Программа действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области на 2000-2003 годы предполагает расширение участия хозяйствующих субъектов в решении социальных проблем граждан и активизации социального партнерства (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП, раздел 3 "Обеспечение социальных гарантий и социальное партнерство"), формирование структуры и качества подготовки в учреждениях профессионального образования в соответствии с потребностями социального и экономического развития области (постановление Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП, п. 2.7.5).
Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы (постановление Правительства Свердловской области от 18.05.2000 г. N 393-ПП) определяют в качестве одного из ожидаемых социальных эффектов развитие адаптивных возможностей системы образования в соответствии с приоритетами социально экономической политики и своеобразия региона через развитие форм гражданского участия и социальное партнерство.
Повышение степени открытости системы начального профессионального образования, способной решать социальные проблемы и задачи собственного развития, востребует наличие новой системы отношений с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, органами власти и управления различных уровней, общественными организациями, то есть выстраивание социального диалога с внешней средой. На этой основе потребители образовательных услуг (граждане, организации, предприятия) и их производители (образовательные учреждения) выступают партнерами по созданию (развитию) необходимого комплекса условий для качественного начального профессионального образования. Инвестиции в систему начального профессионального образования могут реально повлиять на изменение системы отношений учреждений начального профессионального образования как с внешней средой, так и между участниками (субъектами) образовательного процесса.
Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие на данном этапе являются эффективным механизмом развития содержания образования, профессионально - квалификационной структуры подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования в соответствии с потребностями граждан и приоритетами развития социально - экономической сферы Свердловской области.
В настоящее время образовательные учреждения и предприятия не являются в полной мере партнерами по обеспечению качественной подготовки специалистов, соответствующих потребностям социально экономического развития региона.
Экономическая сфера претерпевает в последние годы существенные изменения в части технологий производства, оборудования, инструмента, значительно расширился перечень стран и фирм производителей продукции и оборудования. Это является объективной предпосылкой для обновления содержания образовательных программ и условий их реализации. Однако в учреждениях начального профессионального образования отсутствуют в достаточной мере учебно - технологические средства, обеспечивающие подготовку квалифицированных специалистов, способных производить конкурентоспособные товары и услуги. Финансовое положение системы начального профессионального образования таково, что перспективы обновления материальной базы за счет бюджета ограничены. В этой связи также необходим поиск эффективных механизмов взаимодействия учреждений начального профессионального образования и предприятий различных форм собственности.
В течение 1999-2000 годов Министерством общего и профессионального образования Свердловской области осуществлялась деятельность по созданию необходимых предпосылок для развития социального партнерства в сфере образования. Так, например, в апреле и июне 2000 года Министерство общего и профессионального образования Свердловской области, организовало проведение областных конференций "Социальное партнерство в сфере профессионального образования: условия и механизмы (подготовка специалистов для различных отраслей экономики)" с участием заинтересованных сторон.
В работе конференций принимали участие представители:
государственных органов управления (Министерство экономики и труда Свердловской области; Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области; Министерство металлургии Свердловской области; Министерство промышленности Свердловской области; Министерство строительства и архитектуры Свердловской области; Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Свердловской области);
объединений работодателей и профессиональных союзов соответствующих отраслей (Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, Союз машиностроителей, Союз предпринимателей (работодателей) торговли и услуг "Бизнес - лига", обком профсоюзов работников строительства, обком металлургов и др.);
учреждений профессионального образования;
предприятий и организаций (акционерное общество открытого типа "Нижнетагильский металлургический комбинат", акционерное общество открытого типа "Верх - Исетский металлургический завод", акционерное общество открытого типа "Уралэлектротяжмаш", акционерное общество открытого типа "Уралмаш", акционерное общество открытого типа "Завод керамических изделий", Уральский домостроительный комбинат, акционерное общество открытого типа "Бетафор", акционерное общество открытого типа "Пневмостроймашина", акционерное общество открытого типа "Уралэлектромедь", акционерное общество открытого типа "Турбомоторный завод", государственное предприятие "Вектор", Металлургический холдинг, Гастроном "Центральный", Универмаг "Пассаж" и др.).
На конференции были обсуждены указанные выше вопросы и правовые основания их регулирования. По результатам конференции Министерством общего и профессионального образования Свердловской области были разработаны рекомендации по созданию попечительских советов в учреждениях начального профессионального образования, по организации целевой контрактной подготовки, производственной практики, взаимодействия между учреждением начального профессионального образования и предприятием.
В данных рекомендациях представлено примерное содержание документов по правовому регулированию социального партнерства между учреждениями начального профессионального образования Свердловской области и предприятиями всех форм собственности. Рекомендуемые материалы позволят субъектам социального партнерства разработать собственные правовые документы по выстраиванию системы взаимодействия на основе идеологии социального партнерства с учетом конкретных условий территории.
Результатом такого взаимодействия должно стать:
1. Развитие попечительства в системе начального профессионального образования как фактора реального влияния на функционирование и развитие образовательных учреждений в направлении, соответствующем общественным и экономическим запросам, создание попечительских советов как организационной формы самоуправления образовательных учреждений.
2. Развитие договорных отношений между учащимися, образовательными учреждениями и предприятиями - работодателями, способствующее удовлетворению потребностей предприятий различных форм собственности в востребуемых ими специалистах.
3. Повышение качества производственного обучения и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального образования на предприятиях различных форм собственности.
4. Привлечение инвестиций в начальное профессиональное образование, позволяющих развивать материально - техническую базу образовательных учреждений.