ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 ноября 2006 года N 592-ЗС
Об Областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы
Принят
Законодательным Собранием
10 ноября 2006 года
(Изменения и дополнения:
Областной закон от 19.06.2007 N 710-ЗС, НГР:ru61000200700240;
Областной закон от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372;
Областной закон от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443;
Областной закон от 26.12.2007 N 836-ЗС, НГР:ru61000200700505;
Областной закон от 02.07.2008 N 37-ЗС, НГР:ru61000200800221;
Областной закон от 23.12.2008 N 161-ЗС, НГР:ru61000200800484).
Утвердить Областную целевую программу развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы (прилагается).
Администрации Ростовской области при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривать финансирование Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы.
(абзац 1 в редакции Областного закона от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443).
Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы объемы финансирования мероприятий подлежат ежегодной корректировке в соответствии с областным законом об областном бюджете.
(абзац 2 в редакции Областного закона от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443).
Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2007 года.
Глава Администрации
(Губернатор) Ростовской области
В. ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
28 ноября 2006 года
N 592-ЗС
Приложение
к Областному закону
"Об Областной целевой программе
развития инновационной деятельности
в Ростовской области на 2007-2008 годы"
Наименование Программы | Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы (далее - Программа) |
Наименование правовых актов, регламентирую-щих разработку Программы | Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Разработчик Программы | государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский-на-Дону государственный университет" |
Ответственный исполнитель Программы | министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской обла сти (далее также - МЭТМ и ВЭСРО) |
Основные соисполнители Программы | министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности; |
Основные участники Программы | Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (далее - АЧГАА); |
Цель Программы | развитие и дальнейшая интеграция элементов региональной инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития |
Задачи Программы | повышение эффективности инновационной политики Ростовской области; |
разработка нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности; | |
развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области; | |
содействие модернизации экономики Ростовской области на базе инновационных технологий; | |
формирование организационно-экономических механизмов трансфера и коммерциализации технологий; | |
создание и развитие многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной системы; | |
развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую науку и экономику | |
Период реализации Программы | 2007-2008 годы |
Этапы реализации Программы | первый этап - 2007 год. Создание и развитие необходимых элементов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности в Ростовской области; |
второй этап - 2008 год. Дальнейшая интеграция региональной инновационной системы Ростовской области в национальную инновационную систему | |
Объем и источники финансирования мероприятий Программы | на финансирование Программы запланирован |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | рост объемов отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) к 2009 году до 14 млрд. рублей, что составит увеличение в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом; |
увеличение доли отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в валовом региональном продукте с 2,19 процента в 2005 году до 3 процентов в 2008 году; | |
увеличение к 2009 году доли в валовом региональном продукте объема выполненных организациями научной сферы научных исследований и разработок до 3 процентов; | |
увеличение к 2009 году удельного веса затрат предприятий на технологические инновации в 1,7 раза в текущих ценах по сравнению с 2005 годом; | |
увеличение к 2009 году количества малых и средних инновационных предприятий в 2,5 раза | |
Организация управления Программой | управление Программой осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Органы, координирующие и контролирующие исполнение Программы | координацию деятельности исполнителей Программы обеспечивает министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Основные программные мероприятия | совершенствование федерального и областного законодательства, регулирующего инновационную деятельность; |
Программа направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области и эффективное использование ее научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Ростовской области. Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепцией инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы, другими нормативными правовыми актами.
Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.
Ростовская область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:
отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;
недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;
слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;
недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;
отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;
неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности;
неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
низкой эффективности деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.
В настоящее время Ростовская область стоит перед выбором: продолжать движение по инерции или перейти к активному варианту инновационного развития экономики. Инерционный вариант - сохранение сложившихся темпов притока ресурсов в инновационный сектор и экстенсивное развитие существующих тенденций - повлечет следующие последствия:
фактическую ориентация предприятий в сфере технологической модернизации преимущественно на импортные технологии (особенно в аграрной сфере);
утрату конкурентных преимуществ, связанных с накопленным потенциалом научно-исследовательских организаций и развитием человеческого капитала в целом.
Таким образом, сохранение существующих тенденций экономического развития ведет к потере конкурентных преимуществ Ростовской области по сравнению с другими регионами России, реализующими активную политику по целенаправленному формированию региональных инновационных систем и их интеграцию в национальную инновационную систему.
При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы "генерации знаний", обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики, будет обеспечен переход к активному варианту инновационного развития Ростовской области. Для этого требуется:
консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;
формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы;
развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение);
расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса;
повышение эффективности совместной информационно-организационной работы органов государственной власти Ростовской области и муниципальных образований с соответствующими федеральными министерствами и агентствами по созданию наукоградов, технико-внедренческих зон, содействию продвижению инновационных разработок в другие регионы и страны.
Решение этих задач позволит создать инновационную систему Ростовской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Ростовской области по активному варианту является необходимым условием перехода к "экономике знаний". Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона прежде всего в секторах, в которых Ростовская область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства.
Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей донской экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Ростовской области.
Необходимость формирования и развития эффективной инновационной системы Ростовской области программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в экономических условиях посткризисного развития и обязательностью государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Ростовской области и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы - науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики. Целью Программы является развитие и дальнейшая интеграция элементов инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития.