ЗАКОН

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 28 ноября 2006 года N 592-ЗС

Об Областной целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы

Принят

Законодательным Собранием

10 ноября 2006 года

(Изменения и дополнения:

Областной закон от 19.06.2007 N 710-ЗС, НГР:ru61000200700240;

Областной закон от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372;

Областной закон от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443;

Областной закон от 26.12.2007 N 836-ЗС, НГР:ru61000200700505;

Областной закон от 02.07.2008 N 37-ЗС, НГР:ru61000200800221;

Областной закон от 23.12.2008 N 161-ЗС, НГР:ru61000200800484).

Статья 1


Утвердить Областную целевую программу развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы (прилагается).

Статья 2


Администрации Ростовской области при формировании проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривать финансирование Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы.

(абзац 1 в редакции Областного закона от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443).

Установить, что в ходе реализации Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы объемы финансирования мероприятий подлежат ежегодной корректировке в соответствии с областным законом об областном бюджете.

(абзац 2 в редакции Областного закона от 20.11.2007 N 813-ЗС, НГР:ru61000200700443).

Статья 3


Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2007 года.

Глава Администрации

(Губернатор) Ростовской области

В. ЧУБ

г. Ростов-на-Дону

28 ноября 2006 года

N 592-ЗС

Приложение

к Областному закону

"Об Областной целевой программе

развития инновационной деятельности

в Ростовской области на 2007-2008 годы"

Паспорт

Областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы


Наименование Программы

Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2007-2008 годы (далее - Программа)

Наименование правовых актов, регламентирую-щих разработку Программы

Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года N 38-р "Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)";

 Областной закон от 17 декабря 2003 года N 55-ЗС "Об утверждении программы экономического и социального развития Ростовской области на 2003-2006 годы";

 Областной закон от 22 октября 2004 года N 180-ЗС "О Целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы";

 Концепция инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы (утверждена решением коллегии Администрации Ростовской области от 23 июня 2003 года N 51)

Основание для разработки Программы

распоряжение Администрации Ростовской области от 7 сентября 2006 года N 402 "О разработке областной целевой программы инновационного развития Ростовской области на 2007-2008 годы"

Государственный заказчик Программы

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Разработчик Программы

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ростовский-на-Дону государственный университет"

Ответственный исполнитель Программы

министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской обла сти (далее также - МЭТМ и ВЭСРО)

Основные соисполнители Программы

министерство энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности;

 (в редакции Областного закона от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372 ).
 министерство строительства и жилищного хозяйства Ростовской области;

 (в редакции Областного закона от 03.10.2007 N 781-ЗС, НГР:ru61000200700372 ).
 министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области;

 министерство здравоохранения Ростовской области

Основные участники Программы

Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия (далее - АЧГАА);

 Донской государственный аграрный университет
 (далее - ДГАУ);

 Донской государственный технический университет (далее - ДГТУ);

 Новочеркасская государственная мелиоративная академия (далее - НГМА);

 Ростовская государственная академия сельскохозяйственного машиностроения (далее -РГАСХМ);

 Ростовский государственный медицинский университет (далее - РГМУ);

 Ростовский государственный строительный университет (далее - РГСУ);

 Южный Федеральный университет (далее - ЮФУ);

 (в редакции Областного закона от 26.12.2007 N 836-ЗС, НГР:ru61000200700505 ).
 Ростовский государственный университет путей сообщения (далее - РГУПС);

 Таганрогский государственный радиотехнический университет (далее - ТРГТУ;

 (в редакции Областного закона от 26.12.2007 N 836-ЗС, НГР:ru61000200700505 ).
 Южно-Российский государственный технический университет (НПИ) (далее - ЮРГТУ (НПИ);

 Торгово-промышленная палата Ростовской области (далее - ТПП РО);

 некоммерческое партнерство "Ростовский центр трансфера технологий" (далее - НП "РЦТТ")

Цель Программы

развитие и дальнейшая интеграция элементов региональной инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития

Задачи Программы

повышение эффективности инновационной политики Ростовской области;

разработка нормативной правовой базы в сфере инновационной деятельности;

развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области;

содействие модернизации экономики Ростовской области на базе инновационных технологий;

формирование организационно-экономических механизмов трансфера и коммерциализации технологий;

создание и развитие многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной системы;

развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую науку и экономику

Период реализации Программы

2007-2008 годы

Этапы реализации Программы

первый этап - 2007 год. Создание и развитие необходимых элементов инфраструктуры для осуществления инновационной деятельности в Ростовской области;

второй этап - 2008 год. Дальнейшая интеграция региональной инновационной системы Ростовской области в национальную инновационную систему

Объем и источники финансирования мероприятий Программы

на финансирование Программы запланирован
 1262425,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
 2007 год - 613500 тыс. рублей,
 2008 год -648925,3 тыс. рублей
 (в редакции Областного закона от 23.12.2008 N 161-ЗС, НГР:ru61000200800484 ).

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

рост объемов отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) к 2009 году до 14 млрд. рублей, что составит увеличение в 2,3 раза по сравнению с 2005 годом;

увеличение доли отгруженной инновационной продукции (работ, услуг) в валовом региональном продукте с 2,19 процента в 2005 году до 3 процентов в 2008 году;

увеличение к 2009 году доли в валовом региональном продукте объема выполненных организациями научной сферы научных исследований и разработок до 3 процентов;

увеличение к 2009 году удельного веса затрат предприятий на технологические инновации в 1,7 раза в текущих ценах по сравнению с 2005 годом;

увеличение к 2009 году количества малых и средних инновационных предприятий в 2,5 раза

Организация управления Программой

управление Программой осуществляет министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области

Органы, координирующие и контролирующие исполнение Программы

координацию деятельности исполнителей Программы обеспечивает министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области
 контроль за исполнением Программы в пределах их компетенции осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области, Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области

Основные программные мероприятия

совершенствование федерального и областного законодательства, регулирующего инновационную деятельность;

 развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области;

 развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной системы Ростовской области;

 информационное обеспечение инновационной деятельности;

 финансовое обеспечение и формы государственной поддержки инновационной деятельности

Раздел I Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа направлена на дальнейшее развитие инфраструктуры инновационной системы Ростовской области и эффективное использование ее научно-технического потенциала, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Настоящая Программа, ее структура и ожидаемые результаты реализации соответствуют приоритетам развития отраслей экономики, определенным Программой социально-экономического развития Ростовской области. Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, Концепцией инновационной политики Ростовской области на 2003-2006 годы, другими нормативными правовыми актами.

Помимо общих проблем в ведении бизнеса в России (административные барьеры, сложности с доступом к финансовым ресурсам и другие), функционирование субъектов инновационной деятельности осложняется специфическими характеристиками этой сферы: неразвитостью системы проектного и венчурного финансирования, отсутствием собственной исследовательской, опытно-экспериментальной и промышленно-внедренческой базы, острой нехваткой специалистов по инновационному менеджменту. Решение этих проблем обеспечивается усилением регулирующего воздействия органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления на инновационную систему посредством разработки и реализации мер государственной поддержки субъектов инновационной деятельности на основе консолидации финансовых ресурсов областного бюджета и внебюджетных источников.

Ростовская область, обладая высоким научно-техническим потенциалом, тем не менее имеет недостаточный уровень развития инновационной системы, что является следствием:

отсутствия венчурных организаций, работающих на принципах проектного финансирования и управления инновационными проектами;

недостаточной инвестиционной привлекательности инновационной сферы в сравнении с другими отраслями экономики;

слабого взаимодействия между наукой и бизнесом;

недостаточного уровня развития инфраструктуры региональной инновационной системы, включая финансовое, информационное, консалтинговое, маркетинговое обеспечение;

отсутствия системы экспертизы, конкурсного отбора и венчурного финансирования научно-технических проектов, обеспечивающих создание высокотехнологичной продукции;

неразвитости системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;

технологической отсталости и, как следствие, низкой конкурентоспособности продукции ряда отраслей промышленности;

неразвитости сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;

низкой эффективности деятельности по защите объектов интеллектуальной собственности.

В настоящее время Ростовская область стоит перед выбором: продолжать движение по инерции или перейти к активному варианту инновационного развития экономики. Инерционный вариант - сохранение сложившихся темпов притока ресурсов в инновационный сектор и экстенсивное развитие существующих тенденций - повлечет следующие последствия:

фактическую ориентация предприятий в сфере технологической модернизации преимущественно на импортные технологии (особенно в аграрной сфере);

утрату конкурентных преимуществ, связанных с накопленным потенциалом научно-исследовательских организаций и развитием человеческого капитала в целом.

Таким образом, сохранение существующих тенденций экономического развития ведет к потере конкурентных преимуществ Ростовской области по сравнению с другими регионами России, реализующими активную политику по целенаправленному формированию региональных инновационных систем и их интеграцию в национальную инновационную систему.

При условии осуществления эффективной программно-целевой поддержки инновационной деятельности, опережающего развития сферы "генерации знаний", обеспечения конкурентоспособности инновационного сектора, формирования эффективной инфраструктуры инновационной системы и стимулирования масштабной технологической модернизации отраслей экономики, будет обеспечен переход к активному варианту инновационного развития Ростовской области. Для этого требуется:

консолидация бюджетных и внебюджетных ресурсов, предназначенных для поддержки приоритетных инновационных проектов;

формирование новых и повышение эффективности существующих элементов инфраструктуры региональной инновационной системы;

развитие технологий и направлений, обеспечивающих значительный межотраслевой эффект от их внедрения (таких, как энерго- и ресурсосбережение);

расширение государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора, финансирования инфраструктуры инновационной системы, исследований и разработок на основе долевого участия в проектах частного бизнеса;

повышение эффективности совместной информационно-организационной работы органов государственной власти Ростовской области и муниципальных образований с соответствующими федеральными министерствами и агентствами по созданию наукоградов, технико-внедренческих зон, содействию продвижению инновационных разработок в другие регионы и страны.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Ростовской области, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перевода экономики на инновационный путь развития. Инновационное развитие Ростовской области по активному варианту является необходимым условием перехода к "экономике знаний". Для этого также требуется развитие инфраструктуры региональной инновационной системы, обеспечивающей благоприятные условия для реализации инновационных проектов, коммерциализации всех типов инноваций - продуктовых и процессных (технологий), модернизации производственного потенциала региона прежде всего в секторах, в которых Ростовская область имеет достаточный научно-технический задел для общероссийского и мирового лидерства.

Ориентация экономической политики на поддержку и стимулирование инновационной деятельности позволит обеспечить рост конкурентоспособности отраслей донской экономики на основе поддержки экспортеров инновационной продукции и стимулирования модернизации промышленности на основе технологий, разработанных в Ростовской области.

Необходимость формирования и развития эффективной инновационной системы Ростовской области программно-целевыми методами определяется невозможностью комплексного решения поставленных задач в экономических условиях посткризисного развития и обязательностью государственной поддержки для обеспечения инновационного прорыва. При программно-целевом подходе осуществляется параллельная реализация двух типов интеграции: пространственной, когда объединяются усилия субъектов инновационной деятельности различных отраслей экономики, территорий, форм собственности, и временной, необходимой для обеспечения последовательности и взаимосвязи этапов инновационного процесса. Настоящая Программа предназначена для координации усилий органов государственной власти Ростовской области и субъектов инновационной деятельности. Ожидаемым результатом реализации Программы является создание эффективно действующей системы, обеспечивающей взаимодействие всех элементов инновационной системы - науки, бизнеса, промышленности и других отраслей экономики. Целью Программы является развитие и дальнейшая интеграция элементов инновационной системы в целях перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»