ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 07 ноября 2008 года N 473

О Республиканской программе государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы

В целях формирования условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы.

2. Руководителям министерств и ведомств обеспечить исполнение мероприятий Республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы в установленные сроки.

3. Координацию исполнения мероприятий Программы возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по курируемым направлениям, общее руководство исполнения Программы - на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.В. Власова.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 апреля 2006 года N 135 "О Республиканской программе государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы".

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования в средствах массовой информации.

Председатель Правительства

Республики Саха (Якутия)

Е. БОРИСОВ

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 07 ноября 2008 года N 473


РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ на 2009-2011 ГОДЫ СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы


Наименование Программы

Республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы

Основания
 для разработки Программы

Федеральный закон c:\content\ngr\RU0000R200303925.doc "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

 Указ Президента Российской Федерации c:\content\ngr\RU0000R199904858.doc "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации";

 Закон Республики Саха (Якутия) c:\content\ngr\RU14DMJ200400346.doc "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)";

 Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 года N 216-РП "О плане мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации решений II-го съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)"

Государственный
 заказчик Программы

Правительство Республики Саха (Якутия)

Основной разработчик
 Программы

Комиссия (рабочая группа) по разработке Республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления, образованная распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2008 года N 563-р

Цели и задачи Программы

Цели: формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления и повышение качества предоставляемых органами местного самоуправления бюджетных услуг населению.
 Задачи: создание условий для повышения доходности и сбалансированности местных бюджетов;

 систематизация, учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления республики, обеспечение их доступности населению;

 оказан ие содействия органам местного самоуправления в осуществлении подготовки, переподготовки, повышении квалификации кадров;
осуществление мониторинга качества муниципального управления в Республике Саха (Якутия).

Сроки реализации
 Программы

2009-2011 годы
 первый этап - 2009 год
 второй этап - 2010-2011 годы

Перечень основных
 мероприятий Программы

Мероприятия в области нормативно-правовой, организационной, финансово-экономической, социальной, кадровой политики, а также информационной поддержки местного самоуправления

Исполнители основных
 мероприятий Программы

Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия), Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия), Министерство строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия), Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления

Источники
 финансирования
 Программы

Бюджет Республики Саха (Якутия);

 бюджеты муниципальных образований
 (по согласованию);

 прочие внебюджетные источники финансирования

Ресурсное обеспечение
 на 2009-2011 годы

2009 год - 74 815 тыс. рублей
 2010 год - 79 107 тыс. рублей
 2011 год - 80 000 тыс. рублей

Создание правовых, экономических, организационных и информационных механизмов эффективного использования потенциала муниципальных образований, вовлечение жителей республики в решение вопросов местного значения.
 Совершенствование нормативной правовой базы местного самоуправления, внедрение передовых методик и технологий по оптимизации местных бюджетов, повышение доходной части местного бюджета.
 Создание эффективно функционирующих систем подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления, повышения квалификации муниципальных служащих.

Контроль за исполнением
 Программы

Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

I. Итоги реализации Республиканской программы государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы и содержание проблем новой программы на 2009-2011 годы

Республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2008 года N 216-РП "О плане мероприятий органов государственной власти и мероприятий органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации решений II-го съезда Совета муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" в рамках реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и направлена на реализацию его положений на территории Республики Саха (Якутия) с учетом региональных особенностей социально-экономического развития республики, достигнутого уровня развития муниципальных образований, и определяет политику исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере государственной поддержки развития муниципальных образований. Правовой базой Программы являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), законы Республики Саха (Якутия), регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия).

Итоги завершающейся программы государственной поддержки органов местного самоуправления на 2006-2008 годы - это реальные качественные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, инфраструктуре, социальной сфере республики, что создает условия для развития экономической базы и полноценного функционирования института местного самоуправления, в том числе на уровне поселений.

Мероприятия Программы государственной поддержки местного самоуправления на 2006-2008 годы в нормативно-правовой сфере представлены двумя блоками, первый - совершенствование республиканского законодательства в области местного самоуправления и второй - разработка примерных муниципальных актов и методических рекомендаций для органов местного самоуправления.

Так, в 2007 году приведено в соответствие с федеральным законодательством 13 законов, регулирующих вопросы местного самоуправления. В настоящее время законодательство Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении приведено в соответствие с федеральным законодательством. В том числе полностью обновлено законодательство о муниципальных выборах, приняты базовый республиканский Закон о муниципальных выборах и Закон о выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа). Первый закон апробирован на выборах глав муниципальных районов, глав и депутатов городских и сельских поселений Республики Саха (Якутия) 2 декабря 2007 года. Принят Закон, учреждающий государственную награду "Отличник муниципальной службы Республики Саха (Якутия)". Этим почетным знаком будут награждаться служащие органов местного самоуправления районов, городов, наслегов и поселков, внесшие значительный вклад в укрепление государственности, социально-экономическое развитие района и республики за продолжительную, безупречную и эффективную муниципальную службу. Качественно обновлено законодательство о муниципальной службе. Коррективы, внесенные в республиканские законы о местном самоуправлении, связаны с изменением федерального законодательства о местном самоуправлении. Кроме этого, Правительство Республики Саха (Якутия) активно участвует в законотворческой работе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. На все законопроекты, поступающие из Государственной Думы, готовятся отзывы органов исполнительной власти республики. В сентябре 2007 года Правительством Республики Саха (Якутия) разработан проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части упрощения процедуры принятия и внесения поправок в уставы муниципальных образований и упрощения их структуры. Проект находится на рассмотрении в Государственной Думе.

В качественно обновленном составе продолжает работу Методический совет по местному самоуправлению, который координирует методическую работу республиканских министерств и ведомств по разработке и направлению в муниципальные образования методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов. За период работы Методического совета разработано и направлено в муниципальные образования около 109 методических рекомендаций и модельных муниципальных правовых актов, что стало основой для формирования правовой основы деятельности органов местного самоуправления.

Проведены работы по установлению границ 269 городских и сельских поселений, 15 муниципальных районов, 1 городского округа и установлению черты 414 населенных пунктов в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.

Утверждена республиканская целевая программа "Развитие системы государственного и муниципального учета объектов недвижимости в Республике Саха (Якутия) на 2008-2010 годы", которая содержит подпрограмму "Формирование муниципальной недвижимости на 2008-2010 годы". Во всех муниципальных образованиях утверждены Программы формирования муниципальной земельной собственности при проведении мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. На 2008 год на развитие системы муниципального учета объектов недвижимости, в т.ч. на межевание земельных участков, предусмотрено 73 млн. 149 тыс. рублей.

Правительством Республики Саха (Якутия) принимаются решения о безвозмездной передаче объектов государственной собственности республики в собственность муниципальных образований, передача основной части имущества, необходимого муниципальным образованиям для решения вопросов местного значения, завершена.

В течение 2006-2007 годов 402 поселения (99%) разработали программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, действуют 28 программ социально-экономического развития муниципальных районов и округов.

За годы реализации программы проведены семинары, конференции по вопросам реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на этапе переходного периода".

На 2007 год средства на софинансирование мероприятий по инвентаризации и паспортизации муниципального имущества были предусмотрены в сумме 27,9 млн. рублей и перечислены в полном объеме.

В официальном сервере органов государственной власти республики в разделе "Местное самоуправление" открыт подраздел "Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия)".

Новая Программа закрепляет единую систему представлений о стратегических целях, приоритетных направлениях политики республики в сфере развития муниципальных образований. Основным стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), муниципальной реформы является обеспечение роста реальных доходов населения, улучшение качества жизни населения, проживающего на территории муниципальных образований, формирование благоприятной среды для его устойчивого воспроизводства на уровне современных стандартов.

Достижение поставленных приоритетов возможно при условии реальной политической и экономической самостоятельности муниципальных образований республики, для чего необходимо решить задачи по снижению уровня дотационности муниципальных образований, внедрению передовых методик и технологий по оптимизации расходов местных бюджетов, совершенствованию их нормативной правовой базы, созданию системы муниципальной статистики, условий для развития местной экономики на основе использования собственного потенциала, развития малого предпринимательства, частного сектора, внедрения инвестиционных проектов, создания эффективной системы подготовки, переподготовки кадров в органах местного самоуправления.

Производственную базу муниципальных образований составляют, в основном, учреждения образования, здравоохранения, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие услуги социальной направленности и имеющие устаревшие технологии, высокую изношенность основных производственных фондов, что также не способствует увеличению доходов местных бюджетов. Соответственно муниципальные инвестиции имеют социальную направленность. Муниципальный сектор экономики остается зоной низкой инвестиционной привлекательности.

Проблемными остаются ключевые вопросы - обеспечение населения качественными услугами связи, пассажирского транспорта, дорожного хозяйства, развитие топливно-энергетического потенциала, отраслей агропромышленного и социального комплексов.

В настоящее время в республике отсутствует система информационного обеспечения органов местного самоуправления. Неполное владение информацией о реальной ситуации на уровне муниципальных образований, дублирование запросов различными министерствами, ведомствами отрицательно сказывается на реализации органами местного самоуправления своих полномочий.

В сложившихся условиях необходимо добиться устойчивого социально-экономического развития всех муниципальных образований республики, создать пространственную структуру экономики республики в целом.

Процесс становления местного самоуправления является составной частью проводимой в Российской Федерации, в республике административной реформы и он не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства, в отрыве от других направлений социально-экономического развития. В этой связи мероприятия республиканской программы будут носить межотраслевой характер и затрагивать сферы ведения всех республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Сложность и взаимоувязанность различных мероприятий, необходимость исполнения их в сжатый временной период, социальная и политическая значимость решения задач, поставленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" делают решение поставленных задач невозможным без объединения их в рамках программы, тем более что государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно установленной обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Использование программно-целевого метода направлено на создание условий для эффективного управления ресурсами, в том числе финансовыми, включая ресурсы республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников.

Достижение целей в предусмотренные сроки возможно только при условии координации деятельности министерств, ведомств, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений.

II. Основная цель и задачи Программы, сроки выполнения

Целью программы является создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований Республики Саха (Якутия), эффективная реализация органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями и повышения доходной части местного бюджета.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить финансовую и организационную поддержку муниципальным образованиям республики, а также стимулировать деятельность органов местного самоуправления для эффективной реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В связи с этим основными задачами Программы являются:

1) создание условий для эффективного управления процессами комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;

2) дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений;

3) создание условий и механизмов для взаимодействия органов местного самоуправления с населением для решения вопросов местного значения;

4) дальнейшее развитие информационно-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

5) совершенствование республиканской нормативной правовой базы местного самоуправления, создание необходимых предпосылок для формирования на этой основе собственной нормативной правовой базы муниципальных образований;

6) выработка механизма эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с республиканскими органами государственной власти и федеральными органами государственной власти;

7) создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;

8) развитие системы подготовки, переподготовки кадров для органов местного самоуправления, программ, создание учебно-методических пособий, осуществление учебных мероприятий.

Реализация программы рассчитана на 2009 - 2011 годы. Первый этап: 2009 год, второй этап - 2010-2011 годы.

III. Мероприятия государственной поддержки местного самоуправления

Основные мероприятия государственной поддержки местного самоуправления на 2009-2011 годы с указанием исполнителей и сроков исполнения приведены в приложении к настоящей Программе.

Для обеспечения государственной поддержки местного самоуправления необходимо осуществление следующих мероприятий:

а) анализ федеральных законов, законов Республики Саха (Якутия) и муниципальных нормативных правовых актов и внесение предложений по их совершенствованию, разработка модельных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления;

б) анализ межбюджетных отношений, выработка предложений по их совершенствованию, рекомендаций по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;

в) разработка и реализация целевых инвестиционных подпрограмм, способствующих развитию муниципальных образований;

г) разработка и внедрение методик и технологий управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью, бюджетным процессом в муниципальных образованиях, совершенствование организационных основ местного самоуправления, подготовка, переподготовка кадров для органов местного самоуправления;

д) содействие дальнейшей работе для информационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления и создания единого хранилища данных о социально-экономическом развитии территорий муниципальных образований;

е) создание и совершенствование систем информирования населения о сущности, принципах и задачах местного самоуправления, о деятельности органов местного самоуправления.

Государственная поддержка предусматривается в области культуры, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, в социальной сфере и в малом бизнесе.

IV. Основные направления и механизмы реализации Программы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»