ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2008 года N 213-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу с 6 февраля 2010 года на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 15 октября 2009 года N 1397-ПП
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Областного закона от 10 апреля 1995 года N 9-ОЗ "Об управлении государственной собственностью Свердловской области" ("Областная газета", 1995, 18 апреля, N 42) с изменениями, внесенными Областным законом от 12 февраля 1998 года N 5-ОЗ ("Областная газета", 1998, 18 февраля, N 25), законами Свердловской области от 22 июля 2002 года N 32-ОЗ ("Областная газета", 2002, 24 июля, N 149-150), от 25 декабря 2003 года N 53-ОЗ ("Областная газета", 2003, 27 декабря, N 303-305), от 7 июля 2004 года N 21-ОЗ ("Областная газета", 2004, 10 июля, N 181-182), от 15 июля 2005 года N 88-ОЗ ("Областная газета", 2005, 19 июля, N 214-215), от 30 июня 2006 года N 39-ОЗ ("Областная газета", 2006, 1 июля, N 207-209), от 8 декабря 2006 года N 85-ОЗ ("Областная газета", 2006, 12 декабря, N 420-422), от 22 мая 2007 года N 50-ОЗ ("Областная газета", 2007, 23 мая, N 166), от 24 сентября 2007 года N 91-ОЗ ("Областная газета", 2007, 26 сентября, N 322-327), от 29 октября 2007 года N 140-ОЗ ("Областная газета", 2007, 31 октября, N 370-375), во исполнение Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" ("Областная газета", 2007, 31 октября, N 370-375) с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 3 декабря 2007 года N 144-ОЗ ("Областная газета", 2007, 4 декабря, N 423-428) и от 4 февраля 2008 года N 1-ОЗ ("Областная газета", 2008, 5 февраля, N 34-37), Программы управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2008 год, утвержденной Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 139-ОЗ ("Областная газета", 2007, 31 октября, N 370-375), в целях реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 1262-ПП "О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст.1261) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 7-3, ст.972), и развития малого и среднего предпринимательства на территории Свердловской области Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Внести в качестве добровольного имущественного взноса в имущество фонда "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" за счет средств областного бюджета денежные средства в размере 250000000 (двести пятьдесят миллионов) рублей в соответствии с Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" с изменениями, внесенными законами Свердловской области от 3 декабря 2007 года N 144-ОЗ и от 4 февраля 2008 года N 1-ОЗ, и Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года N 139-ОЗ "О Программе управления государственной собственностью Свердловской области и приватизации государственного имущества Свердловской области на 2008 год".
2. Одобрить программу Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008 год в части, осуществляемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" (прилагается) через использование добровольного имущественного взноса Свердловской области в имущество фонда за счет средств областного бюджета в 2008 году.
3. Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (Молотков А.М.):
1) заключить с фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" Соглашение о предоставлении и использовании добровольного имущественного взноса Свердловской области в имущество фонда "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" за счет средств областного бюджета в 2008 году;
2) внести от имени Свердловской области в качестве добровольного имущественного взноса в имущество фонда "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" денежные средства в размере, установленном пунктом 1 настоящего постановления.
4. Министерству финансов Свердловской области (Серова М.А.) перечислить денежные средства в качестве добровольного имущественного взноса в имущество фонда "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" за счет источников, установленных пунктом 1 настоящего постановления.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя Правительства Свердловской области Кокшарова В.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
В.А.Кокшаров
г.Екатеринбург
21 марта 2008 года
N 213-ПП
ПРОГРАММА
Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008 год в части, осуществляемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства"
Наименование программы | программа Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008 год в части, осуществляемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" (далее - программа) |
Разработчик программы | Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области |
Сроки реализации программы | программа реализуется в течение 2008 года |
Цели программы | обеспечение благоприятных условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства для сбалансированного роста экономики Свердловской области; |
Основные задачи программы | обеспечение доступности инфраструктуры поддержки и мер адресной финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; |
Исполнитель программы | фонд "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" |
Планируемые источники финансирования программы | общий объем финансирования: 545,8 млн.рублей, в том числе за счет средств: |
Одной из наиболее значимых проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, по данным социологических исследований и опросов предпринимателей, является несовершенство финансово-кредитных механизмов. Исследование на тему "Предпринимательский потенциал российского общества: состояние, проблемы, возможности активизации", проводившееся в 2006 году по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Центром фундаментальных исследований Высшей школы экономики, выявило ряд проблем, связанных с доступом субъектов малого предпринимательства к источникам финансирования своего бизнеса на разных стадиях (уровнях) его развития. Среди выявленных особенностей группой исследователей отмечены следующие:
за последние годы выросла доля предпринимателей, выбирающих в качестве источников внешнего финансирования нарождающегося бизнеса банки и иные финансовые организации (около 40 процентов);
роль неформальных источников финансирования нарождающегося бизнеса - родственников, знакомых, друзей - остается доминирующей. Их выбирают среди мужчин 65 процентов респондентов, среди женщин - 55 процентов;
оценка минимального объема финансирования раннего бизнеса за счет средств неформальных инвесторов составляет 2,6 млрд.рублей в год.
Большая доля неформального финансирования - признак неразвитости банковской инфраструктуры и отсутствия банковских продуктов, предназначенных для начинающих предпринимателей. Кроме того, барьером для развития малых предприятий является ограниченный доступ предпринимателей к кредитным ресурсам банковской системы из-за недостаточности ликвидного обеспечения и несовершенства банковских продуктов для реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В частности, необходимо производить процентные платежи на инвестиционной фазе проекта, когда еще не генерируется прибыль, но обязательства по уплате процентов уже необходимо выполнять. Расшивка узких мест банковской системы - функция государства, которое может через инфраструктуру поддержки малого предпринимательства компенсировать недостатки банковской системы, достраивать институты финансового рынка, добавляя в него необходимые элементы и механизмы, способствующие решению проблем финансирования малого бизнеса и ускорения темпов его развития.
По данным исследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, 35 процентов малых предприятий работают менее двух лет, 27 процентов - от двух до пяти лет, 38 процентов - более пяти лет, в том числе 16 процентов более 8 лет, и только 0,5 процента осуществляют свою деятельность свыше 10 лет. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды, осложненный доступ к помещениям) отмечают 25-30 процентов субъектов малого предпринимательства. Это означает, что одной из основных проблем, влияющих на выживаемость бизнеса, особенно в стартовый период, является доступность офисных и производственных помещений. Таким образом, в целях развития малого предпринимательства органы власти должны участвовать в финансировании проектов по созданию таких объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, как бизнес-инкубаторы, технологические и индустриальные парки.
Настоящая Программа подготовлена в соответствии с Концепцией государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 1262-ПП "О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы" (Собрание законодательства Свердловской области, 2002, N 10, ст.1261) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП (Собрание законодательства Свердловской области, 2006, N 7-3, ст.972).
Целями программы являются: улучшение условий для создания и развития субъектов малого и среднего предпринимательства для сбалансированного роста экономики Свердловской области, создание условий для реализации предпринимательской инициативы граждан и вовлечения жителей области в активную экономическую жизнь, сохранение и создание новых рабочих мест.
Для осуществления поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
расширение доступности инфраструктуры поддержки и мер адресной финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
разработка, внедрение и совершенствование форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих привлечение банковских средств на развитие малого и среднего предпринимательства;
мобилизация финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе работающих в приоритетных отраслях или в территориях со сложными условиями хозяйствования;
создание и развитие на территории Свердловской области организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства и обеспечение ее деятельности.
Программа реализуется в течение 2008 года.
Программа Свердловской области по развитию малого и среднего предпринимательства на 2008 год в части, осуществляемой фондом "Свердловский областной фонд поддержки малого предпринимательства" (далее - Фонд), представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых Фондом, по решению социально-экономических задач содействия устойчивому развитию Свердловской области на основе внедрения форм финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. План мероприятий по выполнению программы прилагается (приложение N 1 к настоящей программе).
Программные мероприятия сформированы на основе положений и параметров Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 03.10.2002 N 1262-ПП "О Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП.
Малый бизнес неоднороден как по видам и масштабам экономической деятельности, так и по уровню своего развития и, следовательно, нуждается в различных формах финансовой поддержки, позволяющих наиболее эффективно достигать целей развития малого предпринимательства.
В Свердловской области применяются следующие формы финансовой поддержки:
микрофинансирование;
предоставление обеспечения предпринимателям для получения банковского кредита (поручительства, залоги);
предоставление беспроцентных компенсационных займов;
предоставление льготных инвестиционных кредитов субъектам малого предпринимательства, работающим в приоритетных отраслях или на территориях со сложными условиями хозяйствования;
субсидирование части затрат по арендной плате начинающих предпринимателей, размещаемых в бизнес-инкубаторах Свердловской области.
Кроме того, для повышения устойчивости и выживаемости субъектов малого предпринимательства в стартовый период в Свердловской области создается и развивается сеть бизнес-инкубаторов на базе имущественных комплексов, передаваемых из муниципальной казны в собственность организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, порядок отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им поддержки устанавливаются попечительским советом Фонда в соответствии с его Уставом. Основным условием оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является их государственная регистрация и осуществление ими деятельности на территории Свердловской области.
Микрофинансирование:
1) целевая группа: начинающие предприниматели и микропредприятия;
2) потребности целевой группы: отсутствие доступа к кредитным ресурсам банков из-за отсутствия кредитной истории, ликвидного имущества, необходимого для обеспечения банковских кредитов, навыков работы с финансовыми институтами;
3) механизм реализации: предоставлением микрозаймов и консультаций по вопросам ведения бизнеса начинающим предпринимателям занимаются специализированные организации - фонды поддержки малого предпринимательства, работающие в муниципальных образованиях в Свердловской области;
4) эффект для целевой группы: приобретение навыков бизнес-планирования и оценки рисков, опыт работы с кредиторами и инвесторами. Происходит становление бизнеса, предприниматели зарабатывают кредитную историю и становятся привлекательными для банковского кредитования, получают доступ к ресурсам банковской системы.
Предоставление обеспечения (поручительства, залоги):
1) целевая группа: микро- и малые предприятия;
2) потребности целевой группы: отсутствие достаточного залога для получения необходимой суммы кредита;
3) механизм реализации: Фонд выступает поручителем перед банком-партнером субъекта малого предпринимательства и принимает на себя часть рисков невозврата кредита заемщиком;
4) эффект для целевой группы: возможность получения банковских кредитов без залога, кредитной истории или на большую сумму.
Предоставление компенсационных займов:
1) целевая группа: малые и средние предприятия;
2) потребности целевой группы: сложности с выплатой процентов по банковским кредитам на инвестиционном этапе реализации проекта;