ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2000 г. N 393-ПП
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000-2003 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Свердловской области от 26.05.2004 N 386-ПП.
____________________________________________________________________
В соответствии со ст. 23 Областного закона от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (Собрание законодательства Свердловской области, 1997, N 7, ст. 451) и постановлением Правительства Свердловской области от 21.12.99 г. N 1443-ПП "О Программе действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области на 2000-2003 годы", рассмотрев проект Программы развития образования Свердловской области на 2000-2003 годы, Правительство Свердловской области постановляет:
1. Утвердить мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы (прилагается).
2. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области (Нестеров В.В.) принять к исполнению мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы.
3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на члена Правительства Свердловской области, министра общего и профессионального образования Свердловской области Нестерова В.В.
Председатель Правительства
Свердловской области
А.П.ВОРОБЬЕВ
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Свердловской области
от 18 мая 2000 г. N 393-ПП
"Об утверждении мероприятий
по развитию образования
Свердловской области
на 2000-2003 годы"
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2000-2003 ГОДЫ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статья 1. Обоснование мероприятий по развитию образования
Свердловской области на 2000-2003 годы . . . .
Статья 2. Цели и задачи управления развитием образования
различных уровней Свердловской области
на 2000-2003 годы . . . . . . . . . . . . . . .
Статья 3. Система действий Правительства Свердловской
области на период 2000-2003 годов . . . . . . .
1. Совершенствование нормативно - правовых условий
реализации государственной политики в сфере
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Формирование и реализация государственного
образовательного заказа . . . . . . . . . . . . . . .
3. Учебное и программно - методическое обеспечение
реализации государственных образовательных стандартов
4. Развитие педагогического и дополнительного
профессионального образования работников системы
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Информационное обеспечение образовательной политики
на территории Свердловской области . . . . . . . . . .
6. Развитие экономических механизмов, гарантирующих
необходимые условия функционирования и развития
системы образования Свердловской области . . . . . . .
7. Развитие материально - технической базы системы
образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8. Реструктурирование сети образовательных учреждений
областного ведения и развитие спектра образовательных
программ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9. Целевые комплексные программы развития образования
на 2000-2003 годы . . . . . . . . . . . . . . . . . .
10. Решение социальных проблем средствами образования . .
Сокращения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Свердловской области об образовании являются организационной основой государственной политики в области образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях и обеспечивает ее реализацию. Мероприятия подкрепляют муниципальные программы развития образования, которые учитывают территориальные социально - экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности и реализуют мероприятия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления, в соответствии с законодательством об образовании.
Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" и Программой действий Правительства Свердловской области по выполнению Программы Губернатора Свердловской области Э. Росселя на 2000-2003 годы.
Цель - обеспечение последовательной реализации государственной образовательной политики для развития потенциала системы образования Свердловской области в интересах человека, общества и государства. Реализация данной цели будет осуществляться через решение следующих задач:
развитие правовых отношений в образовании как гаранта качества образования;
стандартизация в образовании как правовой механизм, выводящий образование на новый уровень требований к его содержанию;
развитие форм гражданского участия и социального партнерства в целях реализации государственной политики в сфере образования;
развитие информационного пространства системы образования и защита его от воздействий, неадекватных гуманистическим целям и ценностям культуры;
поддержка и развитие приоритетных механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала и потенциала развития системы образования;
развитие сети образовательных учреждений Свердловской области для повышения адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников);
повышение роли экономических механизмов для обеспечения функционирования и развития системы образования Свердловской области;
активизация социальной политики в сфере образования с целью обеспечения государственных гарантий равных возможностей в образовании;
последовательная интеграция системы образования в областную социально - экономическую политику как гарантия стабильного функционирования и развития.
Срок реализации. 2000-2003 гг.
Правительство Свердловской области, министерства и ведомства Правительства Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, образовательные организации различных типов и видов Свердловской области, научно - исследовательские и учебно - методические учреждения, Институт развития регионального образования, объединение "Дворец молодежи", государственно - общественные организации системы общего и профессионального образования Свердловской области.
Результаты поэтапного выполнения мероприятий рассматриваются на коллегиях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, на заседаниях Координационного совета по проблемам образования в Свердловской области.
Министерство общего и профессионального образования разрабатывает ежегодный доклад о состоянии системы образования Свердловской области.
Выполнение мероприятий обеспечивается финансовыми средствами бюджетов всех уровней, необходимыми для функционирования и развития системы общего и профессионального образования Свердловской области, дополнительным целевым финансированием, обеспечивающим реализацию мероприятий программы. Реализация мероприятий, связанных с увеличением денежных выплат работникам и студентам образовательных учреждений, осуществляется по мере увеличения средств государственного бюджета, направляемых на образование.
Главным результатом должно стать повышение степени гарантированности прав граждан посредством перевода системы образования на правовой уровень функционирования, обеспечивающий реализацию принципов государственной образовательной политики, заявленных в федеральном и областном законодательстве.
Ожидаемый социальный эффект:
достижение социальной компетентности обучающимся (выпускником) как гарантия его социальной защищенности, развития личной инициативы и гражданской ответственности, противостояния и противодействия асоциальным явлениям (преступности, наркомании и т. д.);
повышение уровня правового сознания и правовой ответственности граждан - субъектов системы образования в вопросах образования и образовательной политики;
развитие образовательных потребностей граждан, формирование социального запроса на качество образования, отвечающее современному уровню;
развитие средствами образования гражданской социальности (ответственности) и форм гражданской коммуникации (социального диалога);
увеличение адаптивных возможностей системы образования в условиях социально - экономического развития и своеобразия региона;
расширение гарантий реализации прав обучающихся на выбор основных и дополнительных образовательных программ;
сохранение, актуализация и развитие профессионально культурных ценностей педагогического сообщества Свердловской области;
повышение социального статуса работников образования;
социальная защита и усиление адресности социальной поддержки учащихся, студентов, работников образовательных учреждений;
создание условий, не допускающих возникновения, поддержки и роста социальной напряженности и асоциальных проявлений;
социальная интеграция и адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей в трудной жизненной ситуации, выпускников учреждений государственного воспитания и др.
Содержание мероприятий по развитию образования Свердловской области на 2000-2003 годы базируется на следующих позициях:
1. Приоритет целей, задач, направлений развития образования, определенных Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ "Об образовании", Областным законом от 16 июля 1998 года N 26-ОЗ "Об образовании в Свердловской области".
Государственная политика Свердловской области в сфере образования основывается на принципах:
1) признания приоритета образования на территории Свердловской области;
2) гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
3) единства культурного и образовательного пространства области, защиты и развития национальных, региональных культурных традиций и особенностей;
4) светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
5) ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций всех форм собственности, их должностных лиц за реализацию гражданами права на получение образования;
6) единства гражданских, государственных и муниципальных интересов в сфере образования;
7) преемственности образовательного процесса и образовательных программ;
8) обеспечения государственного контроля за соблюдением реализации гражданами права на образование;
9) развития научных исследований в сфере образования и их практического применения;
10) признания самостоятельности организаций образования и их права на государственную поддержку;
11) соблюдения интересов граждан при разработке и реализации программ развития образования;
12) общедоступности образования, соответствия системы образования уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
2. Учет тенденции развития образования в современном мире.
Изменения, происходящие в образовательной сфере, в большей степени становятся проявлением глобальных образовательных тенденций. К их числу относятся следующие:
1) признание приоритетности образования для развития человека и общества. Образование - главный ресурс будущего, должно рассматриваться не как одно из средств развития общества, а в качестве его приоритета и главной цели;
2) возрастание социальной функции образования в современном мире. Развитие образования является частью процесса зарождения нового мирового сообщества и призвано содействовать гармонизации человеческих отношений, разрешению стоящих перед обществом проблем и противоречий. Одной из главных социальных функций образования в современном мире признается формирование и развитие гражданского общества. Гражданское общество - совокупность социальных связей, институтов и ценностей, главными субъектами которых являются гражданин с его правами и гражданские организации: ассоциации, объединения, общественные движения и гражданские институты, опосредующие отношения между частной сферой и государством. В свою очередь, гражданское общество является одним из факторов поддержания национальной безопасности, общественного благосостояния и социокультурного развития. Образовательная система выполняет свое назначение, если результатом ее деятельности по отношению к каждому отдельному человеку является становление гражданина;
3) ориентация образования на интересы личности, развитие человека;
4) изменение представлений о качестве образования. Качество образования не сводится к накоплению знаний, а предполагает умение приобретать знания, работать, овладеть компетентностью, позволяющей человеку жить вместе с другими людьми в изменяющихся политических и социально - экономических условиях.
3. Обеспечение преемственности в управлении развитием системы образования Свердловской области.
С момента принятия Концепции и Программы-1 развития образования Свердловской области была востребована качественно иная политика в сфере управления образованием, направленная на переориентацию всех уровней управления на развитие содержания образования, создание всего необходимого комплекса условий для свободного физического, умственного и нравственно - правового развития личности. Изменение целей, ценностей образования потребовало существенных изменений в системе управления, как в части компетенции различных уровней управления, системы отношений между ними (от прямых административных к опосредованным воздействиям), так и в части профессиональной компетентности самих управляющих образованием. На данном этапе (1991-1995 годы) решались следующие задачи по изменению системы управления:
децентрализация управления;
координация деятельности областного органа управления образованием и муниципалитетов по реализации программ развития образования территорий на основе соглашений;
разработка и реализация новых механизмов управления образованием (введение элементов стандартизации в системе образования (базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации и Свердловской области); лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений; аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений; сертификация специалистов муниципальных органов управления образованием; сертификация научно - методического и программно - методического обеспечения образовательного процесса);
формирование региональной нормативно - правовой базы в рамках компетенции субъекта Российской Федерации и в соответствии с соглашениями с Министерством образования Российской Федерации, обеспечивающей развитие и функционирование системы образования области в соответствии с принципами государственной политики в сфере образования;