(раздел в редакции, введенной в действие постановлением
Правительства Московской области от 12 января 2011 года N 14/60, -
см. предыдущую редакцию)
Система образования Московской области является одной из наиболее масштабных и динамично развивающихся региональных образовательных систем в современной России.
Реализация областных целевых программ "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы", "Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годов" позволила существенно укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, внедрить новые организационные модели, образовательные технологии и программы, создать основы областной системы оценки качества образования.
Важным фактором развития образования в Московской области стал приоритетный национальный проект "Образование", в рамках которого в 2006-2010 годах обеспечена поддержка лидеров инновационного развития системы образования - лучших педагогов, учреждений общего и профессионального образования, а также осуществлены поставки современного оборудования, подключение школ к сети Интернет, развитие института классного руководства.
Участие Московской области в комплексном проекте модернизации образования и реализация данного проекта в 2007-2009 годах создали условия для возникновения институциональных изменений в системе образования: внедрение финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества образования, реализация моделей развития сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования независимо от места жительства, становление и развитие института общественного участия в управлении образованием.
Перед системой образования Московской области стоит задача соответствовать не только современному уровню социально-экономического развития Московской области и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития региона.
В Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 N 1164/49, определено, что экономическая политика Московской области фокусируется на развитии высокотехнологичных секторов экономики.
Образование вносит существенный вклад в формирование человеческого капитала - ключевого фактора конкурентоспособности инновационной экономики. Однако имеющийся на сегодня потенциал системы образования не позволяет реализовать данную функцию в полной мере. Сохраняется существенная дифференциация образовательных учреждений и муниципальных систем образования в обеспечении доступности и качества образовательных услуг. Наблюдается диспропорция между состоянием сети образовательных учреждений, темпами и тенденциями территориального развития. Сохраняется дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, что не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения Московской области в доступных и качественных услугах дошкольного образования и обеспечить государственные гарантии доступности дошкольного образования для всех слоев населения Московской области (абзац дополнен постановлением Правительства Московской области от 21 июля 2011 года N 737/27, - см. предыдущую редакцию).
Содержание и качество профессионального образования не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда в Московской области. Слабо развита система непрерывного профессионального образования, позволяющая в условиях обновления производственных технологий своевременно повышать квалификацию и осуществлять профессиональную переподготовку кадров. Сохраняется проблема эффективного использования бюджетных средств и привлечения внебюджетных ресурсов. Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности.
В целом существует разрыв между содержанием и технологиями образования, институциональной структурой, уровнем кадрового и ресурсного обеспечения системы образования и задачами современной экономики. Поэтому модернизация системы образования, являющаяся необходимым условием формирования инновационной экономики, требует интенсивного продолжения и развития.
Актуальным остается вопрос доступности и качества питания обучающихся общеобразовательных учреждений. В организации системы питания обучающихся имеется ряд сложных проблем, требующих решения. Недостатки в обеспечении качественного и сбалансированного питания в общеобразовательных учреждениях вносят свой вклад в усиление негативных тенденций в состоянии здоровья обучающихся.
Совершенствование организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений направлено на решение приоритетной задачи социально-экономического развития области - повышение качества жизни детского населения.
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Московской области стала первым этапом системного обновления среднего общего образования. Цели и задачи следующего этапа модернизации общего образования определяются национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 N Пр-271.
В связи с этим настоящая Программа рассматривается как инструмент реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", а также переноса результатов, полученных при реализации комплексного проекта модернизации образования, на всю систему образования.
В результате реализации Программы должны быть созданы условия для формирования современной модели образования, ориентированной на обеспечение задач инновационного развития Московской области, и включающей в себя:
новые стандарты и технологии образования;
современные модели воспитания, социализации, сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности детей, подростков и молодежи,
эффективные механизмы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
обновленную сеть образовательных учреждений, обеспечивающую вариативность и доступность образовательных услуг независимо от места жительства;
современную структуру, содержание и технологии профессионального образования, отвечающие актуальным и перспективным потребностям рынка труда (абзац в редакции, введенной в действие с 20 марта 2011 года постановлением Правительства Московской области от 10 марта 2011 года N 190/8, - см. предыдущую редакцию);
модернизированную систему непрерывного образования, предоставляющую возможность гражданам повышать и обновлять квалификацию на протяжении всей трудовой деятельности;
систему оценки качества образования, обеспечивающую объективность и прозрачность оценки учебных и внеучебных достижений, доступность результатов оценки для потребителей образовательных услуг;
финансово-экономические механизмы, стимулирующие качество образовательных услуг, позволяющие концентрировать и эффективно использовать государственные и частные финансовые средства.
Одновременно модернизация системы образования в рамках реализации Программы позволит обеспечить максимальное использование ее потенциала в повышении качества жизни населения Московской области, обеспечить доступность и вариативность услуг дошкольного образования, создать условия для развития системы психолого-педагогической поддержки семьи и детства, сохранения и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Предполагается обеспечить поддержку и дальнейшее развитие наметившейся в последние годы позитивной тенденции восстановления ответственности системы образования за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гражданской идентичности и национального самосознания.
Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы организации питания обучающихся.
Очевидно, что достижение обозначенных целей и решение задач, стоящих перед системой образования в Московской области, требуют использования программно-целевого метода.