационных сетях и системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

Развитие телекоммуникационной и информационной инфраструктуры относится к приоритетным направлениям государственной политики и с учетом формирования информационного общества является необходимым условием подъема экономики страны, роста занятости и повышения культурно-образовательного уровня населения.

В дальнейшем особое внимание должно быть уделено повышению качества услуг, снижению тарифов, внедрению в общемировое информационное пространство всех образовательных и научных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, органов государственной власти Санкт-Петербурга, реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье", "Образование" и "Жилье".

В 2010 году закончился срок реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65. На смену ей утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 N 1815-р Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)".

Приоритетными направлениями государственной политики в области информационного и телекоммуникационного развития становятся:

обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню;

обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;

высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;

обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»