АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2008 года N 314-А

Об утверждении Комплексной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 2012 годы"

Документ с изменениями внесёнными:

-постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 N 499-П

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", законами Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2007 года N 104-ЗАО "Об окружном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", от 20 декабря 2004 года N 116-ЗАО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ямало-Ненецком автономном округе", от 6 апреля 2006 года N 15-ЗАО "Об окружной целевой программе "Развитие агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006 - 2010 годы", от 10 января 2007 года N 20-ЗАО "Об окружной целевой программе "Жилище" на 2006 - 2010 годы", в целях координации развития агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы".

2. Уполномоченным органом по решению вопросов, связанных с реализацией настоящего постановления, определить департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.

3. Признать утратившим силу постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 13 декабря 2007 года N 576-А "Об утверждении мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы".

4. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кугаевского А.Н.

от 26 июня 2008 г. N 314-А

Вице-губернатор

Ямало-Ненецкого автономного округа В.Н. Казарин

Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
(с изм. от 23.12.2010 N 499-П)

Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы"

ПАСПОРТ


Наименование Программы

Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы"
 (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года
 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"
.
 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446
 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы"
.
 Постановление Правительства Российской Федерацииот 3 декабря 2002 года N 858
 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года"
.
 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года N 144 "О порядке предоставления за счёт средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности"

Государственный заказчик-координаторПрограммы

департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственные заказчики Программы

Департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Департамент информационных технологий и связи Ямало-Ненецкого автономного округа.
 Служба ветеринарии Ямало-Ненецкого автономного округа

Основные исполнители Программы

муниципальные образования в Ямало-Ненецком автономном округе

Основные разработчики Программы

департамент по развитию агропромышленного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа

Цели Программы

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

 - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства

Задачи Программы

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий;

 - улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства;

 - обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

 - повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

 - совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Сроки реализации Программы

2008 - 2012 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение жилищных условий в сельской местности (ввод и приобретение жилья в размере 27,73 тыс. квадратных метров за период реализации Программы);

 - повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой и уровня газификации домов природным газом;

 - увеличение объёма производства продукции сельского хозяйства на 82% по отношению к 2006 году;

 - увеличение к 2012 году объёма производства скота и птицы на убой до 7,613 тыс. тонн;

 - увеличение к 2012 году объёма производства молока до 1,720 тыс. тонн

Объёмы и источники финансирования Программы

объём финансирования Программы в 2008 - 2012 годах составляет:
 за счёт средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа - 8 409,509 млн. рублей

Механизм реализации Программы

реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), соглашений, заключаемых Государственными заказчиками Программы с основными исполнителями Программы.

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Комплексная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со статьями 8, 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансовое обеспечение (предусматривается софинансирование мероприятий из средств федерального бюджета, средств бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ), бюджетов муниципальных образований в автономном округе, внебюджетных источников) и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Агропромышленный комплекс автономного округа является одной из составляющих экономики региона и основным источником жизнеобеспечения коренного населения. В силу естественных климатических условий сельское хозяйство округа ориентировано в первую очередь на традиционные для автономного округа отрасли: оленеводство, звероводство, промыслы.

Производством сельскохозяйственной продукции на территории автономного округа занимаются 96 хозяйств с различной организационно-правовой формой собственности, 64 крестьянско-фермерских хозяйства и общин и более 3000 личных хозяйств оленеводов. В агропромышленном комплексе автономного округа занято более 13 тысяч человек, где 90% составляют коренные малочисленные народы Севера.

В настоящее время идёт усиленное промышленное освоение полуострова Ямал, что в конечном итоге отрицательно отражается на показателях в аграрном секторе. Начинается работа по освоению Бованенковского месторождения, через полуостров Ямал пройдут железные дороги, нефтегазопроводы и другие инженерно-технические коммуникации нефтегазового комплекса. Это не только затруднит содержание оленей, но и сократит площадь оленьих пастбищ, что в дальнейшем приведёт к уменьшению численности поголовья, отразится на структуре стада и на качестве мяса.

В результате предполагаемого сокращения площади оленьих пастбищ, численность оленей на полуострове Ямал уменьшится на 60 тыс.голов по оптимистическому варианту, на 105 тыс.голов - по пессимистическому. На оседлый образ жизни вынуждены будут перейти как минимум 165 семей.

Данные факторы отразятся на благосостоянии семей, занятых в традиционных отраслях хозяйствования, спровоцирует ряд социальных проблем, вызовет вытеснение из тундры части людей, занятых в оленеводстве, в первую очередь молодёжь.

Проведение мероприятий по освоению полуострова Ямал выведет из оборота оленьих пастбищ большую часть земель. Из оборота оленьих пастбищ выйдут все земли, расположенные западнее газопровода "Бованенково-Ухта" до берега полуострова, ввиду невозможности перехода магистрального газопровода оленьими стадами. Строительство дороги "Обская-Бованенково" и газопровода "Бованенково-Ухта" координально изменит маршруты касланий большего количества оленеводческих бригад.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, исполнительными органами государственной власти автономного округа были приняты действенные меры, направленные на стабилизацию и развитие традиционных отраслей хозяйствования. Была разработана и принята программа долгосрочного сотрудничества Правительства автономного округа и ОАО "Газпром", направленная на социально-экономическое развитие автономного округа, связанное с промышленным освоением полуострова Ямал. Реализация данной Программы позволит укрепить материально-техническую базу производства, переработки мяса, рыбы, пушно-мехового сырья. (с изм. от 23.12.2010 N 499-П)

Реализация намеченных мероприятий позволит сохранить оленеводство как главную, профилирующую отрасль сельского хозяйства предприятий всех форм собственности и основу традиционного образа жизни коренных малочисленных народов автономного округа, укрепит материально-техническую базу сельскохозяйственных предприятий.

Главной отраслью по количеству занятых, финансово-экономическим показателям и социально-культурной роли в жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера является оленеводство.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

- низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

- неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

- низкие цены на сельскохозяйственную продукцию;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Устранение названных причин должно осуществляться посредством единой Программы, которая позволит комплексно подойти к решению вопросов развития агропромышленного комплекса.

В этой связи создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объёмов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности автономного округа, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития автономного округа в рассматриваемой перспективе.

II. Основные цели и задачи Программы

Целями Программы являются:

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.

Для достижения этих целей необходимо решение основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

- создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2012 году жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 5,5 раза по отношению к 2007 году);

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путём создания системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства с охватом к 2012 году 40 процентов муниципальных образований в автономном округе, привлечения союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;

- обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего северного оленеводства, на основе доведения удельного веса племенного поголовья в общем объёме поголовья северных оленей до 13 процентов;

- повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства за счёт мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.

Условия достижения прогнозных показателей развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти по отношению к 2006 году на 82 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное стабильное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, среднегодовой рост объёма продукции сельского хозяйства составит 10 процентов.

Рост продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечен за счёт роста объёмов производства в животноводстве, оленеводстве на основе создания принципиально новой технологической базы, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, переработки продукции оленеводства, а также за счёт наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и северного оленеводства.

Положительное влияние на рост объёмов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

Рост объёмов производства мяса и молока позволит к 2012 году относительно 2006 года увеличить долю местного производства в формировании ресурсов мяса. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в пересчёте на мясо увеличится с 6 килограммов в 2006 году до 7 килограммов в 2012 году, молока и молокопродуктов в пересчёте на молоко соответственно с 2,7 до 3,2 килограмма.

Доходы работников сельскохозяйственных товаропроизводителей к 2012 году должны повыситься относительно 2006 года в 2,2 раза.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и на период до 2012 года являются:

- развитие направлений, определённых приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанных с выделением средств на их реализацию, предусмотренных настоящей Программой;

- ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

- улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы;

- повышение платёжеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

- создание условий сельскохозяйственным и другим товаропроизводителям агропромышленного комплекса для инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства.

Однако наращиванию прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2008 год и до 2012 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся:

- снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности и кризис банковской системы позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;

- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от природно-климатических условий, которые оказывают серьёзное влияние на выпас оленей, объёмы производства мяса, обеспеченность отрасли оленеводства кормовыми ресурсами, что существенно повлияет на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает её инвестиционную привлекательность;

- социальные риски, обусловленные возможностью усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые являются серьёзной предпосылкой демографического кризиса в сельской местности и провоцируют нехватку трудоспособного населения;

- законодательные риски, выражающиеся в недостаточном совершенстве законодательной базы по регулированию сельскохозяйственной деятельности и сложности реализации процедуры по оформлению прав собственности на землю.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»