ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2011 года N 5
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства РО от 19.07.2012 N 653, от 19.09.2012 N 898, от 29.12.2012 N 1126, от 11.07.2013 N 432, от 19.09.2013 N 575, от 26.12.2013 N 858)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления Правительства РО от 25.09.2013 N 599.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях оценки эффективности реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Администрации Ростовской области от 13.05.2011 N 150 "О разработке проекта Областной долгосрочной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Областную долгосрочную целевую программу инновационного развития Ростовской области на 2012-2015 годы согласно приложению.
2. Контроль за выполнением постановления возложить на министра экономического развития области Бартеньева В.П.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
департамент инвестиций
и предпринимательства
области
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2015 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства РО от 19.07.2012 N 653, от 19.09.2012 N 898, от 29.12.2012 N 1126, от 11.07.2013 N 432, от 19.09.2013 N 575, от 26.12.2013 N 858)
(в ред. постановления Правительства РО
от 19.09.2012 N 898)
Наименование - Областная долгосрочная целевая программа
Программы инновационного развития Ростовской области
на 2012-2015 годы (далее - Программа)
Основание для - распоряжение Администрации Ростовской области
разработки Программы от 13.05.2011 N 150 "О разработке Областной
долгосрочной целевой программы инновационного
развития Ростовской области на 2012-2015 годы"
Государственный - департамент инвестиций и предпринимательства
заказчик Программы Ростовской области
Разработчик Программы - департамент инвестиций и предпринимательства
Ростовской области
Основная цель - формирование условий для обеспечения системного
Программы перехода экономики Ростовской области на
инновационный путь развития и устойчивого роста
валового регионального продукта на основе
совершенствования кадрового потенциала, коренной
модернизации производственной технологической
базы и широкого внедрения результатов научно-
технической деятельности для повышения качества
жизни населения области
Основные задачи - выявление системных проблем и разработка
Программы приоритетных направлений инновационного развития
экономики Ростовской области;
обеспечение институциональной поддержки
региональных инновационных процессов;
интеграция базовых элементов инновационной
инфраструктуры в региональную инновационную
систему;
создание системных условий развития регионального
рынка инновационной продукции (услуг);
совершенствование механизмов государственной
поддержки инновационной деятельности
Сроки реализации - 2012-2015 годы
Программы
Структура Программы, - паспорт Программы.
перечень подпрограмм, Раздел I. Содержание проблемы и обоснование
основных направлений необходимости ее решения программными методами.
и мероприятий Раздел II. Основные цели и задачи, сроки и этапы
реализации Программы, а также целевые показатели.
Раздел III. Система программных мероприятий,
в том числе ресурсное обеспечение Программы.
Раздел IV. Нормативное обеспечение.
Раздел V. Механизм реализации Программы, включая
организацию управления Программой и контроль
за ходом ее реализации.
Раздел VI. Оценка эффективности реализации
Программы.
Приложение N 1. Целевые показатели Программы.
Приложение N 2. Мероприятия по реализации
Программы.
Приложение N 3. План по привлечению средств
федерального бюджета на реализацию мероприятий
Программы
Исполнители Программы - департамент инвестиций и предпринимательства
Ростовской области
Объемы и источники - общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 231518,0 тыс. рублей, в том числе средства
Программы федерального бюджета - 20400,0 тыс. рублей:
в 2012 году - 9400,0 тыс. рублей;
в 2013 году - 11000,0 тыс. рублей;
средства областного бюджета - 211118,0 тыс.
рублей:
в 2012 году - 17428,3 тыс. рублей;
в 2013 году - 32860,3 тыс. рублей;
в 2014 году - 79664,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 81164,7 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы носит прогнозный
характер и подлежит ежегодной корректировке.
Программа финансируется в пределах бюджетных
ассигнований, предусмотренных на ее реализацию
областным и федеральным бюджетами
(в ред. постановления Правительства РО от 26.12.2013 N 858)
Ожидаемые конечные - доля инновационно-активных предприятий,
результаты реализации осуществляющих технологические, организационные,
Программы маркетинговые инновации и выпускающих
инновационную продукцию, в общем количестве
предприятий и организаций области в 2015 году
достигнет 7,8 процента;
доля персонала, занятого исследованиями и
разработками, в общей численности работников,
занятых в экономике, в 2015 году достигнет 1,9
процента;
доля отгруженной инновационной продукции и услуг
в общем объеме отгруженной продукции области
в 2015 году достигнет 7,5 процента;
доля организаций, осуществляющих инновации в
области производственного проектирования, в общем
числе организаций, выполнявших технологические
инновации, в 2015 году достигнет 28,4 процента;
доля организаций, осуществляющих инновации в
области исследований и разработок, в общем числе
организаций, выполнявших технологические
инновации, в 2015 году достигнет 37,3 процента;
доля отгруженной инновационной продукции в
валовом региональном продукте области в 2015 году
достигнет 5,3 процента;
количество субъектов инновационной деятельности
(за исключением субъектов малого и среднего
предпринимательства), которым оказана поддержка,
составит 4 единицы ежегодно к 2015 году;
количество субъектов инновационной деятельности
малого и среднего предпринимательства, которым
оказана поддержка, составит 6 единиц ежегодно
к 2015 году
(в ред. постановлений Правительства РО от 11.07.2013 N 432,
от 19.09.2013 N 575)
Система организации - контроль за исполнением Программы осуществляют
контроля за Правительство Ростовской области, Контрольно-
исполнением Программы счетная палата Ростовской области в соответствии
с полномочиями, установленными областным
законодательством, мониторинг реализации Программы
осуществляет министерство экономического развития
Ростовской области
(в ред. постановления Правительства РО
от 19.09.2012 N 898)
Переход страны к использованию инновационной модели развития является безальтернативным сценарием для создания конкурентоспособной и динамично развивающейся отечественной экономики.
В Ростовской области реализуются мероприятия, направленные на развитие инновационных процессов, поддержку инновационных предприятий, оказание содействия для продвижения на мировой и внутренний рынки инновационной и высокотехнологичной продукции.
Для достижения этих целей Областным законом от 22.10.2004 N 180-ЗС "О целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы" была утверждена первая Областная инновационная программа.
В 2006 году в целях развития инновационных процессов региона были приняты Областные законы от 28.11.2006 N 591-ЗС "Об инновационной деятельности в Ростовской области", от 28.11.2006 N 592-ЗС "Об областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы".
Реализация указанных областных целевых программ способствовала созданию и развитию элементов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности в Ростовской области, совершенствованию инновационного законодательства, поддержке научно-технических предприятий, укреплению имиджа Ростовской области как инновационно активного региона Российской Федерации.
Несмотря на кризисные явления в экономике страны, удалось сохранить положительную динамику показателей инновационного развития Ростовской области, в том числе за счет оказания государственной поддержки реализации мероприятий по развитию инновационной деятельности.
Так, с 2006 года в области наблюдается рост объема отгруженной инновационной продукции: в 2006 году этот показатель составил 6,5 млрд. рублей, в 2007 году - 8,0 млрд. рублей, в 2008 году - 14,6 млрд. рублей, в 2009 году - 16,6 млрд. рублей, в 2010 году - 17,3 млрд. рублей. Доля инновационной продукции в ВРП составила: в 2006 году - 2,3 процента, в 2007 году - 2,5 процента, в 2008 году - 2,9 процента, в 2009 году - 3,1 процента, в 2010 году - 3,3 процента; положительная тенденция сохранится в целом и по итогам 2011 года.
С точки зрения межрегиональных сопоставлений необходимо учитывать соотношение внутренних затрат на исследования и разработки и валового регионального продукта. По итогам 2010 года это соотношение по Ростовской области составило 1,1 процента, что несколько ниже среднероссийского показателя (1,5 процента).
Объем государственной поддержки мероприятий инновационной деятельности за период 2006-2010 годов составил 49577,2 тыс. рублей.
Несмотря на положительные тенденции и меры поддержки из областного бюджета, на начало 2010 года в Ростовской области всего 7,8 процента от общего количества обследованных крупных и средних предприятий являются инновационно активными, доля отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции крупных и средних предприятий области оценивается лишь в 5,5 процента, что совершенно недостаточно для преодоления технологического отставания и решения приоритетных в настоящее время вопросов развития региональной экономики.
Следует отметить, что уровень инновационной активности организаций Ростовской области составил 8,0 процента, что ниже, чем в целом по России (9,3 процента), а также в сравнении с промышленно развитыми регионами Южного федерального округа, Астраханской и Волгоградской областями (9,9 процента и 8,4 процента соответственно).
Общую картину инновационных процессов в области определяют промышленные организации, их доля в 2010 году составила 83 процента от общего числа организаций, осуществлявших технологические инновации.
Инфраструктура инновационной системы региона по состоянию на 1 января 2011 г. включает следующие элементы:
12 инновационно ориентированных региональных вузов;
3 технопарка (г. Ростов-на-Дону, г. Таганрог, г. Новочеркасск);
9 бизнес-инкубаторов;
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Ростовский региональный центр инновационного развития";
некоммерческое партнерство "Ростовский центр трансфера технологии";
некоммерческое партнерство "Центр энергосбережения и инновационных технологий";
научно-производственный центр космических и оптикоэлектронных технологий "Вертикаль" на базе ОАО "КВАНТ";
Инновационно-технологический лазерный центр в г. Таганроге.
В условиях посткризисных явлений в Российской экономике формирование инновационной системы Ростовской области, отвечающей новым реалиям и перспективам устойчивого развития, потребует решения следующих проблемных вопросов:
отсутствие стабильного спроса со стороны реального сектора экономики на коммерчески перспективные результаты научно-технической деятельности;
отсутствие в регионе ряда ключевых организаций инновационной инфраструктуры (высокотехнологичных бизнес-инкубаторов, отраслевых технопарков, национальных научно-производственных центров, посевного и венчурного фондов, центров прототипирования и промышленного дизайна);
слабость кооперационных связей между научными, образовательными, инновационными организациями и производственными предприятиями;
отсутствие координации элементов региональной инновационной системы, что препятствует интеграции финансовых, интеллектуальных и организационных ресурсов;
низкий уровень информационной доступности инновационной сферы, прежде всего недостаток информации о новых технологиях и потенциальных рынках сбыта наукоемкой продукции, об объектах вложения венчурного капитала;
недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства и его участия в кооперации с крупным бизнесом;
низкий уровень эффективности стимулирования инновационной деятельности и государственной поддержки научно-технических разработок;
слабая подготовка руководителей инновационно ориентированных предприятий по вопросам эффективного использования современных инструментов инновационного менеджмента и методов продвижения наукоемкой продукции на отечественном и внешнем рынках.
Существующие разрывы в инновационном цикле при переходе от фундаментальных к прикладным исследованиям, неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к низкой инновационной активности хозяйствующих субъектов области.