ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2021 года N 1886
О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 17, ст.2059; 2017, N 15, ст.2207; N 51, ст.7837; 2018, N 15, ст.2133; N 38, ст.5850; 2019, N 1, ст.40, 73; N 14, ст.1536; N 49, ст.7137; N 51, ст.7632; 2020, N 12, ст.1786; N 14, ст.2132; N 38, ст.5867; N 52, ст.8876; 2021, N 3, ст.550; N 15, ст.2576; N 17, ст.2987; N 18, ст.3157; N 20, ст.3358; N 33, ст.6119).
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
1. Паспорт и паспорта подпрограмм 1-4, 6 и 7 признать утратившими силу.
2. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Стратегические приоритеты в сфере государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
В последние годы в Российской Федерации приняты важные решения по совершенствованию системы социальной поддержки граждан.
Внедрены федеральные и региональные социальные доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам, расширяются возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 2-го ребенка (субсидия) для граждан, проживающих на территории Дальневосточного федерального округа), реализуемые в рамках государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа).
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" приняты и реализуются с 2019 года федеральные проекты "Старшее поколение" и "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография".
В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография" в 2020 году в соответствии с Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" 991,9 тыс. нуждающимся семьям за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) 1-го ребенка.
В целях реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, с 1 января 2019 г. осуществляются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости на Дальнем Востоке, в том числе предоставляются единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также региональный материнский (семейный) капитал при рождении 2-го ребенка.
С 1 января 2007 г. Пенсионным фондом Российской Федерации в рамках реализации Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" предоставляются средства материнского (семейного) капитала. С 2020 года во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал распространено на случаи рождения 1-го ребенка, а также введены положения, предусматривающие в случае рождения (усыновления) 2-го ребенка начиная с 1 января 2020 г. (при условии, что 1-й ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 г.) увеличение размера материнского (семейного) капитала. Действие программы материнского (семейного) капитала продлено до 2026 года.
По состоянию на 1 января 2021 г. территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации выдано 10870882 государственных сертификата на материнский (семейный) капитал (в том числе в 2020 году - 1207624).
По состоянию на 1 января 2021 г. полностью использовали средства материнского (семейного) капитала 6535894 владельца государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал (60,12 процента).
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" субсидию из федерального бюджета на софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет, в 2020 году получили 75 субъектов Российской Федерации, при этом субсидия субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного, Уральского и Сибирского федеральных округов, предоставляется независимо от сложившейся демографической ситуации.
С начала реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2021 г. в указанных субъектах Российской Федерации ежемесячная денежная выплата назначена около 1071,1 тыс. детей. В 2020 году выплату получили 570,9 тыс. семей.
В рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, в 2020 году в рамках федерального проекта "Старшее поколение" реализованы мероприятия:
по внедрению системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше;
по софинансированию за счет средств федерального бюджета государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании, реализовывались как пилотный проект в 2020 году на территории 18 регионов (Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Камчатский край, Ставропольский край, Алтайский край, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Тульская область, Тамбовская область, Воронежская область, Новосибирская область, Тюменская область, г.Москва).
По итогам 2020 года 113,6 тыс. человек старше трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, охвачены системой долговременного ухода (социальное обслуживание и медицинская помощь) в 18 пилотных регионах.
Также в 2020 году стартовал пилотный проект по вовлечению частных медицинских организаций в оказание медико-социальных услуг лицам в возрасте 65 лет и старше, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим в том числе в сельской местности.
В рамках реализации пилотного проекта частным медицинским организациям предоставлена возможность оказывать гражданам старше 65 лет медико-социальные услуги. Оплата услуг частных медицинских организаций осуществляется за счет межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета и грантов в форме субсидий.
В пилотном проекте участвуют отдельные регионы Российской Федерации, которые включены в пилотный проект по долговременному уходу за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В 2020 году таких регионов было 18 (Алтайский край, Камчатский край, Ставропольский край, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Республика Бурятия, Волгоградская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Новгородская область, Рязанская область, Воронежская область, Тульская область, Новосибирская область, Тамбовская область, Тюменская область, г.Москва).
Конкурсный отбор в 2020 году прошли 37 частных медицинских организаций, находящихся на территории 12 субъектов Российской Федерации, входящих в пилотный проект.
По отчетным данным субъектов Российской Федерации на конец 2020 года медико-социальный патронаж в рамках реализации пилотного проекта получили более 3,1 тыс. пожилых граждан.
В рамках мероприятий по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания, за период 2019-2020 годов в субъектах Российской Федерации введено в эксплуатацию 15 объектов общей площадью 39491,3 кв.м, мощностью 1128 койко-мест (в Республике Мордовия - 4 объекта, в Республике Ингушетия, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Республике Тыва, Чувашской Республике, Амурской области, Воронежской области, Иркутской области, Новгородской области, Саратовской области и Красноярском крае - по 1 объекту).
В целях определения подходов к строительству зданий домов-интернатов проведен архитектурный конкурс на лучший концепт-проект зданий стационарных организаций социального обслуживания. По итогам проведенного конкурса определено, что предпочтительны к строительству одноэтажные - трехэтажные здания мощностью до 150 койко-мест.
Во всех строящихся зданиях стационарных организаций социального обслуживания созданы условия для жизнедеятельности пожилых граждан в соответствии с их состоянием.
В результате реализации Программы численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения составила в 2020 году 12,1 процента.
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 г. введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе. По состоянию на 1 января 2021 г. указанная выплата была произведена в отношении 3622244 нуждающихся семей, в которых проживает 4657424 ребенка.
С 1 апреля 2021 г. размер выплаты дифференцирован (50, 75 и 100 процентов установленной в регионе величины прожиточного минимума для детей) в зависимости от дохода семьи, а также введены дополнительные критерии нуждаемости при предоставлении выплаты (имущественный критерий, правила "нулевого дохода").
В 2020 году реализован пилотный проект, в рамках которого из федерального бюджета бюджету 21 субъекта Российской Федерации были предоставлены субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
За 2020 год в пилотных регионах 46,5 процента граждан из числа граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, преодолели трудную жизненную ситуацию, улучшив в том числе свое материальное положение.
По итогам пилотного проекта проведена работа по совершенствованию механизма социального контракта, в ходе которой была доработана нормативно-правовая база в части использования средств, предоставляемых на основании социального контракта, а также предусмотрено с 2021 года предоставление субсидий на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, всем субъектам Российской Федерации.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году на федеральном уровне был принят пакет мер социальной поддержки семей с детьми в целях поддержания уровня их доходов.
В 2020 году в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации выделялись средства федерального бюджета, в том числе из резервного фонда Правительства Российской Федерации, на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам стационарных организаций социального обслуживания, оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - выплаты стимулирующего характера) и на осуществление оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели.
Гражданам в полном объеме обеспечивается предоставление социальной поддержки и государственных социальных гарантий.
На рынке социальных услуг в сфере социального обслуживания растет доля негосударственных организаций.
В 2020 году предоставлены субсидии 35 общественным организациям в общем объеме 1548738,3 тыс. рублей.
Средства федерального бюджета, предоставляемые в качестве субсидии в 2020 году, позволили организовать прохождение комплексной и восстановительной реабилитации около 6 тыс. инвалидов, ветеранов, членов их семей и иных категорий граждан, а также предоставить дополнительные меры социальной поддержки ветеранам, пенсионерам и инвалидам.
Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. в целях поддержки доходов семей, которые находятся в сложной ситуации, Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены с 1 июля 2021 г. ежемесячные пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет для категорий лиц, размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величины прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы и общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации определены исходя из Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 29 сентября 2018 г., Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года), Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". К приоритетным направлениям и целям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;
обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;
повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества;
совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам.