Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 мая 2000 г. N 393-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2003 ГОДЫ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 26.05.2004 N 386-ПП.
____________________________________________________________________

В соответствии со ст. 23 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 7, ст. 451) и постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области на 2000-2003 годы", рассмотрев проект Программы развития образования Свердловской области на 2000-2003 годы, Правительство Свердловской области постановляет:

1. Утвердить мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы (прилагается).

2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) принять к исполнению мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.

Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ





УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Свердловской области
от 18 мая 2000 г. N 393-ПП
"Об утверждении мероприятий
по развитию образования
Свердловской области
на 2000-2003 годы"

МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2003 ГОДЫ


СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    Статья 1. Обоснование мероприятий по развитию образования
              Свердловской области на 2000-2003 годы  . . . .
    Статья 2. Цели и задачи управления  развитием  образования
              различных уровней Свердловской области
              на 2000-2003 годы . . . . . . . . . . . . . . .
    Статья 3. Система действий Правительства Свердловской
              области на период 2000-2003 годов . . . . . . .

    1. Совершенствование нормативно - правовых условий
       реализации государственной политики в сфере
       образования  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    2. Формирование и реализация государственного
       образовательного заказа  . . . . . . . . . . . . . . .

    3. Учебное и программно - методическое обеспечение
       реализации государственных образовательных стандартов

    4. Развитие педагогического и дополнительного
       профессионального образования работников системы
       образования  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    5. Информационное обеспечение образовательной политики
       на территории Свердловской области . . . . . . . . . .

    6. Развитие экономических механизмов, гарантирующих
       необходимые условия функционирования и развития
       системы образования Свердловской области . . . . . . .

    7. Развитие материально - технической базы системы
       образования  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    8. Реструктурирование сети образовательных учреждений
       областного ведения и развитие спектра образовательных
       программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    9. Целевые комплексные программы развития образования
       на 2000-2003 годы  . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    10. Решение социальных проблем средствами образования . .
        Сокращения  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


ВВЕДЕНИЕ

Назначение документа

Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области об образовании являются организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Мероприятия подкрепляют муниципальные программы развития образования, которые учитывают территориальные социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления, в соответствии с законодательством об образовании.

Основание для разработки документа

Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и Программой действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000-2003 годы.

Цель и задачи

Цель - обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики для развития потенциала системы образования Свердловской области в интересах человека, общества и государства. Реализация данной цели будет осуществляться через решение следующих задач:

развитие правовых отношений в образовании как гаранта качества образования;

стандартизация в образовании как правовой механизм, выводящий образование на новый уровень требований к его содержанию;

развитие форм гражданского участия и социального партнерства в целях реализации государственной политики в сфере образования;

развитие информационного пространства системы образования и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;

поддержка и развитие приоритетных механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала и потенциала развития системы образования;

развитие сети образовательных учреждений Свердловской области для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);

повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования Свердловской области;

активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании;

последовательная интеграция системы образования в областную социально - экономическую политику как гарантия стабильного функционирования и развития.

Срок реализации. 2000-2003 гг.

Исполнители и соисполнители

Правительство Свердловской области, министерства и ведомства Правительства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, образовательные организации различных типов и видов Свердловской области, научно - исследовательские и учебно - методические учреждения, Институт развития регионального образования, объединение "Дворец молодежи", государственно - общественные организации системы общего и профессионального образования Свердловской области.

Система организации контроля за исполнением мероприятий

Результаты поэтапного выполнения мероприятий рассматриваются на коллегиях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, на заседаниях Координационного совета по проблемам образования в Свердловской области.

Министерство общего и профессионального образования разрабатывает ежегодный доклад о состоянии системы образования Свердловской области.

Финансовое обеспечение

Выполнение мероприятий обеспечивается финансовыми средствами бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы общего и профессионального образования Свердловской области, дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий программы. Реализация мероприятий, связанных с увеличением денежных выплат работникам и студентам образовательных учреждений, осуществляется по мере увеличения средств государственного бюджета, направляемых на образование.

Главный результат и ожидаемый социальный эффект

Главным результатом должно стать повышение степени гарантированности прав граждан посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, обеспечивающий реализацию принципов государственной образовательной политики, заявленных в федеральном и областном законодательстве.

Ожидаемый социальный эффект:

достижение социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности, противостояния и противодействия асоциальным явлениям (преступности, наркомании и т. д.);

повышение уровня правового сознания и правовой ответственности граждан - субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики;

развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающее современному уровню;

развитие средствами образования гражданской социальности (ответственности) и форм гражданской коммуникации (социального диалога);

увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономического развития и своеобразия региона;

расширение гарантий реализации прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;

сохранение, актуализация и развитие профессионально культурных ценностей педагогического сообщества Свердловской области;

повышение социального статуса работников образования;

социальная защита и усиление адресности социальной поддержки учащихся, студентов, работников образовательных учреждений;

создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений;

социальная интеграция и адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания и др.

Статья 1. Обоснование мероприятий по развитию образования
Свердловской области на 2000-2003 годы

Содержание мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы базируется на следующих позициях:

1. Приоритет целей, задач, направлений развития образования, определенных Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".

Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах:

1) признания приоритета образования на территории Свердловской области;

2) гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

3) единства культурного и образовательного пространства области, защиты и развития национальных, региональных культурных традиций и особенностей;

4) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

5) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций всех форм собственности, их должностных лиц за реализацию гражданами права на получение образования;

6) единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;

7) преемственности образовательного процесса и образовательных программ;

8) обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;

9) развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;

10) признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;

11) соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;

12) общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

2. Учет тенденции развития образования в современном мире.

Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся следующие:

1) признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование - главный ресурс будущего, должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели;

2) возрастание социальной функции образования в современном мире. Развитие образования является частью процесса зарождения нового мирового сообщества и призвано содействовать гармонизации человеческих отношений, разрешению стоящих перед обществом проблем и противоречий. Одной из главных социальных функций образования в современном мире признается формирование и развитие гражданского общества. Гражданское общество - совокупность социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются гражданин с его правами и гражданские организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты, опосредующие отношения между частной сферой и государством. В свою очередь, гражданское общество является одним из факторов поддержания национальной безопасности, общественного благосостояния и социокультурного развития. Образовательная система выполняет свое назначение, если результатом ее деятельности по отношению к каждому отдельному человеку является становление гражданина;

3) ориентация образования на интересы личности, развитие человека;

4) изменение представлений о качестве образования. Качество образования не сводится к накоплению знаний, а предполагает умение приобретать знания, работать, овладеть компетентностью, позволяющей человеку жить вместе с другими людьми в изменяющихся политических и социально - экономических условиях.

3. Обеспечение преемственности в управлении развитием системы образования Свердловской области.

С момента принятия Концепции и Программы-1 развития образования Свердловской области была востребована качественно иная политика в сфере управления образованием, направленная на переориентацию всех уровней управления на развитие содержания образования, создание всего необходимого комплекса условий для свободного физического, умственного и нравственно - правового развития личности. Изменение целей, ценностей образования потребовало существенных изменений в системе управления, как в части компетенции различных уровней управления, системы отношений между ними (от прямых административных к опосредованным воздействиям), так и в части профессиональной компетентности самих управляющих образованием. На данном этапе (1991-1995 годы) решались следующие задачи по изменению системы управления:

    децентрализация управления;

координация деятельности областного органа управления образованием и муниципалитетов по реализации программ развития образования территорий на основе соглашений;

разработка и реализация новых механизмов управления образованием (введение элементов стандартизации в системе образования (базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Свердловской области); лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений; аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; сертификация специалистов муниципальных органов управления образованием; сертификация научно - методического и программно - методического обеспечения образовательного процесса);

формирование региональной нормативно - правовой базы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с соглашениями с Министерством образования Российской Федерации, обеспечивающей развитие и функционирование системы образования области в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»