Недействующий

ЗАКОН

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 7 июля 2003 года N 131-ЗКО


О региональной целевой программе "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Костромской области от 16 июля 2007 года N 180-4-ЗКО
____________________________________________________________________

     

Принят
Костромской областной Думой
26 июня 2003 года

Настоящий Закон принят в целях реализации государственной политики в области образования в Костромской области.

Статья 1


Правовой основой настоящего Закона являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", Закон Российской Федерации "Об образовании", Устав (Основной закон) Костромской области, Закон Костромской области "О законодательном процессе в Костромской области", другие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Костромской области.

Статья 2


Утвердить региональную целевую программу "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" (далее - Программа), являющуюся неотъемлемой частью настоящего Закона.

Статья 3


Установить, что показатели Программы уточняются при ежегодном утверждении прогноза социально-экономического развития Костромской области и областного бюджета на очередной финансовый год.

Статья 4


Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах сумм расходов, утвержденных законом Костромской области об областном бюджете на очередной финансовый год, иных внебюджетных источников.

Статья 5


Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы, включать в бюджеты муниципальных образований расходы на реализацию их мероприятий.

Статья 6


Установить, что правоотношения, возникающие в ходе реализации мероприятий Программы между организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления области, осуществляются с применением норм гражданского законодательства.

Статья 7


Установить, что администрация Костромской области совместно с заинтересованными организациями участвует в формировании предложений по финансированию программных мероприятий из федерального бюджета на очередной финансовый год.

Статья 8


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
В.А.Шершунов

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"

Наименование программы

Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы"

Государственный заказчик Программы

Администрация Костромской области

Основания для разработки Программы

1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 N 871 "О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности"

3. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года", одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р

4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"

Разработчик Программы

Департамент образования и науки администрации Костромской области

Основные исполнители Программы

- Департамент образования и науки администрации Костромской области;

- департамент здравоохранения администрации Костромской области;

- департамент культуры и туризма администрации Костромской области.

Координатор Программы

Департамент образования и науки администрации Костромской области

Основная цель Программы

Реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования

Основные задачи Программы

Определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования.

Поддержка и сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений; оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности.

Обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Повышение эффективности использования потенциала вузовской науки в интересах региона.

5. Реализация мер по информатизации образования, созданию единой информационной образовательной среды.

6. Оптимизация сети образовательных учреждений.

Основные мероприятия Программы

1. Формирование эффективной региональной модели образования.

2. Оптимизация кадрового обеспечения.

3. Повышение эффективности управления образованием.

Сроки реализации Программы

Программа рассчитана на 2003-2005 годы.

I этап - 2003 год.

Отработка организационных основ реализации Программы.

Разработка органами управления образованием муниципальных программ.

Поддержка и сопровождение деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов.

II этап - 2004-2005 годы.

Реализация основных мероприятий Программы.

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы составляет 31416, 7 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета -23737,7 тыс. рублей; 3200 тыс., рублей за счет областного бюджета финансирования региональных программ, в том числе:

г. -1850 тыс. рублей;

г. - 1350 тыс. рублей;

за счет внебюджетных источников - 4479 тыс. рублей.

Финансирование Программы осуществляется также за счет средств областного бюджета, выделенных департаменту образования и науки на текущие расходы, в т.ч. для софинансирования программных проектов.

Ожидаемые результаты

Выполнение мероприятий Программы позволит создать предпосылки для повышения доступности и качества предоставляемых социальным заказчикам образовательных услуг, обновить ресурсный потенциал системы образования.

Организация контроля за исполнением Программы.

Контроль за исполнением Программы осуществляется Координационным советом по модернизации образования при администрации Костромской области.


ПРОГРАММА

     
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Региональная целевая программа "Развитие и модернизация системы образования Костромской области на 2003-2005 годы" разработана в целях реализации государственной Концепции модернизации образования на период до 2010 года.

Актуальной задачей для региона на первом (2003 год) и втором (2004-2005 годы) этапах модернизации российского; образования является формирование эффективной региональной модели образования, поддержка позитивных тенденций роста, развития системы образования.

Сущность проблемы состоит в несоответствии качества образования выпускников образовательных учреждений требованиям социума и рыночной экономики, в невозможности без обновления действующей модели обучения в полной мере реализовать заказ на современные образовательные услуги. Развитие системы образования: в Костромской области в последние годы сдерживалось рядом неблагоприятных социально-экономических факторов, недостатком ресурсного обеспечения.

Росту доступности и качества предоставляемых отраслью образовательных услуг будут способствовать реализация пилотных проектов по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по введению единого государственного экзамена как формы независимого контроля качества образования.

Востребованы временем освоение государственно-общественной модели управления образованием; отработка механизмов интеграции образовательных учреждений.

Приоритетным является опережающее развитие начального и среднего профессионального образования для обеспечения оптимального баланса подготовки специалистов и рабочих высокой квалификации в соответствии с запросами регионального рынка труда.

В качестве стратегического подхода к реализации программы выбран эволюционный путь с опорой на имеющийся позитивный опыт развития системы, кадровый, интеллектуальный и ресурсный потенциал.

Механизм решения задач модернизации и развития системы образования изложен в виде комплекса системных мероприятий.

Конкретные проекты увязаны по срокам и ресурсам (в первую очередь финансовым) и представляют собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели.

Программа предусматривает согласование совместных действий участников, управление и контроль за ходом решения принятых задач по модернизации образования.

Программа будет способствовать реализации государственной политики по созданию современной модели образования для удовлетворения потребностей социальных заказчиков на образовательные услуги в Костромской области.

II. Основные цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации


Основной целью Программы является реализация первоочередных мер по формированию эффективной модели регионального образования.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

- определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования;

- поддержка и сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях, оценка промежуточных итогов экспериментов с точки зрения их социальной и педагогической эффективности;

- обеспечение опережающего развития начального и среднего профессионального образования для оптимизации баланса подготовки кадров, в соответствии с запросами регионального рынка труда;

- повышение эффективности использования потенциала вузовской науки в интересах региона;

- реализация мер по информатизации образования, создание единой информационной образовательной среды;

- оптимизация сети образовательных учреждений.

Реализация Программы будет осуществляться в течение 2003-2005 годов в два этапа.

Первый этап: 2003 год.

На первом этапе предусматривается:

- отработка организационных основ реализации программы,

разработка органами управления образованием муниципальных программ;

поддержка и сопровождение деятельности федеральных и региональных экспериментальных площадок по реализации инновационных проектов.

Второй этап: 2004-2005 годы.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий Программы.

III. Система программных мероприятий

     
1. Определение подходов к созданию современной модели региональной системы образования


Предусмотрены меры по организации межведомственного взаимодействия для отбора и согласования приоритетных направлений модернизации регионального образования с учетом потребностей личности, социума, рынка труда.

Создается региональная структура управления процессами модернизации посредством деятельности координационных советов. Определены формы взаимодействия регионального и муниципальных органов управления образованием по планированию и реализации проекта, в том числе создание муниципальных программ развития системы образования в соответствии с региональной Программой.

2. Поддержка и сопровождение инновационных процессов в системе образования


Создаются условия для развития вариативных форм дошкольного образования, расширения возможностей семьи на выбор дошкольного учреждения.

Началась экспериментальная отработка нового содержания общего и профессионального образования на базе учреждений - федеральных и региональных экспериментальных площадок; осуществляется переход к единому государственному экзамену как форме независимого контроля качества образования. Определены подходы к реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Спланирована структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усилена его ориентация на региональный рынок труда, определены способы взаимодействия системы профессионального образования с общеобразовательной школой по развитию допрофессиональной подготовки.

Подлежит совершенствованию система целевой контрактной подготовки специалистов. Определены мероприятия по поддержке высших учебных заведений и ведущих научных школ.

3. Оптимизация кадрового обеспечения


Предусмотрены мероприятия по модернизации региональной системы педагогического образования, методической службы, системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, а также по обновлению ее научно-методического обеспечения.

Планируется организация мониторинга эффективности системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических и управленческих работников образования.

4. Повышение эффективности управления образованием


Наряду с административными методами управления образовательными учреждениями предусматривается использование нормативных и экономических методов, постепенное возрастание их роли в общей структуре управленческой деятельности. Создается система мониторинга результатов образования.

Намечены подходы к формированию финансово-хозяйственного менеджмента в учреждениях системы образования. Разработаны меры по реализации ресурсосберегающих технологий в сфере образования.

Обозначены приоритеты в обеспечении материально-технической базы учреждений образования: информатизация и создание единой информационной образовательной среды Костромской области, оснащение общеобразовательных школ спортивным оборудованием и инвентарем.

Предполагается апробация новой модели государственно-общественного управления в рамках создаваемого университетского округа, на базе которого станет возможной реализация многоуровневого профессионального образования.

Предусмотрены меры, направленные на развитие образования как открытой государственно-общественной системы, обеспечивающие эффективное распределение ответственности между субъектами образовательной политики, участниками образовательного процесса. (См. приложение N 1.)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»