ЗАКОН
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
от 11 декабря 2003 года N 71-оз
О референдуме Иркутской области
(с изменениями на 22 декабря 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Иркутской области от 26 октября 2005 года N 66-оз
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Иркутской области от 22 декабря 2004 года N 110-оз (Восточно-Сибирская правда, спецвыпуск N 262-263, 26.12.2004).
____________________________________________________________________
Принят
постановлением
Законодательного собрания
Иркутской области
от 26 ноября 2003 года
N 32/8-ЗС
Референдум Иркутской области (далее - областной референдум) - голосование граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Иркутской области (далее - область), по важным вопросам государственного значения.
Правовую основу организации и проведения областного референдума составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав Иркутской области, настоящий Закон, Закон Иркутской области "Об Избирательной комиссии Иркутской области" и иные законы области.
1. На областной референдум могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении области как субъекта Российской Федерации или совместном ведении Российской Федерации и области как субъекта Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
2. Обязательному вынесению на областной референдум подлежат вопросы о даче согласия на изменение статуса области, а также иные вопросы, определенные в федеральном конституционном законе, федеральных законах, Уставе Иркутской области и законах области.
3. На областной референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) находящиеся в ведении Российской Федерации;
б) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области либо об отсрочке указанных выборов;
в) о персональном составе органов государственной власти области;
г) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
д) о принятии областного бюджета или его изменении, исполнении и изменении финансовых обязательств области;
е) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
4. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
5. Вопросы, выносимые на областной референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
6. Вопрос, выносимый на областной референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть чтобы на него можно было дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на областной референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
1. Областной референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории области, либо на части территории области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторный областной референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов предыдущего областного референдума.
3. Не допускается установление иных обстоятельств, исключающих проведение областного референдума, кроме указанных в настоящей статье.
1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено на территории области, вправе голосовать на областном референдуме и участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению областного референдума.
2. Гражданин может участвовать в областном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
3. Не имеют права участвовать в областном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
1. Граждане участвуют в областном референдуме на равных основаниях. Каждый участник областного референдума имеет один голос.
2. Граждане голосуют на областном референдуме "за" или "против" вынесенного на областной референдум вопроса непосредственно. Голосование за другое лицо не допускается.
3. Граждане участвуют в областном референдуме свободно и добровольно. Принуждение к участию или неучастию в областном референдуме либо воспрепятствование свободному волеизъявлению гражданина не допускаются.
4. Голосование на областном референдуме является тайным. Контроль за волеизъявлением участников областного референдума не допускается.
Областной референдум проводится на всей территории области.
1. Инициатива проведения областного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в областном референдуме.
2. Для выдвижения инициативы проведения областного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку может быть образована инициативная группа по проведению областного референдума (далее - инициативная группа). Указанную инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в областном референдуме. Выдвинуть инициативу проведения областного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне области или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы.
3. Выдвижение инициативы проведения областного референдума осуществляется путем сбора подписей граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, под требованием о назначении областного референдума.
4. Сбор подписей осуществляется инициативной группой, создаваемой в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в областном референдуме, вправе образовать инициативную группу в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в областном референдуме, для выдвижения инициативы проведения областного референдума. Если инициатором проведения областного референдума выступает общественное объединение, указанное в пункте 2 статьи 8 настоящего Закона, руководящий орган этого общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения выступает в качестве инициативной группы независимо от своей численности.
2. На первом собрании инициативной группы единогласно принимается решение о выступлении с инициативой проведения областного референдума, формулируются вопросы (вопрос) областного референдума и избирается председатель инициативной группы. Председатель инициативной группы представляет инициативную группу во взаимоотношениях с государственными и общественными органами и организациями, органами местного самоуправления.
3. Инициативная группа имеет право осуществлять свою деятельность только после ее регистрации в Избирательной комиссии Иркутской области (далее - Избирательная комиссия области).
Полномочия инициативной группы прекращаются по истечении срока на обжалование решения об установлении результатов областного референдума.
4. Полномочия инициативной группы могут быть прекращены досрочно по решению большинства членов инициативной группы, принятому на общем собрании инициативной группы. О принятом решении инициативная группа уведомляет Избирательную комиссию области.
1. Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию области с ходатайством о регистрации группы.
2. В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на областной референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории области. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения областного референдума.
4. Избирательная комиссия области в течение пятнадцати дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федеральных законов, Устава Иркутской области, настоящего Закона - о направлении их в Законодательное собрание Иркутской области (далее - Законодательное собрание области) для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона;
б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
5. Законодательное собрание области в течение двадцати дней со дня поступления к нему ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона.
Вопрос о соответствии вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона, рассматривается на сессии Законодательного собрания области.
По результатам рассмотрения данного вопроса Законодательным собранием области принимается постановление о соответствии либо несоответствии вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на областной референдум, требованиям статьи 3 настоящего Закона.
Указанное постановление подлежит официальному опубликованию и направлению в Избирательную комиссию области в течение семи дней со дня подписания.
6. Законодательное собрание области не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению областного референдума и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
7. Избирательная комиссия области в течение пятнадцати дней со дня принятия постановления Законодательного собрания области и на основании указанного постановления принимает одно из следующих решений:
а) в случае признания Законодательным собранием области вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, соответствующим требованиям статьи 3 настоящего Закона, - о регистрации инициативной группы и выдаче ей регистрационного свидетельства;
б) в случае признания Законодательным собранием области вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум, не соответствующим требованиям статьи 3 настоящего Закона, - об отказе в регистрации инициативной группы.
Соответствующее решение Избирательной комиссии области подлежит официальному опубликованию в течение семи дней со дня принятия.
8. Форма регистрационного свидетельства утверждается Избирательной комиссией области.
9. В случае отказа инициативной группе в регистрации ей выдается решение Избирательной комиссии области, в котором указываются основания отказа.
10. Основанием отказа инициативной группе в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Иркутской области, законов области. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
1. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на областной референдум, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, Избирательная комиссия области может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на областной референдум, принадлежит исключительно инициативной группе.
2. Формулировка вопроса, выносимого на областной референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
1. Члены инициативной группы осуществляют свою деятельность по собственной инициативе и за счет собственных средств.
2. Члены инициативной группы обязаны соблюдать федеральное и областное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.