ЗАКОН
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 22 октября 2004 года N 180-зс
О целевой программе развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы
Принят
Законодательным Собранием
7 октября 2004 года
(Изменения и дополнения:
Областной закон от 26.12.2005 N 424-ЗС, НГР:ru61000200500316).
Утвердить целевую программу развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы (прилагается).
Администрации Ростовской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать финансирование областной целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004 - 2006 годы.
Установить, что объемы финансирования подлежат ежегодной корректировке.
Настоящий Областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор)
Ростовской области
В.ЧУБ
г. Ростов-на-Дону
22 октября 2004 года
N 180-ЗС
Приложение
к Областному закону
"О Целевой программе развития
инновационной деятельности
в Ростовской области
на 2004-2006 годы"
I. ПАСПОРТ
Целевой программы развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы
Наименование Программы | Целевая программа развития инновационной деятельности в Ростовской области на 2004-2006 годы (далее - Программа) |
Наименование документов, регламентирующих разработку Программы | Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утверждены протоколом Президента Российской Федерации 30.03.2002 N Пр-576), |
решение коллегии Администрации Ростовской области от 23.06.2003 N 51, | |
Государственный заказчик Программы | Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Разработчик Программы | Государственное унитарное предприятие Ростовской области "Агентство по реформированию и финансовому оздоровлению организаций области" |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области |
Цель Программы | Создание организационных, законодательных, экономических и иных необходимых условий перевода экономики Ростовской области на инновационный путь развития в интересах устойчивого социально-экономического прогресса на основе повышения эффективности использования имеющихся ресурсов |
Задачи Программы | Создание региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективное взаимодействие государственных органов управления с предприятиями и организациями инновационной сферы, использование достижений науки и техники в интересах социально-экономического развития Ростовской области; |
повышение технологического уровня, конкурентоспособности промышленного производства и обеспечение на этой основе устойчивого роста производительности труда в региональной экономике; | |
выбор приоритетных направлений развития науки и техники в Ростовской области; | |
создание условий для широкого привлечения инвестиционных ресурсов Ростовской области в инновационную сферу; | |
создание условий для подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства; | |
развитие законодательной и нормативной правовой базы инновационной деятельности; | |
развитие инновационной инфраструктуры, обеспечение равного доступа к современным информационным технологиям и ресурсам; | |
развитие международных и межрегиональных связей в инновационной сфере, интеграция в российскую и мировую науку и экономику; | |
повышение технологического уровня, конкурентоспособности сельскохозяйственного производства с использованием инновационных разработок аграрной науки и обеспечение на этой основе увеличения производительности труда в аграрном секторе региональной экономики | |
Период реализации Программы | 2004-2006 годы |
Этапы реализации Программы | Первый этап - 2004 год, начало реализации всех подразделов программных мероприятий. |
Второй этап - 2005-2006 годы, реализация предусмотренных Программой мероприятий с учетом корректировки в результате накопленного опыта, разработка программы инновационного развития Ростовской области на долгосрочную перспективу | |
Объем и источники финансирования мероприятий Программы (в ред. Областного закона от 26.12.2005 N 424-ЗС, НГР:ru61000200500316 ). | <<см. вложенную таблицу 1>> |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Увеличение валового регионального продукта за счет производства продукции инновационно-активными предприятиями не менее чем на 0,8 процента в 2006 году. |
2. Достижение производства продукции инновационно-активными предприятиями в 2006 году в объеме 29 млрд. рублей, что составит увеличение в 1,8 раза по отношению к 2003 году. | |
3. Достижение производства инновационной продукции в 2006 году в объеме 4,2 млрд. рублей, что составит увеличение в 1,9 раза по отношению к 2003 году. | |
4. Увеличение объемов собственных инвестиций инновационно-активных предприятий в 2006 году, направленных на модернизацию производства и освоение новых технологий до 2,3 млрд. рублей. | |
5. Последовательное обеспечение процесса интеграции региональной инновационной системы в национальную инновационную систему. | |
6. Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий Ростовской области. | |
7. Развитие межрегиональных связей и производственной кооперации субъектов инновационного предпринимательства | |
Органы, координирующие и контролирующие исполнение Программы | Координацию деятельности исполнителей Программы обеспечивает министерство экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Контроль за исполнением Программы осуществляют Законодательное Собрание Ростовской области,Администрация Ростовской области, Контрольно-счетная палата Ростовской области |
<<вложенная таблица 1>>
Всего: 34958 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет- 9500 тыс. рублей, областной бюджет -25458 тыс. рублей, в том числе объем финансирования по Программе развития малогопредпринимательства в Ростовской области на 2003-2005 годы - 12658 тыс.рублей, по Программе развития малого предпринимательства в Ростовской областина 2006-2008 годы - 9000 тыс.рублей"; |
1. Обоснование необходимости перехода к инновационномутипу развития экономики Ростовской области
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами
Мировой опыт свидетельствует о появлении нового типа экономики - экономики, основанной на знаниях. Эффективность национальной и региональной экономик определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу.
Одна из особенностей современной мировой экономики состоит в нарастании и закреплении качественного технологического разрыва между странами-лидерами и периферией, где сейчас оказалась российская экономика. Закрепляясь в социальных, организационных и производственно-технологических структурах, данный разрыв приобретает труднопреодолимый характер (технологические барьеры развития).
В настоящее время российская экономика характеризуется крайне низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4 процентов, в то время как его "пороговое значение" - 15 (в промышленно развитых странах около 30 процентов). В то же время главным источником инвестиционных ресурсов в современных условиях становится наукоемкое производство, экспорт высоких технологий, интеллектуальных продуктов, а наука и образование являются главным структурным фактором интенсивного экономического роста.
Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод региональной экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от прикладных исследований до серийного производства наукоемкой продукции и ее вывода на мировой рынок. Этот процесс состоит из трех основных элементов:
организации научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых региональная наука занимает лидирующие позиции в России и мире;
создания региональной инновационной системы, интегрированной в национальную, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию разработок;
модернизации промышленности на основе внедрения инноваций и реализации инновационных проектов.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Ростовской области.
Необходимость разработки региональной инновационной системы диктуется невозможностью комплексно решить эту проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.
При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:
пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития Ростовской области, направления промышленной и научно-технической политики, прогнозы развития региональных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Ростовской области.
1.2. Анализ инновационного потенциала Ростовской области
Важным условием разработки стратегии инновационного развития Ростовской области является объективный анализ регионального научно-технического потенциала.
Областной научно-технологический комплекс (НТК) на основе предварительного анализа может быть представлен в следующем виде:
Научно-технический блок, состоящий из 104 организаций всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в том числе: 54 - научно-исследовательских организаций; 15 - конструкторских организаций; 14 - высших учебных заведений; 12 - научно-технических подразделений на промышленных предприятиях; 7 - прочих организаций.
Производственно-технологический блок объединяет предприятия высокотехнологичных отраслей экономики, составляющих 5,5 процента от общего числа предприятий материальной сферы экономики Ростовской области.
Образовательный блок включает 87 государственных и негосударственных высших и средних профессиональных учреждений, 350 образовательных учреждений подготовки и переподготовки кадров.
Инфраструктурный блок включает 3 технологических парка, одну лабораторию трансфера технологий, 3 лизинговых фирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговых фирм.
Управленческий блок представлен структурными подразделениями областных министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН.
Дальнейшее исследование инновационного потенциала Ростовской области в рамках реализации Программы включает следующие основные блоки:
оценку интеллектуального потенциала и основных направлений его использования в интересах социально-экономического развития региона;
оценку наличия и видов инновационных предприятий, анализ потребностей отраслей экономики в инновациях;
анализ возможностей финансирования инновационной деятельности и направлений взаимодействия инновационных предприятий с потенциальными инвесторами.
Для обеспечения объективности оценки научно-технического потенциала Ростовской области и дальнейшего его эффективного использования должна быть создана постоянно действующая региональная система мониторинга.
1.3. Анализ потребностей отраслей экономики Ростовской области в инновациях
В последние годы в России преобладали тенденции технологической деградации экономики и утраты конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности, вытеснения отечественных производителей с внутреннего и внешних наукоемких рынков. Вложения в науку уменьшились в 8-10 раз, количество заявок на патенты от резидентов в 2000 году составило всего 2 процента от мировых, тогда как США - 19,4, Японии - 44 процента. Уровень обновления основных фондов снизился до 1,2 процента в 2000 году и физический износ машин и оборудования в промышленности достиг 66,5 процента. Очевидно, что при таком состоянии производственного, научно-технического и инновационного потенциала отечественная и региональная экономика без коренного изменения в стратегии развития не может рассчитывать на серьезную конкуренцию с мощными транснациональными корпорациями, определяющими конъюнктуру мировых рынков. Наряду с негативными тенденциями и явлениями в научно-техническом комплексе Ростовской области есть и положительные моменты: достижения фундаментальной и прикладной науки, системы образования, сохранившийся высокий научно-технологический потенциал по отдельным видам деятельности (авиация, вооружение, космическая навигация, некоторые виды химических и биохимических технологий и пр.).