ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 мая 2013 года N 36-рп

О Программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы

(с изменениями на 19 февраля 2014 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19 февраля 2014 года N 9-рп.

____________________________________________________________________


В целях реализации статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 02.03.2011 N 106-34 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" и статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга":

1. Утвердить Программу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы (далее - Программа) согласно приложению.     

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы, обеспечить реализацию мероприятий Программы.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.

 Исполняющий обязанности
     Губернатора Санкт-Петербурга

     И.Б.Дивинский

     

Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 14 мая 2013 года N 36-рп

     
ПРОГРАММА
поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы

(с изменениями на 19 февраля 2014 года)

1. Введение


Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013-2014 годы (далее - Программа) разработана на основании статьи 31.3 Федерального закона "О некоммерческих организациях", постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям", распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2553-р, статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 02.03.2011 N 106-34 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций", статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 24.06.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге", Положения о порядке организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 1451 "О мерах по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге".

2. Общая характеристика деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге



На 01.11.2012 по данным Министерства юстиции Российской Федерации в Санкт-Петербурге были зарегистрированы 12682 некоммерческие организации, из которых 37 процентов составляют общественные объединения (4729 организаций), 13,5 процента - некоммерческие партнерства (1712 организаций), 12 процентов - некоммерческие фонды (1507 организаций), 9 процентов - автономные некоммерческие организации (1182 организации).

По сравнению с другими регионами в Санкт-Петербурге зарегистрировано существенно больше профсоюзных организаций (7,6 процента - 967 организаций) и существенно меньше религиозных (3,3 процента - 415 организаций).

По экспертным оценкам, из общего количества некоммерческих организаций Санкт-Петербурга к социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО) можно отнести около 4820 организаций (38-40 процентов некоммерческого сектора), осуществляющих деятельность по следующим направлениям:

социальная поддержка и защита граждан (23,3 процента);

подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев (1 процент);

оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам (1,9 процента);

охрана окружающей среды и защита животных (1,3 процента);

охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений), территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений (1,7 процента);

оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению (5,7 процента);

профилактика социально опасных форм поведения граждан (4,5 процента);

благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (14,4 процента);

деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности (72,4 процента);

иные виды деятельности, в том числе развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации (11,1 процента).

В 2012 году Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций" было проведено первое наблюдение за деятельностью СО НКО, в котором приняли участие 2620 СО НКО Санкт-Петербурга.

Результаты исследования показали:

работа в СО НКО является основным видом профессиональной деятельности для 15972 специалистов. По сравнению с предыдущим периодом этот показатель увеличился втрое, в 2011 году численность сотрудников СО НКО составляла 5093 человека;

в Санкт-Петербурге действует 410 организаций, имеющих в своем составе свыше 15 постоянных сотрудников. Большой штат сотрудников СО НКО косвенно свидетельствует о значительном объеме реализуемых проектов и программ;

по объему денежных средств и иного имущества, полученного за год, 51 процент СО НКО имел объем доходов до 300 тыс.руб., 26 процентов СО НКО - до 3 млн.руб. и 23 процента СО НКО - свыше 3 млн.руб.;

10 процентов СО НКО (223 организации), принявших участие в наблюдении, получили финансовую и (или) имущественную поддержку от органов государственной власти и местного самоуправления.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.11.2010 N 651-144 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2011 N 658-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2012 N 654-110 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" доля расходов, направляемых на предоставление субсидий СО НКО, в общем объеме бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году составила 0,27 процента, в 2012 году - 0,20 процента, планируемое значение показателя на 2013 год - 0,33 процента.

Средства бюджета Санкт-Петербурга, направляемые на поддержку деятельности СО НКО, обеспечивают ежегодное увеличение объема дополнительных социальных услуг, предоставляемых населению, и прирост количества обслуженных граждан минимум на 20-30 процентов.

Прирост объема услуг (выполненных работ), оказанных СО НКО на территории Санкт-Петербурга, в общем объеме валового регионального продукта в 2011 году составил 0,068 процента, в 2012 году - 0,038 процента.

Например, количество обслуженных граждан и объем социальных услуг, оказанных СО НКО за счет средств субсидий из бюджета Санкт-Петербурга, предусмотренных только Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга в 2011 году, составило 700000 человек и 794830 предоставленных услуг, в 2012 году СО НКО оказали более 1219600 услуг для 1052066 человек. Прирост количества обслуженных граждан по сравнению с предыдущим периодом составил 50,2 процента, прирост объема оказанных услуг - 53,4 процента.

О долевом соотношении видов оказываемых населению услуг можно судить по результатам локальных опросов руководителей СО НКО.

Согласно исследованиям по вопросам востребованности населением Санкт-Петербурга услуг СО НКО, проведенным Северо-Западным институтом управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - РАНХиГС), 97 процентов потребителей услуг охвачены социально-культурными, спортивными, просветительскими мероприятиями (являются потребителями социально-педагогических и социально-психологических услуг), 69 процентов потребителей услуг получают социально-бытовую и социально-медицинскую помощь, 14 процентов - правовую помощь на безвозмездной или льготной основе, остальным потребителям услуг оказывается социально-экономическая помощь, из них 15 процентов потребителей услуг получают благотворительную помощь в натуральном виде и 0,06 процента - в денежной форме.

СО НКО для реализации уставных целей и осуществления своей деятельности используют различные источники финансирования.

40 процентов средств СО НКО составляют целевые поступления от российских коммерческих организаций; 30 процентов - поступления от иностранных государств и международных организаций; около 8 процентов - пожертвования от физических лиц; 6,5 процента - поступления в виде грантов, пожертвований от российских некоммерческих организаций; 4,5-5 процентов составляют доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, в том числе доходов от поставки товаров, выполнения работ для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, а также поступления от членских взносов; 10-11 процентов приходятся на финансовую поддержку из средств бюджета Санкт-Петербурга.

По оценкам экспертов в 2012 году СО НКО удалось освоить в процессе осуществления своей деятельности денежные ресурсы в объеме до 9 млрд.руб.

Значительным вкладом в материальное обеспечение проектов и программ СО НКО является привлечение труда добровольцев.

В 2011 году участие в работе СО НКО принимали 3680 постоянных добровольцев. В 2012 году количество постоянных добровольцев увеличилось до 5200 человек.

Прирост численности добровольцев, привлекаемых СО НКО на постоянной основе, в 2012 году составил 1520 человек (41,3 процента). Количество добровольцев, разово привлекаемых СО НКО к реализации проектов и программ, составляет до 30000 человек ежегодно.

По экспертным оценкам общий вклад постоянных добровольцев в работу СО НКО в 2012 году в денежном эквиваленте оценивается в 2,8 млн.руб.

В настоящее время одним из востребованных ресурсов в деятельности СО НКО становится целевой капитал.

По состоянию на 31.12.2012 в Санкт-Петербурге зарегистрировано 15 специализированных фондов целевого капитала. Общий объем сформированного и переданного в управление целевого капитала в 2012 году составил 1 млрд. 846 тыс.руб. По сравнению с 2011 годом (50 млн.руб.) объем увеличился в 20 раз. Активно используют целевой капитал некоммерческие образовательные учреждения, учреждения культуры и благотворительные фонды.

Приведенные количественные показатели, характеризующие развитие СО НКО Санкт-Петербурга, свидетельствуют об устойчивости и стабильности некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге.

Это также подтверждается значительной долей некоммерческих организаций, имеющих "ценз оседлости" более 15 лет (15,5 процента).

Устойчивости сектора и созданию условий для его развития содействует реализация государственных и региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

В Санкт-Петербурге государственная поддержка СО НКО осуществляется в различных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.

Первая комплексная программа поддержки СО НКО в Санкт-Петербурге - Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2011 год - была утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 1451 (далее - Программа на 2011 год).

Программа на 2011 год была направлена на выполнение следующих задач:

наращивание потенциала СО НКО;

обеспечение максимально эффективного использования потенциала СО НКО в решении приоритетных задач в социальной сфере;

повышение уровня квалификации сотрудников СО НКО;

увеличение числа добровольцев, участвующих в предоставлении социальных услуг населению.

Выполнение указанных задач осуществлялось в рамках реализации мероприятий трех направлений Программы на 2011 год:

предоставление субсидий СО НКО;

принятие и реализация в Санкт-Петербурге нормативных правовых актов, регулирующих формы и механизмы взаимодействия СО НКО и исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе механизмы государственной поддержки и общественного участия;

развитие инфраструктурной поддержки СО НКО.

Поддержка деятельности СО НКО за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлялась в форме предоставления на конкурсной основе субсидий СО НКО на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно полезных программ и целевых субсидий на выполнение социально значимых мероприятий.

Программой на 2011 год были учтены средства на предоставление субсидий СО НКО, предусмотренные ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга и Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.

В 2011 году СО НКО освоили 619878,9 тыс.руб. и в соответствии с перечнем мероприятий Программы на 2011 год реализовали 197 проектов и программ по следующим направлениям:

профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства - 15 проектов и программ на общую сумму 112575,4 тыс.руб., оказано 31220 услуг;

повышение качества жизни людей пожилого возраста - 34 проекта и программы на общую сумму 190385,5 тыс.руб., оказано 370002 услуги;

социальная адаптация инвалидов и их семей - 44 проекта и программы на сумму 136928,7 тыс.руб., оказано 214465 услуг;

социальная поддержка и защита граждан, оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, деятельность в области дополнительного образования, просвещения, науки, культуры, искусства, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, профилактики социально опасных форм поведения граждан - 104 проекта и программы на сумму 179989,3 тыс.руб., оказано 179143 услуги.

В 2011 году кроме мероприятий, предусмотренных Программой на 2011 год, дополнительно было направлено на поддержку СО НКО 691847,1 тыс.руб. Эти средства были предусмотрены в ведомственной структуре расходов бюджета еще четырех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.

В 2012 году была продолжена государственная поддержка СО НКО, которую осуществляли Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга, Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Средства бюджета Санкт-Петербурга в размере 818502,72 тыс.руб., а также дополнительные средства, поступившие из федерального бюджета, в объеме 37591,0 тыс.руб., позволили реализовать в 2012 году 296 проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»