Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 28 декабря 2021 года N 07-04-05/21-32715

О направлении Обзора недостатков и нарушений



Федеральное казначейство направляет обзор недостатков и нарушений, выявленных в 1 полугодии 2021 года в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами, с идентификацией системных нарушений (с учетом результатов контрольных мероприятий, приведенных в 2019-2020 годах).

В рамках анализа под систематическими нарушениями (критерии "регулярность", "постоянность") понимались однородные и неоднократные нарушения, выявленные у одного объекта контроля, а под системными нарушениями (критерий "совокупность") - систематические нарушения и однократные нарушения, выявленные в определенной сфере деятельности (отрасли) либо в определенной сфере законодательства, у нескольких объектов контроля.

Обзор недостатков и нарушений направляется для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных недостатков и нарушений, их своевременное устранение.

Р.Е.Артюхин



Приложение
к письму Федерального казначейства
от 28 декабря 2021 года N 07-04-05/21-32715



Обзор недостатков и нарушений, выявленных Федеральным казначейством в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в 1 полугодии 2021 года



В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в 1 полугодии 2021 года Федеральным казначейством выявлены следующие недостатки и нарушения, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС, заказчики), в том числе ГРБС как ПБС.

1. Нарушения и недостатки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (бюджетам муниципальных образований) кодекса

     

1.1. Системные нарушения:

1.1.1. В нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного Российской Федерации, пункта 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. N 1455) ГРБС заключены соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта, не соответствующие типовой форме соглашения, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 декабря 2018 г. N 269н "Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации" (далее - Типовая форма N 269н).

1.1.2. В нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидии), соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию предусмотренных государственными программами субъектов Российской Федерации мероприятий, проводимый ГРБС контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации целей и условий предоставления субсидий не обеспечил своевременное предоставление главными распорядителями средств бюджета субъекта Российской Федерации отчетов о достижении значений результатов региональных проектов.

1.1.3. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158, пункта 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 24 Правил N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2018 г. N 1455), Правил предоставления субсидии ГРБС не обеспечен контроль за соблюдением субъектом Российской Федерации выполнения обязательств, определенных соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, в результате чего на момент заключения соглашения в государственной программе субъекта Российской Федерации не предусмотрен показатель (индикатор), тогда как в соглашении значение результата регионального проекта установлено.

1.1.4. В нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии, соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации ГРБС не осуществлен контроль за использованием средств субсидий, предоставленных в рамках реализации федерального проекта, а именно: ГРБС приняты представленные субъектами Российской Федерации отчеты о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии, содержащие недостоверные данные.

1.2. Иные нарушения:

1.2.1. В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов), ГРБС с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации заключены соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов без соблюдения условий предоставления иных межбюджетных трансфертов (систематическое нарушение).

1.2.2. В нарушение пункта 13 Правил N 999 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2019 г. N 1295), нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего предельный уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и г.Байконура из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации и г.Байконуру на 2020-2024 годы в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г.Байконура, ГРБС заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидии с нарушением предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета.

1.2.3. В нарушение пункта 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии ГРБС заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий федеральной целевой программы, предусматривающих финансовое обеспечение из федерального бюджета, при отсутствии (систематическое нарушение):

- утвержденной проектной документации;

- положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства;

- положительного заключения государственной экологической экспертизы.

1.2.4. В нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158, пункта 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 47 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588 (далее - Порядок N 588), ГРБС, как ответственным исполнителем по реализации государственной программы Российской Федерации, не обеспечено достижение, предусмотренных подпрограммой количественных и качественных показателей (индикаторов).

2. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям, государственным корпорациям и государственным компаниям

     

2.1. Системные нарушения:

В нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления государственной компании субсидии из федерального бюджета (далее - Правила предоставления субсидии государственной компании), договоров о предоставлении субсидии ГРБС не осуществлялся контроль за соблюдением своевременного представления государственной компанией отчетов об использовании субсидий из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства Инвестиционного фонда Российской Федерации.

2.2. Иные нарушения:

В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии государственной компании, договоров о предоставлении субсидий ГРБС не заключены дополнительные соглашения к договорам о предоставлении субсидий в части включения перечня затрат, источником финансового обеспечения которых является субсидия, значение показателя результативности предоставления субсидии и условия о его достижении получателем субсидии.

3. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юридическим лицам из федерального бюджета, внесении взносов в уставные капиталы юридических лиц

     

3.1. Системные нарушения:

3.1.1. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления юридическим лицам субсидии из федерального бюджета (далее - Правила предоставления субсидии юридическим лицам) ГРБС предоставлена организации субсидия из федерального бюджета в рамках реализации инвестиционного проекта, отобранного с нарушением нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего методику отбора инвестиционных проектов (далее - Методика отбора инвестиционных проектов), а именно:

- отобраны инвестиционные проекты, чистая приведенная стоимость которых отрицательна при отсутствии государственной поддержки (в форме бюджетных инвестиций и субсидий) инвестиционного проекта;

- отсутствует заключение, содержащее оценку бюджетной эффективности инвестиционного проекта организации и подтверждающее обоснованность расчетов финансово-экономической модели инвестиционного проекта (1 и 2 очереди) в составе заявки на участие в отборе инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории субъекта Российской Федерации, подготовленное банком или уполномоченным финансовым консультантом, соответствующее требованиям Методики отбора инвестиционных проектов.

3.1.2. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии юридическим лицам ГРБС предоставлены организациям субсидии из федерального бюджета в рамках реализации инвестиционных проектов, отобранных с нарушением Методики отбора инвестиционных проектов, а именно: при наличии у организации просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

3.1.3. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии юридическим лицам ГРБС с организацией заключены соглашения о предоставлении субсидий, содержащие заниженное (не соответствующее заявленному организацией при отборе в соответствии с Методикой отбора инвестиционных проектов) значение показателя результативности инвестиционного проекта.

3.1.4. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии юридическим лицам, условий договоров о предоставлении субсидий ГРБС не приняты меры по расторжению в одностороннем порядке договоров о предоставлении субсидии и предъявлению требований об обеспечении возврата субсидий в федеральный бюджет, а также меры по исключению инвестиционных проектов из перечня комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям в связи с недостижением организациями установленных значений ключевых событий (отставание от плана-графика составляет более чем на 12 месяцев).

3.1.5. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий юридическим лицам, условий соглашений о предоставлении субсидий ГРБС не направлены организациям требования:

- об устранении нарушения в части неисполнения (необеспечения достижения) целевого показателя инвестиционного проекта;

- об обеспечении возврата средств субсидии в федеральный бюджет по факту предоставления недостоверных сведений в целях получения субсидии из федерального бюджета, а также не приостанавливалось предоставление субсидии из федерального бюджета организации в связи с предоставлением недостоверных сведений в целях получения субсидии.

3.1.6. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидии юридическим лицам, условий договоров о предоставлении субсидий ГРБС не проводились обязательные проверки соблюдения организациями целей, условий и порядка предоставления субсидий, в том числе полноты представления организациями информации о фактическом достижении, установленных договорами (соглашениями) значений показателя (индикатора) эффективности реализации инвестиционных проектов.

3.1.7. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления субсидий юридическим лицам, условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидии на возмещение затрат проводимый ГРБС контроль за соблюдением организациями порядка и условий предоставления субсидии из федерального бюджета, установленных Правилами предоставления субсидии юридическим лицам, не обеспечил достоверность предоставляемых организациями сведений в целях поучения субсидий из федерального бюджета.

3.2. Иные нарушения:

3.2.1. В нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", подпунктов "а", "г" пункта 7 Правил казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. N 70 (далее - Правила казначейского сопровождения N 70), пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", подпунктов "а", "в", "д" пункта 7 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1552 (далее - Правила казначейского сопровождения N 1552), пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", подпунктов "а", "г" пункта 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1722 (далее - Правила казначейского сопровождения N 1722), пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", подпунктов "а", "в", "д", "е" пункта 6 Правил казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1765 (далее - Правила казначейского сопровождения N 1765), ГРБС с организациями заключались соглашения, не предусматривающие (систематическое нарушение):
     

- в 2016 году положения, предусмотренные подпунктами "а", "г" пункта 7 Правил казначейского сопровождения N 70;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»