ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПРИКАЗ

от 4 августа 2021 года N П/0336


Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке

(с изменениями на 11 сентября 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.01.2025, № 0001202501140003).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст.4170), подпунктом 5.26(7.25) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст.3052; 2020, N 7, ст.855),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания о государственной кадастровой оценке.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2017 г., регистрационный N 46860) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 419 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2018 г., регистрационный N 52352), от 9 сентября 2019 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2020 г., регистрационный N 57563).

Руководитель
О.А.Скуфинский



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

17 декабря 2021 года,

регистрационный N 66421

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Росреестра
от 4 августа 2021 года N П/0336

     

Методические указания о государственной кадастровой оценке

(с изменениями на 11 сентября 2024 года)

     

I. Общие положения

1. Методические указания о государственной кадастровой оценке (далее - Указания) определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее - бюджетное учреждение).

2. Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета имущественных прав на данный объект, кроме права собственности.

Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.

Результаты расчета кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенной в соответствии с Указаниями, не подлежат корректировке на вероятную величину доходов и расходов продавца, возникающих в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом недвижимости (в том числе связанных с налоговыми обязательствами продавца, возникающими (либо которые могут возникнуть) в связи с владением, пользованием и распоряжением таким объектом).

Датой, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии с Указаниями, является 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

В случае подтверждения информации о фактическом использовании объекта недвижимости, соответствующем виду (видам) разрешенного использования, определенному (установленному) в отношении такого объекта недвижимости и содержащемуся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, для целей Указаний в качестве вида использования принимается такое фактическое использование объекта недвижимости.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)

________________

Сноска исключена с 25 января 2025 года - приказ Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию.



В остальных случаях в качестве вида использования принимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)

В качестве вида использования для целей Указаний может быть принято фактическое использование объекта недвижимости:

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

информация о котором предоставлена на основании поданной в бюджетное учреждение декларации о характеристиках объекта недвижимости (далее - декларация), форма которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон о государственной кадастровой оценке);

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

информация о котором предоставлена органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе уполномоченными на утверждение правил землепользования и застройки (внесение изменений в них);

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

информация о котором получена бюджетным учреждением при подготовке к проведению государственной кадастровой оценки, а также согласована в порядке, предусмотренном пунктом 23 Указаний;

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

информация о котором содержится в отчете об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, а также заключении эксперта, подготовленном в ходе судопроизводства, представленных в бюджетное учреждение правообладателем соответствующего объекта недвижимости, в случае если на основании таких отчета или заключения кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена в размере рыночной стоимости.

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

В качестве вида использования для целей Указаний может быть принято наименование объекта недвижимости в случае отсутствия в ЕГРН информации о виде (видах) разрешенного использования, определенного (установленного) в отношении такого объекта недвижимости, по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки, а также отсутствия сведений о его фактическом использовании, полученных в соответствии с настоящим пунктом.

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

Для целей Указаний бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть использованы сведения, содержащиеся в актах, постановлениях, предписаниях, составленных органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

(Абзац дополнительно включен с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24)

3. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости. При невозможности применения методов массовой оценки определение кадастровой стоимости осуществляется в рамках индивидуального расчета в отношении объектов недвижимости в соответствии с пунктом 49 Указаний.

Для моделирования стоимости может быть использована методология любого из подходов к оценке (совокупность методов (последовательность процедур, позволяющая на основе существенной (оказывающей влияние на величину кадастровой стоимости) для данного метода информации определить стоимость объекта недвижимости в рамках одного из подходов к оценке), объединенных общей методологией): затратного, сравнительного или доходного. Выбор подхода или обоснованный отказ от его использования осуществляется исходя из особенностей вида разрешенного использования, назначения или наименования объектов недвижимости, а также достаточности и достоверности располагаемой рыночной информации, которые определяются по итогам анализа рынка недвижимости. Выбор подходов и методов, используемых для определения кадастровой стоимости, должен быть обоснован.

Применение методов массовой оценки для целей Указаний предполагает определение кадастровой стоимости путем группирования объектов недвижимости. При проведении массовой оценки используются сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке.

Индивидуальный расчет для целей Указаний осуществляется путем определения кадастровой стоимости индивидуально в отношении объекта недвижимости на основе подходов к оценке (сравнительный, и (или) затратный, и (или) доходный подходы к оценке).

4. В случае использования более одного подхода к оценке результаты, полученные с применением различных подходов, должны быть согласованы между собой с целью определения итоговой величины кадастровой стоимости. В случае проведения согласования путем сопоставления результатов, полученных с применением различных подходов, выбранный способ согласования, а также все сделанные при осуществлении согласования результатов суждения и допущения должны быть обоснованы.

5. При определении кадастровой стоимости объект недвижимости оценивается исходя из предположения о возможности его добровольного отчуждения (передачи права собственности) на открытом рынке в условиях свободной конкуренции, а также с учетом того, что покупатель получает возможность полного и незамедлительного его использования в состоянии, в котором он был приобретен (передан) на дату определения кадастровой стоимости, независимо от того, ограничен ли такой объект недвижимости в обороте, существует ли рынок такого рода объектов недвижимости и может ли он быть фактически отчужден.

Информация о событиях, произошедших после даты определения кадастровой стоимости, не может быть использована для определения кадастровой стоимости, за исключением случаев ее использования для подтверждения тенденций, сложившихся на дату определения кадастровой стоимости, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату определения кадастровой стоимости.

6. При определении кадастровой стоимости на базе рыночной стоимости кадастровая стоимость объекта недвижимости не может превышать величины его рыночной стоимости, определенной на ту же дату.

7. Для построения модели оценки кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор достаточной (в зависимости от состояния рынка объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации) и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости.

При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.

При отсутствии рынка объектов недвижимости или при наличии недостатка наблюдаемых рыночных цен на территории субъекта Российской Федерации определение кадастровой стоимости осуществляется на основе рыночно ориентированной модели оценки кадастровой стоимости с учетом всех экономических характеристик объекта недвижимости.

8. При определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением или наименованием может быть продолжено без нарушения требований земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)


В случае если по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки в ЕГРН содержатся сведения о нескольких видах разрешенного использования, определенных (установленных) в отношении объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости такого объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)

9. Определение кадастровой стоимости должно осуществляться на основе единства судьбы земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

10. Земельный участок характеризуется его целевым назначением (принадлежностью земельного участка к определенной категории земель) и (или) разрешенным использованием, а также видом деятельности, осуществляемой на нем без нарушения требований земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, включая фактическое использование, сведения о котором подтверждены в соответствии с пунктом 2 Указаний.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)

11. Определение кадастровой стоимости осуществляется без учета обременении (ограничений) объекта недвижимости, за исключением ограничений прав на землю, возникающих в соответствии с земельным законодательством (в связи с установлением зон с особыми условиями использования территории, иными ограничениями, установленными в соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации).

________________

Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2018, N 32, ст.5135.

12. При определении кадастровой стоимости земельного участка бюджетным учреждением должны учитываться:

обеспеченность (наличие либо отсутствие) инженерной и транспортной инфраструктурой (наличие инженерного и транспортного обеспечения до границ земельного участка), социальной инфраструктурой;

характеристики окружающей территории земельного участка;

существующий рельеф земельного участка, наличие недостатков (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица), препятствующих рациональному использованию земельного участка (при наличии информации о влиянии на стоимость).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 января 2025 года приказом Росреестра от 11 сентября 2024 года N П/0288/24. - См. предыдущую редакцию)


При определении кадастровой стоимости земельного участка не учитываются:

улучшения земельного участка, которые поставлены на кадастровый учет и (или) бухгалтерский учет;

степень благоустройства (внутриплощадочные инженерные коммуникации (расположенные внутри установленных границ земельного участка), искусственные покрытия, малые архитектурные формы, за исключением сложившегося на дату определения кадастровой стоимости рельефа);

озеленение, за исключением естественных и искусственно созданных насаждений при оценке земельных участков сегментов "Сельскохозяйственное использование", "Использование лесов", указанных в главе X Указаний.

Земельный участок для целей Указаний считается обеспеченным инженерной инфраструктурой в объеме подведенных к границе земельного участка инженерных коммуникаций при возможности их использования.

Наличие магистральных инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередач, магистральных трубопроводов, коллекторов, расположенных в границах земельного участка или вблизи его границ, не дает основания считать земельный участок инженерно обеспеченным.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»