МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 декабря 2022 года N 1053

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 22 января 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минпросвещения России от 7 апреля 2023 года N 244 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.05.2023, N 0001202305100005);

приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 600 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.09.2023, N 0001202309260016);

приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.02.2024, N 0001202402150006) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28).

____________________________________________________________________



В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541), пунктом 1 и подпунктом 4.2.8 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343; 2022, N 46, ст.8024),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - Порядок).

2. Признать утратившим силу приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12 ноября 2021 г. N 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2021 г., регистрационный N 66300).

3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта 3 пункта 1, подпунктов 2 и 3 пункта 2 в части, касающейся перечня учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, используемого при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, и подпункта 16 пункта 3 Порядка, которые вступают в силу с 1 сентября 2023 года.

Исполняющий обязанности Министра
А.А.Корнеев



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

27 февраля 2023 года,

регистрационный N 72451

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российское Федерации
от 2 декабря 2022 года N 1053

     

Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования

(с изменениями на 22 января 2024 года)



1. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень учебников) включает в себя:

________________

Часть 5 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2022, N 39, ст.6541) (далее - Федеральный закон об образовании).

1) перечень учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), допущенных к использованию при реализации обязательной части общеобразовательной программы, в том числе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 600. - См. предыдущую редакцию)

2) перечень учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), допущенных к использованию при реализации части общеобразовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, в том числе учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 октября 2023 года приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 600. - См. предыдущую редакцию)

3) подпункт утратил силу с 26 февраля 2024 года - приказ Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28 - см. предыдущую редакцию;

4) подпункт утратил силу с 26 февраля 2024 года - приказ Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28 - см. предыдущую редакцию.

2. Перечни учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (при наличии), указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего Порядка, состоят из следующих разделов:

1) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

2) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования;

3) учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.

Раздел, предусмотренный подпунктом 1 настоящего пункта, состоит из подразделов по уровням общего образования, наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов. Раздел, предусмотренный, подпунктом 2 настоящего пункта, состоит из подразделов по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов. Раздел, предусмотренный подпунктом 3 настоящего пункта, состоит из подразделов по организации общего образования разных групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подразделяется по уровням общего образования, по наименованию предметных областей и входящих в них учебных предметов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2024 года приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28. - См. предыдущую редакцию)

3. В федеральный перечень учебников включаются:

1) порядковый номер строки федерального перечня учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий;

2) порядковый номер учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий в федеральном перечне учебников;

3) наименование учебника (для учебника, находящегося на апробации, дополняется словами "находится на апробации");

4) автор (авторский коллектив) учебника;

5) порядковый номер издания (переиздания) учебника;

6) наименование издателя (издателей) учебника;

7) наименования разработанных в комплекте с учебником учебных пособий (для учебных пособий, находящихся на апробации, дополняется словами "находится на апробации");

8) автор (авторский коллектив) разработанных в комплекте с учебником учебных пособий;

9) порядковый номер издания (переиздания) разработанных в комплекте с учебником учебных пособий;

10) наименование издателя (издателей) разработанных в комплекте с учебником учебных пособий;

11) класс, для которого учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия разработаны (не применяется для учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2024 года приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28. - См. предыдущую редакцию)

12) реквизиты приказов Министерства просвещения Российской Федерации, утвердивших федеральный государственный образовательный стандарт и федеральную основную общеобразовательную программу, в соответствии с которыми изданы учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия;

13) правообладатель (наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия правообладателя от имени Российской Федерации (в случае, если исключительные права на подготовленные в соответствии с Порядком подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с подпунктом 4.2.8_4 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (далее - Порядок подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий), учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия принадлежат Российской Федерации), либо наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому принадлежит исключительное право на учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2024 года приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28. - См. предыдущую редакцию)

________________

Часть 7_3 статьи 18 Федерального закона об образовании.

14) язык издания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий (указывается для учебников и разработанных в комплекте с ним учебных пособий, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

15) информация о возможности использования учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий при реализации общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение);

16) подпункт утратил силу с 26 февраля 2024 года - приказ Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28 - см. предыдущую редакцию;

17) подпункт утратил силу с 26 февраля 2024 года - приказ Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28 - см. предыдущую редакцию;

18) реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, на основании которого учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия включены в федеральный перечень учебников;

19) срок действия экспертного заключения, на основании которого учебник и разработанные в комплекте с ним учебные пособия включены в федеральный перечень учебников.

4. Учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации.

________________

Часть 6 статьи 18 Федерального закона об образовании.

4_1. В случае, если в комплекте с учебником учебные пособия не разрабатывались, положения настоящего Порядка применяются исключительно к учебнику.

(Пункт дополнительно включен с 7 октября 2023 года приказом Минпросвещения России от 11 августа 2023 года N 600)

5. Организационно-техническое и аналитическое обеспечение проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий (далее - экспертиза) возлагается на подведомственные Министерству просвещения Российской Федерации организации (далее - уполномоченные организации).

________________

Пункт 3 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст.5343).

6. Объектом экспертизы является учебник, содержащий систематическое изложение учебного предмета (учебного курса), соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего уровня образования, федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (для специального учебника) (далее вместе-федеральные государственные образовательные стандарты), а также федеральным основным общеобразовательным программам, обеспечивающим в том числе учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке и разработанные в комплекте с ним учебные пособия в их содержательном единстве с учебником.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 26 февраля 2024 года приказом Минпросвещения России от 22 января 2024 года N 28. - См. предыдущую редакцию)

________________

Часть 6 статьи 2 Федерального закона об образовании.

Часть 6 статьи 11 Федерального закона об образовании.

7. Экспертиза заключается в анализе и оценке соответствия учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий и их содержания следующим критериям (при условии применимости):

________________

Часть 7 статьи 18 Федерального закона об образовании.

7.1. Общие критерии:

1) обеспечение соответствия содержания учебника и разработанных в комплекте с ним учебных пособий требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию федеральных основных общеобразовательных программ;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»