ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2002 года N 1262-ПП
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП)
В целях дальнейшего развития малого предпринимательства и в соответствии с предложениями рабочей группы, утвержденной Распоряжением Правительства Свердловской области от 22.04.2002 N 315-РП "О создании рабочей группы для разработки проектов концепции и программы развития малого предпринимательства", Решениями Экономического совета при Губернаторе Свердловской области от 5 июля 2002 года и областного экспертного координационного совета по развитию малого предпринимательства от 24 мая 2002 года, одобривших проект Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2015 годы, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2020 годы (прилагается).
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП)
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП.
3. Поручить Министерству экономики и труда Свердловской области (Ковалева Г.А.), Комитету по развитию малого предпринимательства Свердловской области (Копелян Е.А.) организовать работу по реализации Концепции.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП)
4. Отраслевым исполнительным органам государственной власти Свердловской области при составлении текущих и перспективных планов и программ, касающихся вопросов развития и государственной поддержки малого предпринимательства, руководствоваться положениями Концепции.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Свердловской области по экономической политике и перспективному развитию, министра экономики и труда Свердловской области Ковалеву Г.А.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП)
Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Свердловской области на 2002 - 2020 годы (далее - Концепция) определяет цели, направления и пути развития малого предпринимательства в Свердловской области, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области, которые обеспечат благоприятные условия развития субъектов малого бизнеса, возрождение богатых традиций уральского предпринимательства.
(в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 18.07.2006 N 611-ПП)
Концепция разработана Министерством экономики и труда Свердловской области с участием заинтересованных исполнительных органов государственной власти Свердловской области и членов областного экспертного координационного совета по развитию малого предпринимательства во исполнение Распоряжения Правительства Свердловской области от 27.04.2002 N 315-РП "О создании рабочей группы для разработки проектов концепции и программы развития малого предпринимательства".
Концепция соответствует основным положениям Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, одобренной 19 декабря 2001 года Государственным Советом Российской Федерации. При разработке Концепции использованы Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, Концепция управления государственным имуществом Свердловской области на 2002 - 2005 годы, Концепция развития инновационной деятельности в Свердловской области на 2002 - 2010 годы, Концепция возрождения и развития ремесел и народных промыслов в Свердловской области в 2000 - 2005 годы, Концепция развития выставочной деятельности в Свердловской области на 2002 - 2010 годы.
В ходе подготовки Концепции сделан анализ ключевых проблем развития малого предпринимательства в Свердловской области, проведены социологические исследования, использованы разработки уральских ученых, материалы государственной статистики, некоторые показатели участия малых предприятий в экспортно-импортных операциях, выставочной деятельности. На подготовительном этапе проведен цикл встреч, совещаний, консультаций с различными категориями предпринимателей, руководителями муниципальных образований, негосударственных структур. Проект Концепции рассмотрен и одобрен 24 мая 2002 года областным экспертным координационным советом по развитию малого предпринимательства и 5 июля 2002 года Экономическим советом при Губернаторе Свердловской области.
Малое предпринимательство играет существенную роль в народнохозяйственном комплексе Свердловской области, представляя собой по количественным и качественным характеристикам сложное социально-экономическое явление. Зародившийся чуть более 10 лет назад малый бизнес является важным сектором, инновационным элементом областной экономики. С 1991 по 2001 год число малых предприятий в области возросло в 4,6 раза и составило 21,6 тыс. единиц. Численность персонала в сфере малого предпринимательства с учетом индивидуальных предпринимателей достигла 262 тыс. человек или 15,7 процента от занятого населения в отраслях народного хозяйства. Субъекты малого предпринимательства (137 тыс. единиц) функционируют практически во всех отраслях экономики, повсеместно осваивая небольшие рыночные сегменты. Из общей численности занятых в сфере малого бизнеса 44 процента - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и 30 процентов - работающие на малых предприятиях с численностью персонала до десяти человек. В уставном капитале малых предприятий доля субъектов малого предпринимательства и физических лиц составляет 98 процентов. В экономике области на долю малых предприятий (без учета индивидуальных предпринимателей) приходится 8,4 процента объема выпуска продукции, работ, услуг и более 8 процентов от общего поступления налогов. Большинству субъектов малого предпринимательства Свердловской области присущи гибкость, высокая приспособляемость к неблагоприятным условиям, значительная интенсивность труда. В 2000 - 2001 годах малые предприятия области демонстрируют высокие темпы роста производства продукции, работ и услуг (ежегодно в 1,5 раза). По данным сплошного статистического обследования результативность использования ресурсного потенциала в сфере малого бизнеса по основным показателям в 1,5 - 2 раза выше, чем в экономике области в целом. Развитие малого предпринимательства происходит неравномерно в отраслевом и территориальном разрезах, свыше половины предпринимателей предпочитают заниматься торговлей и оказанием услуг, более 80 процентов субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Каменске-Уральском, Первоуральске. Одной из особенностей малого предпринимательства является широкое распространение вторичной занятости (22 тыс. человек), что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющего дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В ряде отраслей экономики области (оптовая торговля, бытовое обслуживание) малый бизнес является доминирующим, обеспечивая свыше двух третей от общего объема товаров и услуг, в других отраслях (строительство, розничная торговля) - весомым, где его доля соответственно 31 процент и 44 процента. Туристско-экскурсионные, фотографические услуги, ремонт жилья, ремонт и изготовление мебели, одежды и обуви, вязка трикотажных изделий и ряд других услуг на 70 - 99 процентов предоставляются населению субъектами малого предпринимательства. Однако незначительна еще роль малого бизнеса в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, объемах услуг пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, санаторно-оздоровительных организаций (1 - 3 процента).
При этом роль малого бизнеса в экономике области, так же как и в стране в целом, по ряду показателей на 30 - 50 процентов выше официальных статистических данных, так как часть субъектов малого предпринимательства вынуждена работать в "тени" из-за несовершенных системы налогообложения и нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства. В то же время отсутствие полной статистической информации о деятельности всех форм субъектов малого предпринимательства, недостаточное качество статистических показателей, получаемых на основе выборочных обследований с использованием постоянно меняющейся методики расчета, отсутствие статистического наблюдения за предпринимателями без образования юридического лица не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства и осложняют принятие эффективных управленческих решений.
Малое предпринимательство - динамичная форма хозяйствования, здесь интенсивно идут процессы реорганизации, изменения видов деятельности, создания новых и ликвидации в установленном порядке неэффективных предприятий, что способствует оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики. По данным исследования Свердловского областного комитета государственной статистики 35 процентов малых предприятий работают менее двух лет, 27 процентов - от двух до пяти лет, 38 процентов - более пяти лет, в том числе 16 процентов более 8 лет и только 0,5 процента осуществляют свою деятельность свыше 10 лет.
В Свердловской области за последние десять лет заложены основы системы государственный поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, разработан и осуществляется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства. Ежегодно в бюджете области предусматривается отдельной статьей сумма расходов на реализацию мероприятий программ государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы объективные предпосылки для перехода малого предпринимательства от периода старта и становления к периоду развертывания и устойчивого поступательного развития.
Наиболее значимыми проблемами, сдерживающими во все годы развитие малого бизнеса, по данным многочисленных социологических исследований и опросов предпринимателей являлись несовершенство налогообложения, законодательства и финансово-кредитных механизмов. Многие препятствия на пути становления малого бизнеса находятся за рамками самой сферы малого предпринимательства. Отсюда неуверенность в будущем и невозможность работать с учетом долгосрочной перспективы. Поскольку малый бизнес ориентируется в основном на обслуживание населения, то его трудности во многом связаны и с низким платежеспособным спросом большинства людей.
На пути малого бизнеса продолжают существовать неоправданные административные барьеры, особенно при регистрации предприятий, лицензировании видов деятельности, сертификации продукции, выделении производственных и торговых помещений, земли, осуществлении контролирующими организациями контрольно-ревизионных функций. Но оценке авторитетных экспертов каждый десятый рубль предпринимателями тратится на преодоление административных барьеров, выстроенных властями всех уровней при ведении субъектами малого предпринимательства хозяйственной деятельности.
У малого предпринимательства слаба производственно-техническая и ресурсная база, в этой сфере находится только 3 процента от всех основных фондов хозяйственного комплекса области. Поскольку малый бизнес осуществляет свою деятельность в основном на арендуемых площадях, то проблему нежилых помещений (отсутствие информации, длительность процедур оформления, неприемлемые условия аренды) отмечают 25 - 30 процентов субъектов малого предпринимательства. Сдерживает развитие предпринимательской деятельности высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, отсутствие доступной деловой информации о состоянии рынка, ресурсах, государственных и муниципальных заказах, нормативных правовых актах. Недостаточно развивается производственная кооперация крупных и малых предприятий, хотя для этого в Свердловской области имеются благоприятные условия, где исторически в индустрии преобладают крупные предприятия металлургии, машиностроения и высокотехнологичного военно-промышленного комплекса.
Отстает от требований развивающейся практики научная разработка проблем предпринимательства и организация социологических исследований в этой сфере. Не сформированы основы системы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне. Ежегодно финансовую, информационную, образовательную поддержку за счет средств областного и муниципальных бюджетов получают около 12 - 15 процентов субъектов малого предпринимательства.
Существующие трудности не разрушают малый бизнес, но предприниматели при преодолении их несут значительные организационные, моральные и финансовые издержки.
На темпах роста малого бизнеса продолжает сказываться низкое качество предпринимательской среды. У предпринимателей недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса. Социологические исследования показывают, что каждый десятый предприниматель сталкивается с нечестной конкуренцией. Низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность - существенная проблема, негативно сказывающаяся на развитии малого предпринимательства. В 2001 году финансовый результат от хозяйственной деятельности малых предприятий оказался на треть меньше из-за значительного числа убыточных предприятий. Неустойчивое финансовое положение ряда малых предприятий связано с неспособностью некоторых из них адаптироваться к рыночным изменениям, перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с потребителями продукции и услуг. Мала доля продукции малых предприятий (3,2 процента), выпускающих конкурентоспособную продукцию на внешний рынок. Хотя проявляется возрастающая тенденция к положительному восприятию в обществе предпринимательства, часть населения по-прежнему негативно относятся к малому бизнесу, считая, что его доходы часто связаны с уклонением от установленных законом норм и правил ведения бизнеса. Многие трудоспособные и незанятые граждане психологически еще не готовы к самостоятельной предпринимательской деятельности, как способу решения своих финансовых проблем.
После бурного роста в Свердловской области числа субъектов малого предпринимательства в первой половине 90-х годов его развитие в последующем затормозилось. Не растет число малых предприятий, ежегодно сокращается в среднем на 2 - 3 процента число крестьянских (фермерских) хозяйств. Происходит отток численности работающих из малых предприятий в индивидуальные предприниматели, что ведет к формированию менее эффективной структуры рабочих мест. О хозяйственном комплексе области сформировалось бизнес-сообщество (250 - 260 тыс. человек), численность которого стабилизировалась и в последние годы практически остается неизменной.
Исследование, проведенное в 2001 году по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в шести субъектах Российской Федерации, в том числе и в Свердловской области, показало, что 58 процентов опрошенных предпринимателей Свердловской области поставили среднюю оценку эффективности государственной поддержки малого бизнеса, 29 процентов - низкую оценку и никто не дал высокой оценки.
Если не менять государственную политику и не совершенствовать систему поддержки малого предпринимательства, то в условиях существующего законодательства, не учитывающего должным образом специфику малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, несовершенной и противоречивой налоговой и финансовой политики, чрезмерных административных барьеров потенциал количественного роста малого бизнеса в Свердловской области на начало XXI века оказался исчерпанным. В Свердловской области созрел довольно значительный слой населения способный при благоприятных экономических и административных условиях заниматься малым бизнесом. Около 250 тыс. человек (оценка по методике Международной организации труда) трудоспособного населения не имеют работы и не заняты в экономике области. Нельзя откладывать решение накопившихся проблем малого бизнеса, так как через несколько лет можно прийти к ситуации, когда цена решения резко возрастет.
Цели государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства:
1) обеспечение благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;
2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;
3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой области и малым бизнесом страны в целом.
Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
Для достижения этих целей должны решаться следующие задачи:
1) формирование в пределах полномочий Свердловской области благоприятной правовой среды для развития малого предпринимательства;
2) подготовка предложений по устранению неоправданных экономических и административных барьеров на пути малого бизнеса;
3) реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого бизнеса;
4) развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность предпринимателям деловых услуг;
5) подготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
6) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства.
Государственная политика в отношении малого бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области. Концепция базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития области и, соответственно, перенесении приоритетов экономической политики исполнительных органов государственной власти Свердловской области на всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом демократии и социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства.
Основные принципы государственной политики в отношении малого предпринимательства:
партнерские отношения между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, местного самоуправления, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса;
сокращение административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования;
поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера;
недопущение предоставления государственной помощи, создающей неравные условия конкуренции другим субъектам малого предпринимательства;
адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию областной экономики;
усиление муниципального аспекта в политике поддержки малого бизнеса с постепенным переносом конкретной поддержки на уровень территорий.
Целостная государственная политика по созданию благоприятного предпринимательского климата в Свердловской области должна обеспечивать системный подход к решению проблем, равные условия конкуренции для всех хозяйствующих субъектов при входе в рынок, устранение неоправданных административных барьеров на пути малого бизнеса, общее ограничение вмешательства государства в хозяйственную деятельность при усилении государственного регулирования предпринимательской деятельности в части создания стабильных и ясных "правил игры" (общеправовых, общеэкономических, имущественных, земельных).
Усилится влияние малого предпринимательства на структурную перестройку хозяйственного комплекса области, занятость рабочей силы. При сокращении численности работающих на крупных предприятиях традиционных отраслей тяжелой индустрии, малый бизнес опережающими темпами будет развивать социально ориентированные отрасли, активно реагирующие на платежеспособный спрос и восприимчивые к требованиям рынка.
Государственная политика предусматривает следующие аспекты:
функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства;
отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности в вопросах развития малого бизнеса всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства;
территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого предпринимательства в административно-территориальных единицах области;