ЗАКОН
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
от 7 июля 2003 года N 131-ЗКО
О региональной целевой программе "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Костромской области от 16 июля 2007 года N 180-4-ЗКО
____________________________________________________________________
Принят
Костромской областной Думой
26 июня 2003 года
Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области образования в Костромской области.
Статья 1
Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", Закон Российской Федерации "Об образовании", Устав (Основной закон) Костромской области, Закон Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области", другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Костромской области.
Статья 2
Утвердить региональную целевую программу "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Закона.
Статья 3
Установить, что показатели Программы уточняются при ежегодном утверждении прогноза социально-экономического развития Костромской области и областного бюджета на очередной финансовый год.
Статья 4
Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.
Статья 5
Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы, включать в бюджеты муниципальных образований расходы на реализацию их мероприятий.
Статья 6
Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления области, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.
Статья 7
Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.
Статья 8
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
В.А.Шершунов
Наименование программы | Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" |
Государственный заказчик Программы | Администрация Костромской области |
Основания для разработки Программы | 1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1 |
Разработчик Программы | Департамент образования и науки администрации Костромской области |
Основные исполнители Программы | - Департамент образования и науки администрации Костромской области; |
Координатор Программы | Департамент образования и науки администрации Костромской области |
Основная цель Программы | Реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования |
Основные задачи Программы | Определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования. |
Основные мероприятия Программы | 1. Формирование эффективной региональной модели образования. |
Сроки реализации Программы | Программа рассчитана на 2003-2005 годы. |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы составляет 31416, 7 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета -23737,7 тыс. рублей; 3200 тыс., рублей за счет областного бюджета финансирования региональных программ, в том числе: |
Ожидаемые результаты | Выполнение мероприятий Программы позволит создать предпосылки для повышения доступности и качества предоставляемых социальным заказчикам образовательных услуг, обновить ресурсный потенциал системы образования. |
Организация контроля за исполнением Программы. | Контроль за исполнением Программы осуществляется Координационным советом по модернизации образования при администрации Костромской области. |
Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" разработана в целях реализации государственной Концепции модернизации образования на период до 2010 года.
Актуальной задачей для региона на первом (2003 год) и втором (2004-2005 годы) этапах модернизации российского; образования является формирование эффективной региональной модели образования, поддержка позитивных тенденций роста, развития системы образования.
Сущность проблемы состоит в несоответствии качества образования выпускников образовательных учреждений требованиям социума и рыночной экономики, в невозможности без обновления действующей модели обучения в полной мере реализовать заказ на современные образовательные услуги. Развитие системы образования: в Костромской области в последние годы сдерживалось рядом неблагоприятных социально-экономических факторов, недостатком ресурсного обеспечения.
Росту доступности и качества предоставляемых отраслью образовательных услуг будут способствовать реализация пилотных проектов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена как формы независимого контроля качества образования.
Востребованы временем освоение государственно-общественной модели управления образованием; отработка механизмов интеграции образовательных учреждений.
Приоритетным является опережающее развитие начального и среднего профессионального образования для обеспечения оптимального баланса подготовки специалистов и рабочих высокой квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда.
В качестве стратегического подхода к реализации программы выбран эволюционный путь с опорой на имеющийся позитивный опыт развития системы, кадровый, интеллектуальный и ресурсный потенциал.
Механизм решения задач модернизации и развития системы образования изложен в виде комплекса системных мероприятий.
Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.
Программа предусматривает согласование совместных действий участников, управление и контроль за ходом решения принятых задач по модернизации образования.
Программа будет способствовать реализации государственной политики по созданию современной модели образования для удовлетворения потребностей социальных заказчиков на образовательные услуги в Костромской области.
Основной целью Программы является реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
- определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования;
- поддержка и сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях, оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности;
- обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров, в соответствии с запросами регионального рынка труда;
- повышение эффективности использования потенциала вузовской науки в интересах региона;
- реализация мер по информатизации образования, создание единой информационной образовательной среды;
- оптимизация сети образовательных учреждений.
Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003-2005 годов в два этапа.
Первый этап: 2003 год.
На первом этапе предусматривается:
- отработка организационных основ реализации программы,
разработка органами управления образованием муниципальных программ;
поддержка и сопровождение деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов.
Второй этап: 2004-2005 годы.
На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.
Предусмотрены меры по организации межведомственного взаимодействия для отбора и согласования приоритетных направлений модернизации регионального образования с учетом потребностей личности, социума, рынка труда.
Создается региональная структура управления процессами модернизации посредством деятельности координационных советов. Определены формы взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием по планированию и реализации проекта, в том числе создание муниципальных программ развития системы образования в соответствии с региональной Программой.
Создаются условия для развития вариативных форм дошкольного образования, расширения возможностей семьи на выбор дошкольного учреждения.
Началась экспериментальная отработка нового содержания общего и профессионального образования на базе учреждений - федеральных и региональных экспериментальных площадок; осуществляется переход к единому государственному экзамену как форме независимого контроля качества образования. Определены подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.
Спланирована структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усилена его ориентация на региональный рынок труда, определены способы взаимодействия системы профессионального образования с общеобразовательной школой по развитию допрофессиональной подготовки.
Подлежит совершенствованию система целевой контрактной подготовки специалистов. Определены мероприятия по поддержке высших учебных заведений и ведущих научных школ.
Предусмотрены мероприятия по модернизации региональной системы педагогического образования, методической службы, системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также по обновлению ее научно-методического обеспечения.
Планируется организация мониторинга эффективности системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и управленческих работников образования.
Наряду с административными методами управления образовательными учреждениями предусматривается использование нормативных и экономических методов, постепенное возрастание их роли в общей структуре управленческой деятельности. Создается система мониторинга результатов образования.
Намечены подходы к формированию финансово-хозяйственного менеджмента в учреждениях системы образования. Разработаны меры по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования.
Обозначены приоритеты в обеспечении материально-технической базы учреждений образования: информатизация и создание единой информационной образовательной среды Костромской области, оснащение общеобразовательных школ спортивным оборудованием и инвентарем.
Предполагается апробация новой модели государственно-общественного управления в рамках создаваемого университетского округа, на базе которого станет возможной реализация многоуровневого профессионального образования.
Предусмотрены меры, направленные на развитие образования как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающие эффективное распределение ответственности между субъектами образовательной политики, участниками образовательного процесса. (См. приложение N 1.)