ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 26 декабря 2009 года N 1764

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка местного самоуправления на 2009-2011 годы"

(ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Указ Президента РС(Я) от 09.09.2011 N 902)

В целях формирования условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления и реализации Федерального Закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить республиканскую целевую программу

"Государственная поддержка местного самоуправления на 2009-2011

годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Определить государственным заказчиком-координатором

Программы Департамент по вопросам местного самоуправления

Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) .

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.

4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия) .

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Саха (Якутия)

В. ШТЫРОВ

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Саха (Якутия)
от 26 декабря 2009 года N 1764

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА 2009-2011 ГОДЫ"


     Якутск - 2009

     СОДЕРЖАНИЕ

     ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………..…………………………………………….….8

     Раздел I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом……………………………………………………………………...……12

     Раздел II. Основная цель и задачи Программы, сроки выполнения ...…….....18

     Раздел III. Система программных мероприятий государственной поддержки местного самоуправления ………………………..……………….………….....19

     Раздел IV. Ресурсное обеспечение Программы ……..……………….….…..22

     Раздел V. Основные направления и механизмы …..……………………….. 25

     Раздел VI. Система организации контроля за исполнением программы…..27

МЕРОПРИЯТИЯ республиканской целевой программы государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы……….…….…... 29

I. В сфере правового обеспечения деятельности органов МСУ…………… 29

II. В области развития экономической основы местного самоуправления…32

III. Содействие эффективной реализации вопросов местного значения и полномочий органов местного самоуправления………….………………… 35

III.I. В области социальной политики………………………………… 35

III.II. В области жилищно-коммунального хозяйства…………..…… 35

III.III. В области культуры…………………………………………...… 36

III.IV. В области дорожной деятельности…………………………....…40

III.V. В области осуществления органами МСУ отдельных государственных полномочий………………………………………………….40

IV. В области развития кадрового потенциала муниципальных образований41

V. В области развития информационного обеспечения муниципальных образований………………………………………………………………………42

VI. В сфере предпринимательства…………………………………………… 45

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Государственная поддержка местного самоуправления на 2009-2011 годы";

Основания
 для разработки Программы

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 Указ Президента Российской Федерации от 15.10.99 г.  1370 "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации";

 Закон Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З N 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)";

 Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 16.05.2008 г. N 216-РП "О плане мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации решений II -го съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)";

 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ"

Государственный
 заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия);

Основной разработчик
 Программы

Департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)

Цель и задачи Программы

Цель: Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления и повышение доходной части местного бюджета;

 Задачи:
 - Создание условий для повышения доходности и сбалансированности местных бюджетов;

 - Систематизация, учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики, обеспечение их доступности населению;

 - Оказание содействия органам местного самоуправления в осуществлении подготовки,  переподготовки, повышении квалификации кадров;
осуществление мониторинга качества   муниципального управления в Республике  Саха (Якутия).

Сроки реализации
 Программы

2009-2011 годы;

Перечень основных
 мероприятий Программы

Мероприятия в области нормативно-правовой, организационной, финансово-экономической, социальной,  кадровой политики, а так же  информационной поддержки местного самоуправления;

Исполнители основных
 мероприятий Программы

Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления;

Источники
 финансирования
 Программы

Бюджет Республики Саха (Якутия);

 Бюджеты муниципальных образований
 (по согласованию);

  прочие внебюджетные источники финансирования;

Ресурсное обеспечение
 на 2009-2011 годы

2009 год - 48 116,8 тыс. рублей;

 2010 год - 47 000 тыс. рублей;

 2011 год - 150 515 тыс. рублей;

 (строка в редакции Указа Президента РС(Я) от 09.09.2011 N 902 )

Индикатор эффективности  целевой программы

Индикатор эффективности программы:
 Разработка программ социально-экономического развития муниципальных образований.

Ожидаемые конечные
 результаты Программы

- Разработка муниципальными образованиями комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований;

 - Принятых новых нормативно-правовых актов в области местного самоуправления;

 - Предоставление муниципальными образованиями нормативно-правовых актов в регистр муниципальных правовых актов Республики Саха (Якутия);

 - Оказание методической помощи по итогам а нализа заявок предоставленных муниципальными образованиями по насущным вопросам местного самоуправления;

Контроль за исполнением
 Программы

Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия);

I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

Республиканская целевая программа "Государственная поддержка местного самоуправления на 2009-2011 годы", была разработана на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 171-З N 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16.05.2008 г. N 216-РП "О плане мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации решений II-го съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2008 года за N 473.

Согласно Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2009 г. N 501 "Об оценке эффективности реализации республиканских целевых программ за 2007-2008 годы и мерах по их реализации в 2009-2011 годах" и в связи с принятием постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 8 октября 2009 года N 415 "Об утверждении порядка разработки и реализации республиканских целевых программ и порядка проведения оценки эффективности республиканских целевых программ" и утратой силы постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 февраля 2008 года N 60 "Об утверждении Порядка разработки и реализации целевых программ Республики Саха (Якутия)" программа откорректирована в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Итоги программы государственной поддержки органов местного самоуправления на 2006-2008 годы - это реальные качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре, социальной сфере республики, что создает условия для развития экономической базы и полноценного функционирования института местного самоуправления, в том числе на уровне поселений.

Мероприятия Программы государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы в нормативно-правовой сфере представлены двумя блоками, первый - совершенствование республиканского законодательства в области местного самоуправления и второй – разработка примерных муниципальных актов и методических рекомендаций для органов местного самоуправления.

Так в 2007 году приведено в соответствие с федеральным законодательством, 13 законов, регулирующих вопросы местного самоуправления. В настоящее время законодательство Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении приведено в соответствие с федеральным законодательством. В том числе полностью обновлено законодательство о муниципальных выборах, приняты базовый республиканский Закон о муниципальных выборах и Закон о выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа). Первый закон апробирован на выборах глав муниципальных районов и глав и депутатов городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия) 2 декабря 2007 года. Принят Закон, учреждающий государственную награду "Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия)". Этим почетным знаком будут награждаться служащие органов местного самоуправления районов, городов, наслегов и поселков, внесшие вклад в социально-экономическое развитие района и республики и качественно безупречно работающие в органах местного самоуправления. Качественно обновлено законодательство о муниципальной службе. Коррективы, внесенные в республиканские законы о местном самоуправлении связаны с изменением федерального законодательства о местном самоуправлении. Кроме этого, Правительство Республики Саха (Якутия) активно участвует в законотворческой работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На все законопроекты, поступающие из Государственной Думы готовятся отзывы органов исполнительной власти республики. В сентябре 2007 года Правительством Республики Саха (Якутия) разработан проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части упрощения процедуры принятия и внесения поправок в уставы муниципальных образований и упрощения их структуры. Проект находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В качественно обновленном составе продолжает работу Методический совет по местному самоуправлению, который координирует методическую работу республиканских министерств и ведомств по разработке и направлению в муниципальные образования методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов. За период работы Методического совета разработано и направлено в муниципальные образований около 109 методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов, что стало основой для формирования правовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Проведены работы по установлению границ 269 городских и сельских поселений, 15 муниципальных районов, 1 городского округа и установлению черты 414 населенных пунктов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Утверждена республиканская целевая программа "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы" в которой содержится подпрограмма "Формирование муниципальной недвижимости на 2008-2010 годы". Во всех муниципальных образованиях утверждены Программы формирования муниципальной земельной собственности при проведении мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. На 2008 год на развитие системы муниципального учета объектов недвижимости, в т.ч. на межевание земельных участков предусмотрено 73 млн. 149 тыс. рублей.

Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются решения о безвозмездной передаче объектов государственной собственности республики в собственность муниципальных образований, передача основной части имущества, необходимого муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения завершена.

В течение 2006-2007 годов все поселения разработали программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, реализуются программы социально-экономического развития муниципальных районов и округов.

За годы ее реализации программы проведены семинары конференции по вопросам реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на этапе переходного периода".

На 2007 год средства на софинансирование мероприятий по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества были предусмотрены в сумме 27,9 млн. рублей и перечислены в полном объеме.

В официальном сервере органов государственной власти республики в разделе "Местное самоуправление" открыт подраздел "Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".

Новая Программа закрепляет единую систему представлений о стратегических целях, приоритетных направлениях политики республики в сфере развития муниципальных образований. Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), муниципальной реформы является обеспечение роста реальных доходов населения, улучшение качества жизни населения, проживающего на территории муниципальных образований, формирование благоприятной среды для его устойчивого воспроизводства на уровне современных стандартов.

Достижение поставленных приоритетов возможно при условии реальной политической и экономической самостоятельности муниципальных образований республики для чего необходимо решить задачи по снижению уровня дотационности муниципальных образований, внедрению передовых методик и технологий по оптимизации расходов местных бюджетов, совершенствованию их нормативной правовой базы, созданию системы муниципальной статистики, условий для развития местной экономики на основе использования собственного потенциала, развития малого предпринимательства, частного сектора, внедрения инвестиционных проектов, создания эффективной системы подготовки, переподготовки кадров в органах местного самоуправления.

Производственную базу муниципальных образований составляют, в основном, учреждения образования, здравоохранения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие услуги социальной направленности и имеющие устаревшие технологии, высокую изношенность основных производственных фондов, что также не способствует увеличению доходов местных бюджетов. Соответственно муниципальные инвестиции имеют социальную направленность, муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности.

Проблемными остаются ключевые вопросы - обеспечение населения качественными услугами связи, пассажирского транспорта, дорожного хозяйства, развитие топливно-энергетического потенциала, отраслей агропромышленного и социального комплексов.

В настоящее время в республике отсутствует система информационного обеспечения органов местного самоуправления. Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований, дублирование запросов различными министерствами, ведомствами отрицательно сказывается на реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

В сложившихся условиях необходимо добиться устойчивого социально-экономического развития всех муниципальных образований республики, создать пространственную структуру экономики республики в целом.

Процесс становления местного самоуправления является составной частью проводимой в Российской Федерации, в республике административной реформы и он не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений социально-экономического развития. В этой связи мероприятия республиканской программы будут носить межотраслевой характер и затрагивать сферы ведения всех республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Сложность и взаимоувязанность различных мероприятий, необходимость исполнения их в сжатый временной период, социальная и политическая значимость решения задач, поставленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках программы, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.

Достижение целей в предусмотренные сроки возможно только при условии координации деятельности министерств, ведомств, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений.

II. Основная цель и задачи Программы

Целью программы является Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления и повышение доходной части местного бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить финансовую и организационную поддержку муниципальным образованиям республики, а также стимулировать деятельность органов местного самоуправления для эффективной реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В связи с этим основными задачами Программы являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»