МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 ноября 2021 года N 817/пр

Об утверждении методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

(с изменениями на 27 апреля 2023 года)



В целях координации деятельности и методического обеспечения подготовки субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с требованиями части 2.3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст.3799; 2019, N 52, ст.7791) в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 5.4.38 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117), и в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 1,ст.33),

приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Министр
И.Э.Файзуллин



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 11 ноября 2021 года N 817/пр
(В редакции, введенной в действие
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 16 сентября 2022 года N 750/пр
. -
См. предыдущую редакцию)

Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

(с изменениями на 27 апреля 2023 года)

1. Общие положения

     

1.1. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения формирования субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее соответственно - программы переселения; программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года; Федеральный закон), а также региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, предусмотренных Правилами предоставления финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2022 года N 1469 (далее соответственно - программы переселения; программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года; Правила).

1.2. Подготовку программы переселения рекомендуется осуществлять исходя из следующих целей и задач:

1.2.1. непрерывного планирования, заблаговременного проведения мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;

1.2.2. эффективности использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Фонд);

1.2.3. выбора наиболее экономически эффективных способов реализации программы переселения с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан из числа предусмотренных Федеральным законом, Правилами, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с частью 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (при наличии таких актов) (далее соответственно - способы реализации программы переселения; Жилищный кодекс);

1.2.4. обеспечения выполнения мероприятий программы переселения в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.

2. Рекомендуемое содержание программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года

     

2.1. В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона в программу переселения рекомендуется включать:

2.1.1. перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) до 1 января 2017 года (далее соответственно - перечень аварийных многоквартирных домов, аварийный жилищный фонд).

Перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.

Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется обеспечить проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены органами местного самоуправления, а также рекомендуется обеспечить проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также в программу переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется включать перечень следующих домов, при условии, что их расселение осуществляется субъектом Российской Федерации без участия средств Фонда (далее - жилые здания):

а) многоквартирные дома, которые признаны аварийными в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечения террористических актов правомерными действиями, по причинам техногенного характера и по другим, отличным от физического износа причинам;

б) аварийные дома блокированной застройки и объекты индивидуального жилищного строительства (далее совместно - жилые дома), признанные непригодными для проживания;

в) многоквартирные дома, которые не признаны аварийными и которые соответствуют критериям, определенным нормативным правовым актом, принятым субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации, жилые дома, которые соответствуют установленным субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 65 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериям, характеризующим их высокий уровень износа, ненадлежащее техническое состояние или отсутствие систем инженерно-технического обеспечения (при реализации в рамках программ переселения проектов комплексного развития территорий жилой застройки (далее - КРТ);

2.1.2. срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов.

Субъекту Российской Федерации рекомендуется установить в программе переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов.

Срок переселения граждан рекомендуется указывать также в отношении жилых зданий, расселение которых осуществляется в рамках программ переселения без участия средств Фонда;

2.1.3. объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, с разбивкой на этапы.

Программу переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется разбить на этапы, исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, на расселение которых планируется предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда.

Минимальный размер этапа программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется определять в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2019 года N 278 "О порядке предоставления в 2019-2024 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации" (далее - Постановление N 278);

2.1.4. обоснование потребности в объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.

Обоснование потребности в объеме средств на реализацию программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется осуществлять в зависимости от выбранных способов реализации программы переселения, предусмотренных частью 6 статьи 16 Федерального закона, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса.

Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса, по тому или иному способу реализации программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется дифференцировать в зависимости от муниципального образования субъекта Российской Федерации;

2.1.5. планируемые показатели выполнения программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года.

В планируемых показателях выполнения программы переселения из АЖФ, признанного до 1 января 2017 года, рекомендуется отражать общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено программой переселения в целом и каждым ее этапом в отдельности, определенным в соответствии с пунктом 10 Постановления N 278.

3. Рекомендуемое содержание программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года

 

3.1. В соответствии с пунктом 9 Правил в программу переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, рекомендуется включать:

3.1.1. перечень аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, в том числе, переселение граждан, из которых предусмотрено с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.

Уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется обеспечить проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены органами местного самоуправления, а также рекомендуется обеспечить проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Также в программу переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, рекомендуется включать перечень жилых зданий;

3.1.2. срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень аварийных многоквартирных домов.

Субъекту Российской Федерации рекомендуется установить в программе переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, переселение граждан из жилых помещений которого предусмотрено с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда.

Срок переселения граждан рекомендуется указывать также в отношении жилых зданий, расселение которых осуществляется в рамках программ переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, без участия средств Фонда;

3.1.3. объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, с разбивкой программы переселения на этапы.

Программу переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, рекомендуется разбить на этапы, исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, на расселение которых планируется предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации за счет средств Фонда. Минимальный размер этапа программы переселения, на расселение общей площади жилых помещений которого предусмотрено финансирование за счет средств Фонда, рекомендуется определять в порядке, установленном пунктом 10 Правил.

Размер этапов программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, для расселения общей площади жилых помещений которых на дату формирования программы переселения не установлена сумма финансовой поддержки за счет средств Фонда, рекомендуется определять расчетным способом, путем деления остатка аварийного жилищного фонда на количество оставшихся этапов программы переселения;

3.1.4. обоснование потребности в объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств.

Обоснование потребности в объеме средств на реализацию программы переселения рекомендуется осуществлять в зависимости от выбранных способов реализации программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, предусмотренных пунктом 19 Правил, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса.

При планировании размера возмещения за изымаемые жилые помещения рекомендуется учитывать, что за счет средств Фонда может быть выплачено возмещение в части, не превышающей величину, рассчитанную в соответствии с пунктом 19 Правил как произведение общей площади изымаемого жилого помещения, трех четвертей нормативной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определяемой Минстроем России (далее - нормативная стоимость квадратного метра), установленной на I квартал года подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть возмещения выплачивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда.

При планировании стоимости приобретения жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками таких домов, или лицами, с которыми заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, рекомендуется учитывать, что стоимость 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, оплачиваемая за счет средств Фонда, не может превышать величину, рассчитанную в соответствии с пунктом 19 Правил как произведение трех четвертей нормативной стоимости квадратного метра и процента долевого финансирования за счет средств Фонда, рассчитанного для соответствующего субъекта Российской Федерации. Оставшаяся часть расходов осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов, источником которых не является финансовая поддержка за счет средств Фонда.

При планировании приведения жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан, рекомендуется за счет средств Фонда оплачивать часть стоимости проведения работ в указанных целях, в размере, не превышающем величину, рассчитанную в соответствии с пунктом 19 Правил как произведение общей площади жилого помещения на 25 процентов нормативной стоимости квадратного метра.

Планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса, по тому или иному способу реализации программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, рекомендуется дифференцировать в зависимости от муниципального образования субъекта Российской Федерации;

3.1.5. планируемые показатели выполнения программы переселения.

В планируемых показателях выполнения программы переселения из АЖФ, признанного с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года, рекомендуется отражать общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено программой переселения в целом и каждым ее этапом в отдельности.

4. Рекомендуемый порядок формирования программы переселения

4.1. Исходя из сформированного перечня аварийных многоквартирных домов, органу местного самоуправления рекомендуется оценить степень готовности муниципального образования к реализации программы переселения (оценить состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства многоквартирных домов, жилых домов, приобретении жилых помещений в многоквартирных либо жилых домах, в том числе в целях последующего предоставления гражданам по договорам найма жилых помещений социального использования, по договорам найма жилых помещений маневренного фонда, приведения жилых помещений в состояние, пригодное для проживания, а также рекомендуется оценить степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободных (незаселенных) жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (далее - свободный муниципальный жилищный фонд), возможность формирования территорий под комплексное развитие).

4.2. Органу местного самоуправления рекомендуется провести предварительную работу по выявлению собственников жилых помещений, проживающих в аварийных многоквартирных домах, имеющих иное пригодное для проживания жилое помещение, находящееся в собственности или занимаемое на условиях договора социального найма.

4.3. Органу местного самоуправления рекомендуется провести разъяснительную работу с собственниками жилых помещений, проживающими в аварийных многоквартирных домах, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений, размере возмещения за изымаемые жилые помещения, размере субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений, с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»